Содержание, средства и язык коммуникации. Семиотика языка: синтактика, семантика, прагматика. Вербальная и невербальная коммуникация

ЛЕКЦИЯ 3

 

Задание: работа с лекционным материалом:

1. Прочитать материал.

2. Найти термины по теме лекции, выписать и дать определение.

3. Выделить логические части, дать им названия.

4. Составить 6 вопросов по лекции и дать на них ответы.

 

Изучение теории коммуникации основывается на семиотике - науке о знаках и знаковых системах, устроенных определенным образом. Семиотика открывает возможности научного изучения коммуникации. Знаковая система как материальный посредник служит, для обмена информацией между двумя другими материальными системами (например, диктор радио [знаковая система языка] — слушатели). Знаковая система - множество знаков, отличающихся друг от друга по определенным признакам, которые используются при передаче сообщений (информации) по определенным правилам.

Классификация знаков предполагает их условное деление на натуральные, образные и конвенциональные. Натуральные, или естественные, знаки имеют естественное происхождение (явления природы — молния, след зверя, коллекции предметов). Они обозначают реально существующую совокупность вещей или паления природы. Образные знаки связаны с понятием символа. На символических (образных) знаках построены, например, указательные знаки в магазинах, на вокзалах. 'Изображение на них очень упрощенное, но легко узнаваемое, не теряет основных черт исходного прообраза. Язык танца и пантомимы — символический, образный. Конвенциональные знаки (основанные на договорённости) являются основой для построения естественных и формальных языков, а также систем записи (например, ноты).

В семиотике имеются три раздела, в каждом из которых знаковые системы изучаются с различных точек зрения: синтактика, семантика н прагматика (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Разделы семиотики

Синтактика изучает правила построения и комбинации составления знаков. Семантика изучает смысловое содержание знаков и их комбинаций. Прагматика изучает особенности использования знаков, а коммуникации, устанавливает правила действия получателя знака в контексте определенной знаковой ситуации.

В животном мире распространены звуки как средство коммуникации (пение петуха, мяуканье кошки н т. п.), которые являются средством передачи информации в условиях определенной среды обитания. Но число голосовых реакций, играющих роль коммуникативных сигналов у животных, крайне мало— максимум 13-20 единиц вокализации у обезьян. Это знаки, созданные природой. Но эти знаки бесструктурные, т. е. любой сигнал по его компонентам является «звуком», «словом» и «фразой». Кроме того, звуковые сигналы животных беспредметны, не называют вещей, они связаны с определенной ситуацией (например, опасность). Но в чем суть ситуации, кто ее виновник и как ее избежать, животное передать не может. Звуковая коммуникация животных носит приспособительный характер.

Человек, в отличие от животного, сам создает знаки и знаковые системы для обозначения классов предметов и явлений, что возможно благодаря способности человека к обобщению (оно полностью отсутствует у животных). Естественный язык является наиболее сложной и развитой знаковой системой. Язык — это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру.' Например, говорят о системе русского, английского языков. Он не только обладает огромным набором знаков (буквы, слоги, слова, предложения, тексты), но и способностью передавать смысловую информацию в любой области знаний. Как средство общения язык — явление социальное. Одним из основных средств коммуникации является речь как реализация системы языка, когда для языковых сообщений используется прежде всего вокально-слуховой канал. Четкое разграничение между языком и речью провел швейцарский лингвист Фердинаид де Соссюр (Ferdinand deSaussure), определив язык как исторически сложившуюся систему знаков, а речь как процесс передачи какой-либо информации с помощью этих знаков. Если язык понимать, как главное видовое средство общения людей, а речь — как основой видовой способ их общения, то все люди входят в большую коммуникативную систему. Первейший критерий речи — ее социальная значимость. Речь давно перешагнула утилитарные рамки: пользуясь речью, человек решает задачи, выходящие далеко за рамки биологической выгоды. Отношение человека к речи как к ценности проявляется в его стремлении удолговечить ее. Ради этого человечество изобрело печатный станок, пишущую машинку, патефон, телеграф, радио, магнитофон, факс, компьютер.

Приемы речевого воздействия связаны с функциями, которые выполняет конкретное высказывание в процессе коммуникации (передача информации, установление контакта и т. д.).

Среди основных функций выделяют:

• коммуникативную;

• регулятивную (апеллятивную);

 • эмоционально-экспрессивную.

Функции, которые выполняет язык в конкретной ситуации общения, определяют отбор языковых средств.

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Главная цель речевой коммуникации — обмен информацией. Почему в выражении «речевая коммуникация» используется слово речевая, если утверждается, что язык — важнейшее средство общения? Ответом будет понимание различий между понятиями язык и речь.

Речь — это конкретная деятельность, выражающаяся в звуковой или в письменной форме.

• Речь — результат деятельности (текст, статья, выступление). В слове «язык» преобладающим значением является система, структура, а в слове «речь» — деятельность, поэтому для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин речевая.

Речь как особый вид человеческой деятельности предполагает использование средств языка для общения. Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировка, планирование в форме внутреннего программирования, реализация и контроль. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие. Исходным моментом любого речевого действия является коммуникативная ситуация, т. е. стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопрос, написать письмо, побеседовать с клиентом н др. / Коммуникативная ситуация — это динамическая совокупность всех обстоятельств, в которых протекает общение: место и время встречи, наличие предварительной договоренности или ситуация неожиданная, прилюдная или конфиденциальная, легальная или конспиративная; срок, степень и характер знакомства ее участников, социальная и/или возрастная дистанция между ними и др.

 В реализации речевого действия выделяются следующие этапы.

• Подготовка высказывания. Успех этого речевого действия зависит от того, насколько совершенно знание языка, насколько сформированы у человека речевые навыки и умения.

• Структурирование высказывания, при котором осуществляется выбор слов, расположение их в нужной последовательности и грамматическое оформление. В оперативной речевой памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов.

• Переход к внешней речи, когда осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. При нарушении перехода от внутренней речи к внешней по каким-либо причинам, речь нам кажется бессвязной, труднопонимаемой. О результате речевого действия судят по его восприятию, т. е. обратной связи. Восприятие речи (процесс слушания / чтения) включает следующие стадии: переход с акустического / графического кода на код внутренней речи; расшифровка синтаксических структур и грамматических форм; понимание общего плана высказывания; оценка полученной информации; понимание выбора формы и языковых средств. Понимание как составная часть процесса восприятия включает два уровня — языковой и содержательный. Полное понимание на том или ином уровне достигается не всегда. Обратная связь (= реакция на высказывание) — важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно такая связь осуществляется в диалоге.

В теории коммуникации для обозначения различных актов речевого общения принято выделять виды речи по разным основаниям, подчеркивая тем самым разные стороны речевой деятельности. В зависимости от выявленности речевой деятельности различают внешнюю речь и внутреннюю (чтение про себя, припоминание). Внешняя речь, громко произносимая и воспринимаемая на слух, получила название устной речи. Ей противопоставляется письменная речь — способ речевого общения, в котором словесное высказывание кодируется с помощью графических символов. Внешнюю речь (устную и письменную) делят, в свою очередь, на продуктивную и пассивную. Продуктивная речь — это говорение, представление собственных размышлений. Рецептивная речь — это слушание, чтение, восприятие чужих мыслей. Различают устную и письменную формы речевой коммуникации.

Устно речевая коммуникация предполагает такие формы, как монолог, диалог и полилог. Монолог как форма коммуникативного поведения используется человеком в двуединой роли: говорящего и слушающего и может преследовать несколько целей: информировать слушателей (информационная речь — отчет, выступление на митинге, доклад), пробудить определенные чувства н эмоции (убеждающая речь — реклама, торжественная речь, поздравительная, поминальная и др.), побудить их к определенным действиям (речь протеста, политическая речь). Монологическая речь всегда публична, чаще всего она произносится при большом скоплении людей — на собраниях, конференциях, съездах н т. п. Монолог — это не просто речь при слушателях, а прежде всего для слушателей. Говорящий предъявляет как текст, так и самого себя аудитории, следит за реакцией слушающих и вносит коррективы по ходу выступления с учетом меняющейся ситуации. При этом положение слушателей по-своему сложное, поскольку по этикету они на протяжении всего выступления должны молчать и не вмешиваться в речь говорящего. Кроме того, аудитория заинтересована, чтобы ее присутствие не было напрасной тратой времени, а пошло ей на пользу. Слушатели выражают безмолвно лингвистически, но не безропотно психологически с помощью невербальных или параллельно лингвистических средств отношение к тому, что говорит выступающий. Благодарный или скучающий взгляд, понурые головы или поддакивающие кивки, свист и хохот, гробовая тишина, откровенная зевота, гул недовольства, гром рукоплесканий, демонстративный уход из зала — это сигналы обратной связи, контрдействия аудитории. Диалог как форма речевой коммуникации представляет процесс взаимного общения, когда смена реплик отражает постоянную смену инициативы, ролей: говорящий становится слушающим, а слушающий — говорящим. Другими словами, коммуникативные роли «Я» и «Ты» взаимно обратимы, но отправным пунктом служит говорящий, как фактический зачинатель разговора. Основные разновидности диалогической коммуникации: бытовой разговор, деловая беседа, собеседование, интервью, переговоры, спор. В диалоге большое значение имеет интонация, а также сопровождающие речь мимика и телодвижения говорящего. Последние создают экстралингвистический контекст. Например, диалог врача с пациентом может иметь три варианта диалога: I) врач задает вопросы и получает ответы по существу дела; 2) врач задает вопросы и получает неопределенные ответы; 3) врач задает вопросы и получает ответы, не относящиеся к делу. Наиболее типичен второй вариант диалога, особенно если пациент недостаточно образован либо испытывает боль и смущение. С третьим типом диалога медики сталкиваются, когда пациенты болезненно мнительны или стремятся подчеркнуть свою начитанность в области медицины. Полилог предполагает наличие нескольких активных участников речевой коммуникации. Виды устно речевой коммуникации — говорение и слушание. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5% времени на слушание, 21,5% — на говорение, 10% — на письмо. В ситуациях делового общения администратор тратит 45% на слушание, 30% — на говорение, 16%— на чтение. Говорение — процесс формирования и формулирования мысли, по Н. И. Жинкину, в момент произнесения высказывания. Главным инструментом говорения является голос (высота, сила, тембр звуков). Участники коммуникации должны уметь выбирать уместно интенсивность, темп и четкость произношения в зависимости от того, где, с кем и для чего говорят. Главным оценочным критерием произношения является правильность / неправильность. При этом эталонным для каждого языка принято считать произношение коренных жителей того района, который исторически является столицей экономической, политической н культурной жизни нации. Отступление от заданного образца считается неприличным и осуждается общественностью (И. (О. Абелева). Высшим уровнем говорения является спонтанная, динамичная речь. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, дополняя их своими рассуждениями. Слушание представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. В процессе слушания необходимо различать два аспекта: а) слух как физиологическую характеристику и б) слушание как процесс осознанного познавательного действия, ведущего к интерпретации и пониманию. Не случайно в языках существует два глагола — слушать /слышать, англ. hear/listen, франц. ecouter/entendre. Умение слушать — одно из основных умений в речевой коммуникации; оно является одним из критериев коммуникабельности человека.

Большинству людей свойственны следующие недостатки при традиционном слушании:

1) бездумное восприятие (например, слушание радио при других занятиях);

2) наблюдение за собеседником, вместо того чтобы внимательно слушать и выделять полезную информацию;

3) внимание не к словам говорящего, а к своим мыслям, нередко ошибочно предвосхищая содержание информации.

Барьеры коммуникации связаны чаще всего с неправильным слушанием партнера.

Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия

* объективные факторы (шумы н помехи, акустические характеристики помещения, микроклимат в помещении — температура, влажность и др.);

* субъективные факторы (возраст и пол слушателя, темперамент, интеллектуальные способности);

* основные (слуховая способность, способность к прогнозированию и др.);

* дополнительные (способность к запоминанию, к концентрации внимания);

* вспомогательные (уровень общей культуры, словарный запас).

Чтение — это рецептивный вид речевой коммуникации, который опирается на зрительное восприятие речевого сообщения, а не на слуховое. Результатом этого процесса является понимание информации, закодированной с помощью графических символов (букв, иероглифов и т. п.). Чтение является важнейшим средством получения нужной информации. Режим чтения зависит от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения.

В этой связи выделяют следующие способы, или виды, чтения:

* ознакомительное, оценочное чтение, результатом которого является получение общего представления о содержании текстов (например, беглый просмотр прессы);

* просмотровое, или поисковое, чтение используется для предварительного ознакомления с книгой (например, по оглавлению, по предисловию, по аннотации и т. п.);

* чтение с общим охватом содержания, когда информация оценивается по принципу «новое-известное», «важно-неважно» (чтение художественной или специальной литературы);

* изучающее чтение, при котором читающий максимально точно и полно извлекает информацию, когда важна установка на длительное запоминание.

11. Обычно под речью подразумевается ее устная и письменная разновидности. Однако звуковой и графической реализацией языка не исчерпываются все возможные проявления речи, на которые способен человек. Так, глухорожденные люди используют пальцевую дактилологическую речь, слепорожденные люди воспринимают письменную речь тактильно с помощью пробитого в бумаге рельефно-точечного шрифта Брайля, а пишут с помощью специально оборудованных приборов, выдавливая текст грифелем. Невербальная (неречевая) коммуникация строится на невербальных аспектах человеческого поведения в ситуации коммуникативного взаимодействия. Невербальное поведение человека является, как и вербальное, осмысленным, интерактивным, социальным и культурным. При этом важна проблема соотношения невербальных языковых кодов с естественным языком. Словесное описание невербальных знаков осуществляется с помощью соматизмов (греч. soma — тело организма) и соматических речений, например, всплескивать руками, хмурить брови, топнуть ногой и др. Наука, предметом которой является невербальная коммуникация и невербальное поведение, а также взаимодействие людей, определяется Г. Е. Крейдлииым как невербальная семиотика Основные каналы невербальной коммуникации — акустический, оптический, тактильно-кинестезический, ольфакторный.

Невербальная коммуникация опирается на пять основных наук.

1) Паралингвистика — наука о звуковых кодах невербальной коммуникации. Паралингвистические компоненты — интенсивность, ритм, темп и высота звука.

Экстралингвистические компоненты представляют собой индивидуальные особенности произношения — речевые паузы, смех, вздохи, плач, покашливание и т. п. По Г. Е. Крейдпину, параметры звучания могут быть обусловлены разными причинами:

* биологическими (ср.: детский, старческий, женский мужской голос);

* психологическими (например, под влиянием эмоций голос дрожит, рвется);

* физиологическими (например, ломка голоса у юношей, сиплость, хрипота);

* социальными (например, размеренная и спокойная речь священника);

* национально-этническими и культурными (например, несвойственные структуре русского и английского языков назализованные гласные встречаются только в параязыке — в сюсюкающей или ироничной речи, в речевой коммуникации воров и бандитов);

* жанрово-стилистическими (например, тональность саркастической или иронической речи, подтрунивания);

* прагматическими (например, скорость речи, ее тональность при сознательном обмане).

2) Кинесика — наука о жестах, жестовых движениях и мимике. Между жестовым и естественным языком наблюдается определенное сходство. Наблюдается параллельное взаимодействие языка тела и языка слов в коммуникативном акте: в определенных условиях смысл может выражаться только жестами (например, приказу «Молчи!» соответствует русский жест «прижать палец к губам»).

Жесты играют в человеческом общении разнообразную роль:

* они могут повторять речевую информацию, например, жест «показывать пальцем» часто, а иногда обязательно сопровождает дейктические местоимения и наречия «это, вот, туда, сюда» и др.;

* жесты могут противоречить речевому высказыванию, вводя тем самым адресата в заблуждение, например, улыбка может сопровождать недружелюбное высказывание;

* жесты могут замещать речевое высказывание, например, жест «кивок» используется как эквивалент положительного ответа на вопрос (в России, но не в Болгарии);

* жесты могут дополнять речь в смысловом отношении, например, слова угрозы «Смотри у меня!» часто дополняются жестом «погрозить пальцем / кулаком». С точки зрения обращенности жеста на себя или другого различают: индивидуальные жесты (бить себя в грудь); индивидуально-взаимные жесты (целовать руку даме); взаимные жесты (пожать друг другу руки).

Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие семиотические классы:

* жест-регулятор, выражающий отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (утвердительный кивок);

* жест-эмблема представляет собой невербальный в налог слова (приложить палец к губам = Тише!);

* жест-иллюстратор представляет образную картину сообщения (движение руками, изображающее человека — «Вот такого роста»);

* жест-адаптор демонстрирует форму коммуникативного поведения, отражающую способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям (дать пощечину, отправить воздушный поцелуй, обхватывать голову руками)',

* жест-аффектор выражает определенные эмоции через движения тела (удивление, радость, отвращение);

* жест оценки получаемой информации (почесывание подбородка при раздумывании).

Кинесика носит ярко выраженный национальный характер. Так, английский психолог Майкл Арчил при изучении жестов в разных странах выявил, что в среднем при одночасовом разговоре финн делает только один жест рукой, итальянец за это же время использует жестикуляцию 80 раз, француз — 120, а мексиканец— 180. 3)

Окулесика — наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения. На контакт глаз влияют такие факторы, как пол, возраст, личные особенности, степень знакомства, ситуация общения, национальная культура.

В качестве критериев анализа контакта глаз при взаимодействии рассматриваются:

• пространственные характеристики — прямой взгляд (открытая контактоустанавливающая позиция), взгляд исподлобья, жесткий взгляд (агрессивность, иногда недоверие);

• степень интенсивности как свидетельство выраженности интереса к партнеру (пристальный взгляд);

• временные параметры смотрения друг на друга (уставиться, отвести взгляд).

4) Такесика, или гаптика, — наука о языке касаний и тактильной коммуникации. Трогающими являются целые возрастные группы (например, маленькие дети), социальные группы (врачи, косметологи, портные, массажисты, банщики) и даже народы. В ряде культур (итальянская, арабская, турецкая, латиноамериканская) доминирует тактильная практика. В русской культуре касания — это всегда вторжение в личную сферу другого, поэтому они должны быть ненавязчивыми.

Выделяют важнейшие функции касания в акте коммуникации:

• выражение участия, заботы или дружбы по отношению к адресату жеста;

• выражение интимного отношения к адресату;

• установление контакта или привлечение внимания;

• отражение доминантного положения, говорящего на социальной лестнице.

В речи среди тактильных глаголов (глаголов осязания) употребляют такие, как гладить рукой, ощупывать, обнимать, дать подзатыльник, потрепать по щеке и др.

5) Проксемика — наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях. Исследуется пространственное положение коммуникантов, их размещение относительно друг друга, при этом учитывается национальная специфика зон общения. Американский специалист по проксемике Э. Холл выделил следующие зоны в коммуникации: интимную, персональную (личную), социальную (общественную), публичную (открытую), формальную. Для контактного диалога важны первые три зоны. Социальное пространство влияет на коммуникативное групповое взаимодействие (место во главе стола, в ложе, на трибуне, в первом ряду). Среди пространственных параметров одним из важнейших является расстояние, которое бывает двух типов — физическое и психологическое. Немецкие студенты твердо знают, что разговор с профессором университета должен происходить на расстоянии не ближе 3,2 метра. В конторах Германии стулья посетителей иногда привинчивают к полу для того, чтобы пришедшие не смогли войти в доверительную, интимную зону, оставались в социальной зоне.

Молчание относят к средствам невербального общения.

Коммуникативно-значимое молчание, согласно Н. И. Формановской, это:

* ролевая обязанность слушающего, форма его этикетного кооперативного поведения (не перебивать, выслушивать н т. п.);

* ролевая обязанность говорящего, когда партнер ожидает от него словесной реплики, но вместо этого получает нулевой коммуникативный акт.

С молчанием связаны жестово-мимические знаки изумления, крайнего удивления или недовольства и т. п. (остолбенеть, сжать зубы, разинуть рот от удивления, пожимать плечами).

С. В. Крестинский выделяет следующие коммуникативные функции актов молчания:

* контактная функция — при взаимопонимании коммуникантов (посидим вместе, помолчим)',

* дисконтактная функция — при отчужденности или непонимании друг друга (не спрашивай, я не могу говорить);

* эмотивная функция — при передаче различных эмоциональных состояний (страх, радость и др.) человека (он испугался и замолчал);

* информативная функция — при выражении согласия, неодобрения, желания или нежелания что-либо выполнить;

* стратегическая функция — при нежелании говорить, когда преследуется определенная цель: чтобы не показать свою некомпетентность, не выдать кого-либо и др.;

* риторическая функция — при привлечении внимания, придании весомости последующему высказыванию (сделать особую паузу);

* оценочная функция — при выражении оценки слов или действий собеседника, например, презрения, неодобрения и др.;

* опциональная функция — при молчаливом выполнении какого-либо действия: извинения, прощания, примирения и пр. (молча подать руку).

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Обязательная литература

1. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. — М., 2001. — С. 6-16; 75-94; 117-147.

2. Казарцева О. М. Культура речевого общения. — М., 1999. — С. 7-18; 42-66; 94-121.

3. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации. — М., 2007. — С. 116-147; 153-167.

4. Куницына В. Н. и др. Межличностное общение. — СПб, 2002. — С. 45-98.

5. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. — М., 2004. — С. 6-16; 97-116; 136-142.

6. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. — М., 2003. — С. 165-334.

7. Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и праг-матика. — М., 2007. — С. 334-351; 365- 388.

Дополнительная литература

1. Абелева И. Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. — М., 2004. — С. 5-30; 65-67; 105-106; 132— 139.

2. Агеев В. Н. Семиотика. — М., 2002. — С. 168-169.

3. Бейлинсон Л. С. Медицинский дискурс // Языковая личность: инсти-туциональный и персональный дискурс. — Волгоград, 2000. — С. 103-116.

4. Грейдина Н. Л. Основы коммуникативной презентации. — М., 2005. — С. 42-53; 84-164; 219-237.

5. Кресткнский С. В. Коммуникативная нагрузка молчания в диалоге // Личностные аспекты языкового общения. — Калинин, 1998. — С. 92-98.

6. Кузин Ф. А. Культура делового общения. — М., 1996. — С. 107-129.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: