Понятие формы государства. Форма государственного правления. Форма государственного устройство

Форма государства – это система организации государственной власти и её устройство. Форма государства включает в себя три составляющие:                                                   1) Форма правления                                                                                                                     2) Форма государственного устройства                                                                                      3) Политический (государственный) режим                                                                       Государство как орган управления делами общества стремится выполнить свое предназначение. В этих целях государство:                                                       1.закрепляет совокупность органов, способных реализовать его функции;                     2.наделяет органы властными полномочиями, т.е. правом принимать обязательные властные решения и осуществлять действия по определенному кругу вопросов; 3.устанавливает конкретные способы взаимодействия государственных органов между собой и гражданским обществом. Тем самым обеспечивается не только согласованное действие органов государства между собой, но и воплощение принимаемых ими мер в реальной жизни, в системе конкретных отношений.

На форму государства влияют разнообразные политические, экономические, социальные и иные факторы. Особое значение имеет классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства. Форма государства представляет собой совокупный итог соотношения классов на том или ином этапе развития общества, способность и решимость каждого класса участвовать в формировании государственной воли и отражать свои интересы в законах и иных нормативно-правовых актах.

Например, в ходе буржуазной революции в Англии буржуазия не была до конца последовательной в своих претензиях на государственную власть, проявляла известные колебания и в конечном итоге вступила в компромисс с феодалами, помещиками. Итогом этого компромисса и явилось образование государства в форме ограниченной монархии. Во Франции, где классовая борьба была наиболее острой, буржуазия разгромила феодализм и установила свое политическое господство в форме республики.

Форма государства не может не учитывать и Национального состава населения, стремления отдельных наций и народностей иметь собственное государственное образование в составе другого гоударства-ва. Федерация является одним из способов удовлетворения потребностей отдельных наций и народностей в автономии, предоставлении им права самостоятельного решения вопросов, определяемых конституцией страны или специально заключенным договором между субъектами федеративного гос-ва.

Форма государства в известной степени зависит от традиций в истории развития страны, а также от борьбы органов гос-ва за право участвовать в решении основополагающих вопросов жизни и деятельности гос-ва и общества. Так, с точки зрения национального состава Германия могла быть унитарным гос-ом, поскольку население состоит фактически из одной национальности. Но Германия является федерацией, что является несомненной данью историческим традициям. Не желая лишать исторически сложившегося права отдельных территорий (земель) на автономное решение ряда вопросов, современная Германия конституирует себя в форме федерации.

Основными формами правления рабовладельческого государства являлись: монархия, аристократическая.республика и демократическая республика.

1. рабовладельческая монархия - жесткая централизация и концентрация всей гос-ой власти в руках наследственного монарха, сосредоточение всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти у единоличного главы государства.

Ее разновидность

-восточная деспотия. Власть монарха представлялась неограниченной, была ограниченной интересами и влиянием военно-чиновничьей знати и жрецов

-монархическая форма правления рабовладельческого гос-ва  Древнего Рима. Она возникла в I в. до н.э. и существовала вплоть до V в. н.э

Органами гос. власти в Римской республике формально считались народные собрания, их решения нуждались некоторое время в утверждении Сената. Сенат состоял из представителей крупной торговой и военной аристократии. Избирался недемократическим путем—консулами, а с IV в. до н.э.—цензорами. Сенат обладал значительными полномочиями в различных сферах гос. деятельности.

2.Рабовладельческая демократическая республика, в формировании ее высших гос. органов принимали участие не только представители господствующего класса рабовладельцев, но и свободные граждане. В Афинах сложились такие демократические принципы замещения должностей: выборность, подотчетность, сменяемость и другие. Выборы проводились путем голосования в народном собрании или использованием жребия. Высшим.органом гос. власти Афинского гос-ва – Народное собрание. Из участия в общественно-политической жизни он полностью исключал женщин, всех граждан, не достигших 20 лет, бывших рабов и др. членов афинского общества.

Наиболее распространённой формой правления феод. гос-ва на всех этапах его развития была монархия. Другая форма—аристократическая республика, редко встречается.

Монархическая форма правления в условиях феодализма  имела свои разновидности. В соответствии  с этапами развития феодального строя следует различать раннефеодальную монархию (VI в. – IX в.), сословно-представительную (Х в. – XV в.) и абсолютную монархию(XIVв. – XIX в.).

Типичные и нетипичные формы правления современных государств.

Форма гос-ого правления — это элемент формы гос-ва, характеризующий организацию верховной гос власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

К верховной гос  власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия — форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы гос-ва (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- представительство гос-ва монархом по своему усмотрению;

- юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой гос-го правления. В буржуазном обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

Сословно-представительная монархия – централизованная форма гос-го правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом. Во Франции это - Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы, в России -  Земский собор.

Наряду с сословно-представительными органами функционировал строго централизованный, разветвленный аппарат центральной и местной исполнительной власти, всецело подчиненный монарху.

Абсолютная монархия - форма правления, при которой верховная гос-ая власть по закону всецело принадлежит одному лицу - царю, королю, императору.

Основной признак - отсутствие каких-либо гос-ых органов, ограничивающих компетенцию монарха.

К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически не ограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах при абсолютизме принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым и увольняемым монархом.

Конституционная монархия - форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.

Как форма правления конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.).

Она может быть парламентарной и дуалистической. Последняя как форма гос-го правления практически изживает себя. Парламентарная монархия характеризуется следующими признаками:

- правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии гос-ая власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения.

Республика - форма правления, при которой глава гос-ва является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики: 1) выборность власти; 2) ограниченность срока полномочий власти; 3) зависимость от избирателей.

Республики подразделяются на: президентские, парламентские и смешанные.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он глава гос-ва и прав-ва. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента. Президент наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется зак-ным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра..

В смешанных (полу-президентских, полу-парламентских) республиках -двойная ответственность правительства—и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте.

Территориальное устройство государства: причины многообразия и виды. Влияние формы государственного устройства на форму правления.

Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием "территориальное устройство государства". Территориальное устройство — историческое следствие той предпосылки гос-ва, которая сформировалась в результате замещения кровнородственных связей соседскими и эволюционировала в принцип разделения людей не по их происхождению, а по проживанию на определённой территории. Естественно, что по тому же принципу должны были строиться и гос-ые органы, людьми управляющие.

Форма гос-го устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия гос-ое устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах. В зависимости от этого критерия различают следующие  формы.

Унитарное государство — простое, единое гос-во, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками гос-го суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Италии.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на м\н арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства м.б. централизованными — Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация — сложное, союзное гос-во, части которого являются гос-ми образованиями и обладают в той или иной мере гос-ым суверенитетом и другими признаками государств-ти; в нем наряду с высшими фед органами и фед закон-ом существуют высшие органы и закон-во субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации м.б. построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая — субъектов федерации; третья — совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа—Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 27 стран Европы.

Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, эконом-их и других целей. Она не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный гос-ый аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация - непрочные гос-ые образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные гос-ва (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815—1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого — государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы — империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения.

Государственный (политический) режим мы разберём на следующем занятии

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: