Основные направления и тенденции развития философии техники

Философия техники: основные проблемы и направления

 

Философия техники – область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, культуру и человека.

Термин «философия техники» ввел Эрнст Капп, создавший одну из первых концепций философии техники. Существенную роль в формировании философии техники сыграли также А.Эспинас, Ф.Бон, Ф.Дессауер, русский инженер и философ П.К.Энгельмейер. В нач. 20 в. философия техники успешно развивалась в России, однако позднее эта дисциплина (как буржуазная наука) перестала разрабатываться в нашей стране.

 

1. Круг вопросов этой философской дисциплины: сущность техники, соотношение искусственного и естественного, влияние техники на сущностные параметры человеческого существования, соотношение науки и техники, изобретения и открытия и т.д.

2. Становление философии техники как дисциплины.

Подлинным родоначальником философии техники является не кто иной, как немецкий философ Эрнст Капп, который в своей работе «Основания философии техники» впервые дает целостное систематизированное философское представление о сущности техники.

В своей философской концепции техники он исходит из так называемого антропологического критерия, который провозглашает человека фактическим центром мироздания и, таким образом, объявляет его исходным пунктом и конечной целью, т.е. истинным предназначением всех свершений. Смысл этого критерия или принципа точно, по мнению Э.Каппа, передают знаменитые слова Протагора: «Человек - мера всех вещей».

Человек является единственным живым существом, которое, будучи неудовлетворенным тем, что находит в первозданной природе, вынуждено само творить условия, необходимые для своего существования. Следовательно, человек тем и отличается от всех остальных животных, что является творческим, или, точнее говоря, са­мотворческим существом, поскольку, создавая условия своего существования, человек, тем самым, творит самого себя.

Процесс человеческого творчества или самотворчества с точки зрения Э.Каппа оказывается ни чем иным, как перенесением человеком своего внутреннего мира вовне, т.е. превращением и продолжением этого мира в мир внешний.

Принцип органопроекции: «...все средства культуры, будут ли они грубо материальной или самой тонкой конструкции, являются ни чем иным, как проекциями органов».

Все технические средства как искусственные орудия человека представляют собой, согласно Э. Каппу, продолжения его естественных орудий, т.е. органов или же механические подражания им.

 

Основные направления и тенденции развития философии техники

Технократический оптимизм и технократический пессимизм. Возникнув в конце 19 века философия техники в процессе своего дальнейшего развития включала в свое содержание большую палитру взглядов, которые порой сходились друг с другом, а порой основывались на прямо противоположных принципах. Одни из них относятся к так называемому технократическому направлению. Они видят в технике определяющую и единственную, причину всех социальных изменений. Подобные утверждения основываются на принципе технократического детерминизма. С точки зрения других техника имеет свою логику развития, независимую от социума. Для одних будущее человечества под воздействием научно-технического прогресса предстает в радужном свете: техника в процессе своего развития автоматически разрешит все социальные коллизии, создаст общество изобилия, ликвидирует унижающий человека не творческий и физически тяжелый труд и обеспечит радостную творческую жизнь. Другие, напротив, видят в технике демона, подчиняющего себе человека: эра человека сменится эрой роботов, произойдет интеллектуальное вырождение индивидов, моральная деградация личности. Одни взгляды связывают прогресс техники с развитием науки, рационального познания. Другие, напротив, уповают на бога, высший иррациональный дух.

 

В современной философии техники можно выделить четыре крупных направления: сциентистское, социологическое, антропологическое и религиозное. Они последовательно анализируют взаимосвязь техники с наукой, обществом, человеком и верой.

Первое направление - сциентистское (от англ. science - наука) возникает еще в 70-х годах 19 века. Техника рассматривается как практическая реализация научных знаний. Дается философский анализ системы "наука-техника", проводится гносеологическое исследование проблем техники, технического творчества и технического знания. Техника начинает рассматриваться как всякий способ человеческой деятельности, применяющий методы научного познания.

Второе направление - социологическое. Оно анализирует взаимоотношения техники и общества. Это направление делится на две ветви. Первая – техницизм - утверждает всемогущество "научно-технической рациональности", совершенствование которой само по себе должно разрешить социальные и политические проблемы современного общества. Вторая - антитехницизм, возникший еще в 20-х годах ХХ века. Техника предстает как злой гений человечества, источник всех его бед. В зависимости от конкретной социально-политической и экономической обстановки техницизм и антитехницизм последовательно сменяют друг друга. Так, после второй мировой войны разворачивается гуманистическая критика техники, ставится вопрос о кризисе личности и ее судьбе в современном технизированном обществе.

Третье направление - антропологическое. Свою проблематику это направление сформулировало еще в 30-е годы нашего столетия. Техническая среда рассматривается как способ существования человека. Философский анализ технической деятельности сочетается с данными антропологии, психологии, физиологии и других наук, изучающих человека. Исследуя технику как необходимый атрибут человеческого бытия, это направление философии техники часто идет по пути биологизации техники. Источник всякого технического творчества оно видит исключительно в деятельности человека как биологического существа, рассматривает технику как реализацию каких-то качеств и способностей присущих природе. Человек таким образом техникой восполняет свою биологическую недостаточность.

Четвертое направление - религиозная философия техники. Религиозные интерпретации техники возникли в начале ХХ века и с большей активностью стали реагировать на противоречивые тенденции научно-технического развития и его амбивалентные последствия. Стремяcь осмыслить научно-технический прогресс с позиций христианства, это направление рассматривает технику как воплощение сверхъестественной сущности - бога. Любая техническая система воплощает универсальную «упорядоченность» природы в соответствии с божественной целью.

4. Определения техники: (от греч. techne – искусство, мастерство)

· совокупность средств человеческой деятельности, направленная на изменение данного, преднаходимого соответственно человеческим потребностям и желаниям.

· исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, механизмов и т. п.), которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей; нередко к технике относят также и те знания и навыки, с помощью которых люди создают и используют эти средства в своей деятельности.

· совокупность материальных средств, создаваемых для осуществления процесса производства, обогащающих и облегчающих познание человеком окружающего мира, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой.

· совокупность различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для удовлетворения социокультурных потребностей.

 

5. Основные аспекты техники

            

Современная философия изучает технику в целом ряде взаимосвязанных аспектов:

1) техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером).

2) техника является “инструментом”, т. е. всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т. д.). Инструментальная функция техники заставляет отнести к ней как простые орудия или механизмы (топор, рычаг, лук и т. д.), так и сложную техническую среду (современные здания или инженерные коммуникации);

3) техника — это самостоятельный мир, особая реальность. В этом смысле техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. С развитием техники связывается определенный способ существования человека, а в наше время — и судьба цивилизация;

4) техника представляет собой специфический способ использования сил и энергий природы. Любая техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Но только в Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, процессов, научился описывать все подобные естественные феномены средствами науки и ставить их себе на службу.

 

Литература

 

1. Аль-Ани Н. М. Философия техники. СПб.: Санкт-Петербург, 2004. 184 с.

2. Горохов В. Г., Розин В. М. Введение в философию техники. М.: ИНФРА-М, 1998. 227 с.

3. Дессауэр Ф. Спор о технике / пер. с нем. А.Ю. Нестерова. Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2017. 266 с.

4. Тавризян Г. М. Философы XX века о технике и «технической цивилизации». М.: РОССПЭН, 2010. 210 с.

5. Философия техники в ФРГ / под ред. Н.Б. Игнатовской, В.М. Леонтьева. М.: Прогресс, 1989. 528 с.

6. Философия техники: история и современность / под ред. В. М. Розина. М.: ИФ РАН, 1997. 283 с.

7. Энгельмейер П.К. Теория творчества. 2-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 208 с.

8. Энгельмейер П.К. Философия техники. СПб.: Лань, 2013. 78 с.

9. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. Машина и собственность. СПб.: Владимир Даль, 2002. 564 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: