Полиция в конце XIX - начале XX века

В соответствии с новой расстановкой сил в стране изменялась и организация полиции. Прежде всего, надо указать на создание специальной фабрично-заводской полиции согласно принятому 1 февраля 1899 г. закону «Об усилении состава полиции в районах промышленных заведений».

В связи с обострением социальной напряженности в деревне и крестьянскими выступлениями в 1903 г. была проведена частичная реорганизация сельской полиции. Вместо выборных от крестьянства сотских, которые по традиции несли вспомогательную полицейскую службу в порядке повинности под руководством урядников, были учреждены штатные должности сельских стражников. Стражники были государственными служащими, низшими чинами полиций. Иными словами, расширен был аппарат полиции в его низшем звене. Увеличение численности городского населения сопровождалось ростом уголовной преступности, что вынуждало власти предпринять также некоторые организационные меры. В частности, еще в 1868 г. при петербургском градоначальстве создается сыскное отделение как специализированный орган уголовного розыска. Но первоначально это отделение влачило жалкое существование, и лишь в 1887 г. были увеличены штаты отделения и повышены оклады сотрудников, так как ранее эти оклады были значительно ниже, чем в других службах. Начиная с 80-х годов XIX в. сыскные отделения создаются и в других крупных городах (Москве, Киеве, Варшаве, Риге, Одессе и т.д.). Но единой системы уголовного розыска так и не возникло. Формы и методы работы сыскных отделений не регламентировались. И только 6 июля 1908 г. принимается закон «Об организации сыскной части». В развитие этого закона в 1910 г. утверждена Инструкция чинам сыскных отделений. Для общего руководства сыскной полицией в составе Департамента полиции создается специальное подразделение - восьмое делопроизводство. Однако серьезным недостатком в организации сыскных отделений являлось то, что они строились по децентрализованной системе, т.е. каждое отделение входило в полицейское управление города или уезда и замыкалось в рамках подведомственной территории. При необходимости розыска преступника за пределами этой территории начальники сыскных отделений должны были сноситься с Департаментом полиции через начальников уездных полицейских управлений, полицмейстеров и губернаторов. Штаты сыскных отделений были невелики (от 8 до 20 человек). Все это сказывалось на эффективности их работы.

Важным направлением деятельности полиции являлось проведение паспортного режима. В данном издании приводятся извлечения из Закона о паспортах и видах на жительство 1895 г. Выше уже говорилось о введении паспортов и обязательности их регистрации в полиции еще при Петре I. В 1833 г. был введен Свод уставов о паспортах и беглых, подробно регламентировавший порядок выдачи паспортов и их регистрации. Свод Уставов носил ярко выраженный феодально-сословный характер. Закон о паспортах и видах на жительство 1895 г. внес в паспортный режим некоторые коррективы в связи с отменой крепостного права и предоставлением крестьянам ряда гражданских прав. Однако в паспортном режиме сохранились пережитки феодализма.  По-прежнему существовали для разных сословий и лиц различных вероисповеданий разные виды паспортов и различный порядок их выдачи.

Революция 1905--1907 года серьезно напугала правительство. Она поколебала самые основы самодержавного строя в России. Сил полиции и жандармерии для ее подавления оказалось недостаточно, поэтому царизм с целью подавления революционного движения широко использовал войска. Так, для расстрела мирного шествия к зимнему дворцу 9 января 1905 г., когда было убито 1200 человек и ранено свыше 5 тыс. человек, использовались гвардейские и казачьи части Петербургского гарнизона.

Крупные воинские соединения использовались для подавления вооруженных восстаний на Черноморском флоте (в Севастополе, броненосце «Потемкин», крейсере «Очаков» и др.), крепостях Кронштадт и Свеаборг, вооруженного восстания в Москве.

Практически обязанности по регулированию реализации указанных конституционных прав и свобод возлагались на МВД, губернаторов и местные органы полиции. Так, к примеру, о предполагаемом собрании его организаторы должны были не позднее, чем за три дня испросить разрешение у местной полицейской власти, сообщив о месте, времени, организаторах, числе участников и теме собрания.

На МВД и губернаторов возлагалась регистрация обществ и союзов. Для этого под председательством губернаторов создавались особые присутствия по делам обществ и союзов. Надзор за деятельностью обществ и союзов возлагался на полицию.

Сразу же после подавления революции начинается поиск путей совершенствования и усиления полиции. Прежде всего, расширяется сеть охранных отделений, а в целях координации деятельности низовых охранных отделений образуются районные охранные отделения, каждое из которых руководит работой охранных отделений в нескольких губерниях. Иными словами, возникли своеобразные «охранные округа». 14 декабря 1906 г. было принято Положение о районных охранных отделениях. Вслед за тем в 1907 г. принимается Положение об охранных отделениях (низовой охранке). Общее руководство деятельностью охранных отделений осуществлял Особый отдел Департамента полиции. Он же руководил и оперативной деятельностью жандармских управлений, хотя административное руководство по-прежнему сохранялось за штабом Корпуса жандармов.

Однако стало ясно, что необходима коренная реформа полицейской системы. Первым с проектом полицейской реформы в 1907 г. выступил премьер-министр и министр внутренних дел Столыпин. Ее содержание он изложил в своей речи на заседании II Государственной думы. Столыпинский проект содержал ряд положений. Во-первых, это усиление взаимодействия различных полицейских служб, как на министерском, так и особенно на губернском уровне. Дело в том, что корпус жандармов, хотя и был передан в 1880 г. в состав МВД, а его оперативной деятельностью руководил Департамент полиции через свой Особый отдел, однако в строевом, административном и финансовом отношении все жандармские органы (в том числе и губернские жандармские управления) подчинялись не Департаменту полиции, а штабу Корпуса.

Еще большая разобщенность имела место на губернском уровне. Достаточно сказать, что в губернии так и не было создано какого-либо органа, объединявшего деятельность губернской полиции. Все полицмейстеры городов и исправники уездных управлений подчинялись губернатору напрямую. Кроме того, губернские жандармские управления были независимы от губернатора. Они должны были лишь взаимодействовать с ним. Еще в конце XIX в. была сделана слабая попытка объединить деятельность губернской полиции, когда начальники губернских жандармских управлений получили звания инспекторов губернской полиции, но их инспекторские функции распространялись только на строевую часть (проведение строевых смотров). В связи с этим Столыпин предлагал следующие меры.

Во-первых, ввести на местах должности помощников губернаторов по полиции, которым подчинить как общую, так и жандармскую полицию, и охранные отделения. Губернские жандармские управления подлежали, согласно этому плану, ликвидации, а на их базе Столыпин предполагал учредить губернские полицейские управления, подчиненные губернаторам, через их помощников по делам полиции.

Во-вторых, свести все многочисленные правовые акты в единый «Устав полицейский», в котором учесть новые моменты в жизни Российского государства и, в частности, особенности полицейской службы в условиях принятия Основных законов Российской империи (конституции) 1906 г., многопартийности, разрешения, хотя и ограниченной, свободы слова, печати, союзов и т.д.

В-третьих, создать сеть полицейских учебных заведений для подготовки работников полиции, так как переводимые в жандармские органы и общую полицию армейские офицеры и чиновники, как правило, не знали особенностей полицейской службы и не были к ней готовы, особенно в новых условиях.

В-четвертых, увеличить оклады служащим полиции и жандармерии в три раза, так как только при достаточной оплате труда возможна борьба с коррупцией в полиции. Столыпин доказывал, что невозможно добиться, чтобы околоточные надзиратели при окладе 600 рублей в год не брали взяток.

Однако реформа, предложенная Столыпиным, так и не была проведена. Это объяснялось косностью и консерватизмом бюрократического аппарата и нехваткой финансовых ресурсов. Кроме того, либеральная общественность требовала, прежде чем проводить полицейскую реформу, принять законы, гарантирующие права и свободы личности, что было неприемлемо для самодержавия.

В конечном счете, правительство ограничилось небольшим увеличением штатов губернских жандармских управлений.

 И лишь 23 октября 1916 г., по существу накануне революции, было принято постановление Совета министров «Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов». В нем устанавливалось соотношение численности полиции с численностью населения городов и уездов, увеличивались штаты полиции и несколько увеличивалась зарплата служащих полиции. Учитывая нехватку мужчин, годных к службе, в связи с их призывом в действующую армию, постановление разрешало принимать на службу и женщин, но только на канцелярскую работу, не связанную с допуском к секретным документам. 27 февраля 1917 г. восставший народ смел самодержавие. Следует отметить, что полиция до конца осталась верна свергнутому режиму. Петроградское жандармское управление и ряд полицейских участков были разгромлены и сожжены, многие полицейские были арестованы. Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции, а 19 марта 1917 г. был распущен Отдельный корпус жандармов. Его дела были переданы военному ведомству.

Таким образом, российская полиция не только фактически, но и юридически прекратила свое существование.

 

 ПОЛИЦИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ.

 

2.1 Реорганизация  милиции  в  полицию.  Реформа  МВД  2011  года.

 

Общественный порядок в нашей стране до недавнего времени поддерживала, как всем известно, милиция. Официально полиция в России вновь возродилась только в 2011 году. 1 марта 2011 года, вступил в силу Федеральный закон "О полиции". По сути, именно этот нормативный правовой акт положил начало масштабному реформированию органов внутренних дел. В ходе данной реформы произошли следующие изменения:

1. Закон «О полиции» отличается от отмененного закона «О милиции» резким сокращением отсылочных норм. В нем представлен исчерпывающий перечень полномочий. Новые права и обязанности полиции могут возникнуть только путем включения дополнений в закон «О полиции».

2.  В новом законе детализирована процедура и порядок задержания. В случае применения к гражданину мер принуждения сотрудник полиции обязан объяснить причину своих действий и разъяснить гражданину его права и обязанности (п.4 ст.5 ФЗ «О полиции»). Четко прописана последовательность действий после задержания.

3. Гражданин, задержанный сотрудником полиции, имеет право на телефонный разговор со своими близкими в течение 3-х часов, если он не совершил ранее побег или не является подозреваемым в уголовном преступлении (п. 7,11 ст.14 ФЗ «О полиции»). Однако никаких правовых последствий при незачтении этой формулировки не предусмотрено. Также прямое толкование нормы не предполагает звонка адвокату.

4.Так же в ФЗ «О полиции» детально прописаны полномочия полицейских при проникновении в жилище. Вместо двух абзацев в законе «О милиции», теперь этому посвящена отдельная статья из восьми пунктов. Раньше о проникновении в дом, квартиру или на земельный участок против воли проживающих в течение суток уведомлялся только прокурор. Теперь к нему добавился и собственник жилища. Основания для вторжения в жилище не изменились.

5. Права полицейских в новом законе существенно расширены, и на многие действия, на которые ранее требовалась санкция прокурора или решение суда, они получили право в ходе обычной работы: запрашивание сведений, составляющих, в том числе, и налоговую тайну у организаций или персональные данные граждан. В отдельную статью выделены и прописаны все полномочия полиции по ведению баз данных россиян. Полиция остается одним из основных носителей сведений о гражданах - она ведет базы данных 23 различных категорий граждан.

6. В новом законе более подробно описаны действия по применению спецсредств, а также основания для их применения. Число применяемых спецсредств увеличилось с 10 до 14.. Появились средства блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, применяемые на митингах и концертах. При этом специально оговорено, что незаконные, но ненасильственные акции не могут пресекаться с применением спецсредств. Увеличился на один пункт перечень оснований для применения огнестрельного оружия против людей.

Таким образом, можно сделать вывод, что с одной стороны, действия полицейских определяются более четко, а значит, меньше возможностей для злоупотреблений, а с другой, степень подчиненности обычных граждан полицейским возрастает. Происходит расширение прав полиции, напрямую касающихся прав и свобод граждан.

 

2.2 Определение  и  нормативная  основа, регулирующая деятельность полиции.

 

Полиция в Российской Федерации – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.  Полиция является составной частью единой централизованной системы МВД. В состав полиции могут входить подразделений, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Состав полиции, порядок создания, реорганизация и ликвидация подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

Полиция в России строит свою деятельность на основании следующих нормативно - правовых актов:

1. Конституция РФ;

2. общепризнанные принципы и нормы международного права;

3. международные договоры РФ;

4.Федеральные конституционные законы;

5. ФЗ «О полиции»;

6. другие федеральные законы;

7. нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ;

8. нормативно-правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

Надзор за законностью деятельности полиции осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

 

2.3 Принципы деятельности полиции.

 

В ФЗ «О полиции» большое внимание уделено основополагающим принципам деятельности данного правоохранительного органа, им посвящена целая глава этого закона.

Этими принципами являются:

1. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип обязывает сотрудников полиции относиться уважительно к

гражданам и выполнять их законные требования (ст. 5 ФЗ «О полиции»).

2. Законность. Все действия сотрудника полиции должны быть в соответствии с установленными законами (ст. 6 ФЗ «О полиции»).

3. Беспристрастность. Сотрудник полиции одинаково соблюдает и защищает права и свободы всех лиц, вне зависимости от их расы, пола, национальности и т.д. Сотрудник полиции не вправе состоять в какой-либо политической партии и принимать участие в ее деятельности (ст. 7 ФЗ «О полиции»).

4. Открытость и публичность. Деятельность полиции является открытой и доступной для ознакомления, как отдельных граждан, так и общественности, в рамках требований законодательства Российской Федерации (ст. 8 ФЗ «О полиции»).

5. Общественное доверие и поддержка граждан. Данный принцип направлен на формирование сотрудничества полиции, граждан и общественных объединений, с целью повышения общественного доверия к полиции (ст. 9 ФЗ «О полиции»).

6. Взаимодействие и сотрудничество. Полиция осуществляет сотрудничество с другими правоохранительными органами, организациями и гражданами, как на территории РФ, так и за ее пределами (ст. 10 ФЗ «О полиции»).

7. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. С этим принципом связано одно из нововведений - заявления и сообщения о правонарушениях граждане могут отправлять и в электронном виде, а также данная статья может облегчить применение цифровых материалов в качестве доказательств со стороны органов государственной власти в суде (ст. 11 ФЗ «О полиции»).

 

2.4  Основные направления деятельности полиции.

 

Согласно статье 2 Федерального Закона «О полиции» основными направлениями деятельности этого правоохранительного органа осуществляется по следующим основным направлениям:

1. защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3. выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4. розыск лиц;

5. производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6. обеспечение правопорядка в общественных местах;

7. обеспечение безопасности дорожного движения;

8. контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9. контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10. охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12. осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Также по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению    международного    мира    и безопасности.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что полиция регулирует огромное количество сфер нашей жизни и является необходимым органом для современного общества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Становление в Российской Федерации такого правоохранительного органа как полиции прошло достаточно длинный исторический путь, в ходе которого было проведено множество значимых реформ, оказавших влияние на современное ее состояние. В ходе данной курсовой работы я узнал, что впервые полиция появилась еще в 18 веке при Петре I, однако тогда на этот орган возлагались несколько иные обязанности. В процессе изменения общества и государства преобразовывались и органы полиции. По моему мнению, самые масштабные изменения произошли после революции 1917 года, потому что именно тогда начинает формироваться структура и правовая база современной полиции. Но и, конечно же, нельзя оставить без внимания вступление в силу в 2011 году Федерального закона "О полиции", ведь именно этот нормативный акт является основой организации деятельности полиции в наше время.

Необходимо отметить, что имеется и официальное мнение по Закону «О полиции»: «Закон закрепляет и раскрывает новую, партнерскую, а не доминантную, модель взаимоотношений полиции и общества. Это позволит, по нашему мнению, каждому сотруднику при осуществлении своих обязанностей ощущать себя частью общества, а обществу, в свою очередь, лучше понимать, что оно делегировало полиции функции защиты себя от бесправия, включая не очень приятную и специфичную миссию принуждения во имя Закона».

В 21 веке полиция является одним из основных правоохранительных органов государства, ведь именно она обеспечивает правовой порядок и следит за исполнением законов путем непосредственного контакта с населением. На мой взгляд, сегодня в России создана полноценная правовая база для функционирования полиции. Однако время не стоит на месте, и в будущем неизбежны изменения и в этой сфере, поэтому для государства очень важно правильно оценивать достоинства и недостатки всех проведенных реформ этого правоохранительного органа в истории России.

Исходя из содержания данной курсовой работы можно сделать вывод, что цель и задачи, поставленные во введении, достигнуты, так как, проанализировав материалы по данному вопросу, мне удалось раскрыть изучаемую тему.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: