Дошкольный период (3 - 7 лет)

Дошкольный возраст – этап психического развития, занимающий место между ранним (1 - 3 лет) и младшим школьным возрастом (7 - 12 лет). В Д. в. выделяют три подпериода: младший (3-4 года), средний Д. в. (4 - 5 лет) и старший Д. в. (6 - 7 лет).

Д. в. имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры. В мл. Д. в. основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий людей (кормит куклу, как мама, укачивает ребенка, приготавливает обед), которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В ср. Д. в. главным содержанием игры выступают отношения между людьми («дочки-матери», н-р). Это возраст максимального расцвета ролевой игры. Появляются сюжет и игровая роль. В ст. Д. в. сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли (честно играть в прятки, «кошки-мышки»). Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами. Именно в игре сосредоточено все богатство духовной жизни ребенка. Ценность игры не только в развлечении и отдыхе от серьезных дел, но и в том развитии – эмоциональном и интеллектуальном, - которое она обеспечивает ребенку. Игра позволяет детям усваивать новую информацию и встраивать ее в существующую систему представлений. Игра с другими детьми – ценный способ понять социальные и коммуникативные правила. В игре дети нередко преодолевают свои страхи, а также пробуют свои силы в совместном решении общих проблем.

Помимо игровой деятельности для Д. в. характерны другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок, можно наблюдать элементы трудовой и учебной деятельности. В развитой форме учения и труда у дошкольников еще нет. Формы и методы обучения в Д. в. преимущественно связаны с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может дойти до полного изнеможения. Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, выкрикивал бессвязные слова, кричал, сжимал кулаки и т.п.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться или печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему предстоит сделать. В составе эмоциональных процессов включаются познавательные процессы (восприятие, воображение, образное мышление). Эмоции становятся «умными», а познавательные процессы обогащаются чувством.

Эмоциональное развитие не происходит стихийно, а осуществляется на основе целенаправленного воспитания. Огромную роль в воспитании чувств ребенка играет авторитетный взрослый. Взаимоотношения взрослого с окружающими, его поведение, аффективные реакции на происходящее задают ребенку эталон, как способов поведения, так и эмоционального отношения к людям. Очень важен стиль руководства взрослого. Он должен способствовать тому, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместной деятельности, имел возможность проявить инициативу и самостоятельность в достижении цели.

Стиль родительского воспитания является системообразующим фактором в становлении детской личности:

1. Авторитарный (высокий уровень контроля, но низкий уровень принятия) – дети раздражительные, склонные к конфликтам, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые, испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками (например, дети Плюшкина). Родители не побуждают детей выражать собственное мнение, строго наказывают детей за непослушание, не проявляют теплоту и участие по отношению к детям, не используют убеждение для того, чтобы добиться уступок от ребенка. 

2. Разрешающий (низкий уровень контроля, но высокий уровень принятия) –дети менее всего уверенны в себе, не проявляют любознательности, не умеют сдерживать себя, ведут себя агрессивно, импульсивно и незрело. Родители сами плохо организованы, нетребовательны, не поощряют детей, не воспитывают у детей самостоятельность, редко делают ребенку замечания.

3. Пренебрегающий (низкий уровень контроля и принятия) – дети импульсивные, антисоциальные, боятся неудач, соревнований со сверстниками. Родители озабочены собой и своими проблемами, а дети брошены.

4. Авторитетный (высокий уровень контроля и принятия) – дети демонстрируют зрелость, независимость, уверенность в себе, они активны, любознательны, дружелюбны, умеют разбираться в окружающей обстановке. Родители относятся к детям нежно, с пониманием и теплотой, много с ними общаются, требуют осознанного поведения, контролируют детей, не потакая их желаниям. Придерживаются своих правил, ясно объясняя детям мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетается с безусловной поддержкой желания ребенка быть независимым и самостоятельным. Родители эмоционально отзывчивы (радуются и печалятся вместе с ребенком), отвечают на его вопросы, создают интересную среду для развития ребенка, избегают обвинений и запретов, чаще задают ребенку вопросы, а не дают команды. Подчеркивают достижения ребенка, верят в него. Родители стараются отвечать на вопросы ребенка с наибольшей объективностью, доступной для восприятия ребенка. Этим они помогают ребенку расширить и углубить представления об окружающем мире, выйти за рамки конкретного восприятия и перейти к более абстрактным рассуждениям.

Излишняя регламентация поведения дошкольников, когда ему отводится роль исполнителя отдельных поручений взрослого, снижает эмоциональный тонус ребенка. В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, называют детский коллектив.

Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, помощь маме по дому, подготовка к школе и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. В силу своего возраста, дошкольник не способен делать то, что ему неинтересно.

Музыка с раннего детства пробуждает в ребенке эмоции, потребность выразить себя в движении, пении. Она оказывает сильное влияние на развитие ребенка, помогает осваивать окружающий мир. Музыка играет такую же благотворную роль на детей, как рисование, лепка, танцы, игры, сказки. Какую музыку слушает ребенок, какое впечатление она на него производит – это закладывает кирпичики в фундамент музыкального вкуса и культуры. Биографии великих музыкантов дают нам примеры, когда в раннем детстве музыка глубоко проникла в детскую душу, окрашивая отношение к миру, будила творческие задатки. Музыка влияет сильнее, если она выступает в союзе со словом, танцем, игрой, движением, т.к. это больше отвечает природе художественного восприятия детей. Существуют специальные детские музыкальные радио и телепередачи, спектакли, музыкальные игры и игрушки.

С дошкольного возраста можно приучать ребенка к коллективному музицированию на элементарных инструментах с высокими акустическими качествами, но предельно простыми (ксилофоны, колокольчики, металлофоны, блок флейты и пр.). Можно придумать для него и что-нибудь особенное: две крышки от сковородки, два деревянных бруска, чтобы стучать ими друг о друга, или игрушечный барабан, в который можно громко колотить. Иегуди Менухин никогда бы не стал великим скрипачом, если бы родители вовремя не купили бы ему маленькую скрипочку.

В музыкальном воспитании ребенка д. в. нужно опираться на фольклор: эта музыка связана с движением, жестами, пантомимой, словом, танцем. Она помогает развитию музыкальности, творческой изобретательности.

Есть десяток интонаций для слова «да» и один вариант его написания. Тоже и с музыкальной записью для развития музыкального слуха: произнести интервал ласково, гневно, меняя интонацию. Наибольший эффект в музыкальном воспитании имеет поведение самих родителей. Сделайте пение, наряду с рассказыванием сказок, неотъемлемой частью вечернего ритуала. Обучайте ребенка простейшим бытовым навыкам под музыку, например, мытью рук. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Напевайте ребенку забавные истории вместо того, чтобы их просто рассказывать. Позвольте ребенку выбирать музыку по своему вкусу, возможность самостоятельного выбора делают это личное переживание особенно значимым.

В к. д. в. эмоции становятся более уравновешенными, появляется эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения. Острая восприимчивость и впечатлительность ребенка д. в. способствует возникновению многочисленных страхов. С трех лет конкретные страхи (предметов, существ, Волка) уменьшаются, но начинается период символических страхов (страх темноты, одиночества).

Развивается понимание эмоций: оттенков мимики, жестов, пантомимики другого человека. У 4-6-летних детей появляется способность различать истинные и внешне проявляемые эмоции. Формируются эстетические, интеллектуальные и нравственные чувства. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер (благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная эмоциональная разрядка, произвольное воспроизведение выразительных движений оживляет соответствующие эмоции).

Во многом эмоциональному развитию дошкольника способствует восприятие сказки. Сказка завладевает внимание ребенка, возбуждает его любознательность, стимулирует воображение, помогает понять себя, свои желания и эмоции, дает уверенность в себе и своем будущем. Сопереживание другому лицу повышает IQ ребенка. Дальнейшая судьба ребенка, его выборы зависят от того, чему его научили вымысел и фантазия.

В чем заключается роль сказки для развития ребенка Д. в.:

- помогает преодолеть страх перед внешним миром (детей заводят в лес);

- дает уверенность в приобретении самостоятельности (дети сами побеждают злую ведьму; при всех помощниках герой один проходит сказочный путь и женится потом один);

- вселяет надежду, что не надо отчаиваться (герою всегда помогают);

- учит верить в себя (пройдя через все испытания, герой становится самостоятельный и независимым, трансформация героя – к концу сказки он не такой, как в начале);

- утешает (всегда побеждает справедливость; предопределенность сцены: куда пойти, что сделать, что сказать);

- учит доброте и смелости;

- помогает осознать отношения между людьми, которые ребенок в реальной жизни не замечает.

Вся наша задача заключается в том,

чтобы пробудить, воспитать, укрепить

в восприимчивой детской душе

эту драгоценную способность сопереживать,

сострадать и сорадоваться, без которой

человек – не человек

К.И. Чуковский

Восприятие сказки

Дошкольный возраст называют возрастом сказок. Типы сказок: волшебные (народные); авторские (написанные писателями, психологами); страшилки (созданные самими детьми). Независимо от того реальна или нереальна действительность, воздействующая на ребенка, эмоции, связанные с этим воздействием, всегда реальны, поэтому фантастические рассказы взрослых не должны подавлять ребенка, насаждая ужас в его душе.

Народная сказка – культурное наследие всего человечества, сгусток человеческой мудрости и опыта, передаваемого из уст в уста многими людьми. Рассказчики, исходя из реакции слушателей, что-то вносят наиболее важное в сказку, убирая несущественные детали.  

Время появления основных сюжетов народных сказок не установимо, очень давно. Подавляющая часть сказок – ровесники мифов. Передаются от старшего поколения младшему в виде матриц с зафиксированными ценностями, убеждениями, сюжетами и жизненными сценариями. Работают сказки преимущественно на бессознательном уровне. Сказочные сценарии сопровождают ребенка все то время, когда наиболее активно развиваются язык, логика и эмоциональная целостность. Они не могут не повлиять на его поведение.

У большинства волшебных сказок разных народов одна и та же структура, распространенная в десяти сторонах света и пережившая тысячелетия. Первым модель сказки построил русский лингвист Владимир Яковлевич Пропп. Для описания сказочного инварианта он создал понятие функции – это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. Например, Баба Яга, дающая Ивану клубочек, фея, наряжающая Золушку на бал, - выполняют одну и ту же функцию Дарителя. устойчивыми элементами сказок (инвариантами) служат функции действующих лиц. Число функций ограничено. Последовательность функций всегда одинакова. Всего в волшебной сказке 31 функция и 7 действующих лиц (ролей), имеющих одну или несколько функций: отправитель, царевна, герой, лжегерой, помощник, даритель и антагонист. Первые 8 функций составляют подготовительную часть; 9, 10, 11 – функция завязки; с 12 по 22 – основная часть; конец или дополнительный сюжет.

Название функции по Проппу Пример
1. Отлучка Уезжают родители…
2. Запрет «Не заходи только в 10-ю комнату».
3. Нарушение Побежала на улицу Аленушка, заигралась.
4. Выведывание Стала ведьма вызнавать.
5. Выдача «Но царевна все ж милее…»
6. Подвох Волк подражает голосу мамы-козы.
7. Пособничество Царевна ест яблочко, предложенное старушкой.
8. Вредительство/ недостача Заболел царь тяжкой болезнью. Схватили гуси-лебеди Иванушку.
9. Посредничество «Иди, Машенька, братца искать…»
10. Начинающееся противодействие «Позволь, царь-батюшка, счастья попытать…»
11. Отправка И отправился Иван-царевич в тридесятое царство.
12. Даритель расспрашивает героя Стала Баба Яга Ивана спрашивать куда путь держит.
13. Реакция героя «Ты б меня сперва накормила-напоила…»
14. Получение волшебного средства Дал старичок Ивану коня.
15. Перемещение в иное царство Долго ли коротко шел Иван-царевич…
16. Борьба Стал Иван биться с Кощеем…
17. Клеймение Расцарапал ему Змей всю щеку.
18. Победа И сгинул Кощей Бессмертный.
19. Начальная беда устранена Вышла к Ивану-царевичу из подземелья Василиса Премудрая.
20. Возвращение Сели они на коня и поскакали домой.
21. Погоня Бросились гуси-лебеди вдогонку
22. Спасение Бросила она зеркальце и разлилось за ними море.
Конец сказки или появление лжегероя  
8’ Братья похищают царевну.
10-11’ Герой снова отправляется на поиски.
12-14’ Герой снова находит волшебное средство.
15’ Возвращается с новым средством домой.
Новые функции  
23. Неузнанное прибытие Приехал в родной город, но домой не пошел, стал учеником портного.
24. Необоснованные притязания Генерал заявляет царю: «Я – змеев победитель».
25. Трудная задача «Кто поднимет змеиную голову…»
26. Решение Подошел Иван, только тронул…
27. Узнавание Показал он заветное колечко.
28. Обличение Рассказала все царевна, как было.
29. Трансфигурация Искупался Иван в молоке, вышел лучше прежнего.
30. Наказание Посадили служанку в бочку.
31. Свадьба, воцарение Получил Иван в жены царевну и полцарства.

 

Герои волшебных (народных) сказок часто даже не имеют имен, лишены всякой индивидуальности, просты и типичны. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными ребенку, но доведенными до абсолюта: небывалая доброта, храбрость, находчивость. Сказки помогают упорядочить сложные, амбивалентные чувства, т.к. герой однозначно плохой или хороший. Например, амбивалентные чувства к маме, которая самая прекрасная, добрая и, одновременно, наказывающая, требующая выражаются в образе злой мачехи или ведьме, которую можно сжечь в конце.

Герои сказок живут обычной жизнью: едят, спят, работают, воюют, моются в бане. Это помогает лучшему восприятию сказки. Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с главным героем, пытается принять его сторону, преодолеть препятствия, стоящие у него на пути, проиграть сказку как актер. Отождествляя себя всегда с положительным героем (его положение среди других персонажей сказки всегда самое привлекательное), ребенок встает на сторону Добра. Почему детские книжки все с картинками? Картинки – это опора для прослеживания действий.

Преимущество сказок в Д. в. перед другими жанрами:

Миф тоже язык образов, сгусток смыслов, метафор, но в нем часто царят зло, пессимизм, несправедливость. Сказка оптимистична, в ней побеждает Добро.
В басне заложена мораль для взрослых. Ребенку не понятно, почему стрекоза, которая поет и пляшет, не должна это делать? Как отождествить себя со злым муравьем, не умеющим сострадать? В сказке понятна причина, почему нельзя следовать принципу удовольствия (Волк).
Фантазии открыто не выскажешь, страшно. В сказке даже неблаговидные желания («Эдиповы») могут быть выявлены, о них можно говорить с родителями. В сказке есть последовательная структура с определенным сюжетом, развивающимся до благополучного конца.
Рассказ информирует. В рассказе есть причинно-следственные объяснения, логические рассуждения, но они психологически неправдоподобны. Рассказ не созвучен внутреннему миру ребенка. Сказка обогащает эмоционально.

Авторские сказки в полной мере раскрывают свой потенциал для ребенка-подростка (10-12 лет), но можно использовать и для детей дошкольного возраста. Авторские сказки с лирическими отступлениями в 5-6-летнем возрасте дети не понимают, не могут пересказать внутренние отношения героев, описывают лишь внешнюю сторону событий (упал с окна, поплыл в бумажной лодочке, рыба проглотила Оловянного солдатика). Сказки Г.Х. Андерсена пятилетний ребенок поймет, если взрослый внесет акценты во время чтения, изменит экспозицию сказки.

В конце 80-х XX века появились страшилки или игра в страх (смеховое отторжение страхов). Когда страшная история рассказывается в заведомо защищенной ситуации, а коллективное переживание страха приводит к эмоциональному катарсису. Ребенок видит, что другие дети тоже боятся. Если опасный предмет обсуждается и развенчивается в группе, то он становится знакомым, смешным и неопасным.

Примеры авторских сказок, созданных психологами.

Сказка Дмитрия Соколова «Фиолетовый котенок» (Сказки и сказкотерапия. – М., 1999 г.) про методы воспитания родителей и учителей: вина, угроза и насмешка. Или как ребенку вырасти и не разучиться играть? Воспитывать или не воспитывать? А может лучше расширять мир ребенка.

Истории Дорис Бретт про девочку Энни («Жила-была девочка, похожая на тебя…». - М., 2014 г.). Это книга для родителей, которые хотят помочь преодолеть своим детям психологические проблемы. Автор рассматривает 11 тем, например, взаимоотношения сиблингов, развод родителей, проблемы семей с отчимом/мачехой, энурез, застенчивость, импульсивность и пр. Как победить боязнь темноты – один из наиболее распространенных детских страхов у детей. В темноте все знакомые предметы изменяют свой облик, а дети обладают богатым воображением и зачастую не способны отличить фантазию от действительности. Нередко чудовища, которых ребенок видит в темноте, являются проекцией злости, раздражения, дурного настроения ребенка, с которыми ему трудно справиться.        

Развитие эмоций ребенка дошкольного возраста в игре:

1. Проверим может ли ребенок различать основные эмоции (интерес, удивление, стыд, удовольствие, страх, гнев, радость, горе). Это можно сделать в форме диалога:

- Если лежат две книги, одна с картинками, а другая без картинок, ты какую возьмешь?

- С картинками.

- Почему?

- Она интереснее.

Детей можно спрашивать при каких обстоятельствах появляется та или иная эмоция. Например: «Когда человек удивляется?». Можно рассказать ситуацию и спросить: «Что переживает человек, попавший в нее?».

2. Сочинение историй

Сначала историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый, который вводит в повествование более «здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов по сравнению с изложенными ребенком. Или рассказывается «общая история» всеми участниками, а затем она инсценируется. Этот метод помогает понять хорошее и плохое своего «я», осознать свой гнев, выразить его без опаски. Каждая история начинается со слов «однажды», «давным-давно», «далеко-далеко». Это позволяет ребенку проговорить то, что вызывает у него тревогу. В конце истории ребенок придумывает заглавие.  

3. Прослушав музыкальную пьесу, ребенок поднимает карточку с изображением детского лица (радостного, удивленного, разгневанного, грустного, внимательного или задумчивого). На последующих трех занятиях ребенок, учится словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями и соотносить их с карточками с изображениями на них детского лица с различной мимикой. Для характеристики музыкальных образов и своих чувств дети пользуются двумя наборами полярных определений:

веселый-грустный                  праздничная-грустная

бодрый-усталый                     теплая-холодная

довольный-сердитый              задушевная-отчужденная

спокойный-взволнованный    радостная-грустная

смелый-трусливый                  ясная-мрачная

медленный-быстрый               красивая-некрасивая

Литература:

Психология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан, А.Д. Андреева]; под ред. И.В. Дубровиной – 13-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.

Дополнительная литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2002.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2009.

3. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя…»: психотерапевтические истории для детей/ Пер. с англ. Г.А. Павлова. – М., 2014.

4. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. – М., 2013.

5. Возрастная психология: учебник/ под ред. А.К. Белоусовой. – Ростов н/Д., 2012.

6. Возрастная психология: учебник/ под ред. Т. Марцинковской. – М., 2014.

7. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. психол. исслед.- М., 1956.

8. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985.

9. Ильин Е.П. Психология для педагогов. – СПб., 2012.

10. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб., 2009.

11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. –   М.,1996.

12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. – СПб., 2000.

13. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

14. Фриман Д. Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет. – М., 1995.

15. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М., 1995.

16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.,1989.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: