Сбор и анализ информации о рынке труда

Следующим шагом в самомаркетинге является изучение рынка труда.

Информацию о рынке труда следует собирать и анализировать по основным направлениям:

· Демографическая ситуация

· Уровень безработицы

· Соотношение спроса и предложения

· Уровень зарплат

· Отраслевые индикаторы

 

Эту информацию можно получить из следующих источников:

 

- информационные статьи (в интернете, СМИ и т.п.)

 

- требования к кандидатам в объявлениях о вакансиях

 

- «зарплатомер» (специализированные сайты, СМИ и т.д.)

 

- соотношение вакансий и резюме по разным должностям и др.

Во время кризиса изменяется ситуация на рынке труда:

- Уменьшилось общее количество вакансий, повысилась конкуренция среди кандидатов. В этой ситуации следует тщательно готовиться к поиску работы и действовать более активно.

-Увеличилось количество безработных в связи с сокращением штатной численности в ряде компаний и каждый из нас может попасть в эту категорию. Но после кризиса начнется обратный процесс, когда рабочей силы будет не хватать.

- Происходит деформация структуры занятости, изменение списка востребованных профессий. По-прежнему наблюдается нехватка квалифицированных рабочих кадров в промышленности, по прогнозам экспертов, в ближайшее время наибольшим спросом будут пользоваться инженеры, химики, биологи и экологи, а через несколько лет десятку самых востребованных составят специалисты в области нанотехнологий, электроники и биотехнологий, инженеры, IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения, маркетологи, сотрудники сферы сервиса, логисты, экологи, медики и химики. В то же время ожидается, что упадет спрос на модельеров, концертных директоров, инструкторов по дайвингу, флористов, брокеров, дистрибьюторов и пластических хирургов. Крупные кадровые агентства регулярно составляют собственные рейтинги востребованных профессий. Например, по данным компании HeadHunter, восемь из двадцати пяти самых дефицитных составили профессии IT-отрасли.

- Наблюдается изменение заработной платы. Наиболее высокая заработная плата выплачивалась в компаниях, осуществляющих финансовую деятельность, связи, оптовой и розничной торговли. Наиболее низким был уровень заработной платы в организациях, ведущих образовательную деятельность, здравоохранения и предоставления социальных услуг, научных исследований и разработок. С одной стороны, надо знать себе цену, а с другой - отслеживать ситуацию на рынке и соответственно корректировать свои амбиции.

 

- Происходит повышение требований работодателей к профессионализму работников, ожидание от работников универсальности, широкой профильности. В такой ситуации следует повысить квалификацию, овладеть новыми знаниями и навыками для расширения функций своей должности, получить опыт в других направлениях профессии и т.п.

 

В создавшихся условиях кандидату необходимо искать новые возможности для поиска работы. А теперь с учетом своего психотипа и тенденций рынка труда попробуем разработать критерии желаемой работы, ответив письменно на следующие вопросы:

 

· Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

· О какой работе вы мечтаете? Чем Вы намереваетесь заниматься через 3 года?

· Какая работа была бы для Вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе.

На рынке труда гораздо больше вакансий, чем кажется, но нужно уметь их находить. Существует так называемый скрытый рынок вакансий, вакансии не публикуют по разным причинам:

Специфические вакансии, где требуются редкие специалисты, или специалисты с необычным набором навыков, таких людей на рынке - единицы и они хорошо знакомы хедхантерам, работающим в данной индустрии

Нерегулярное обновление информации на сайте компании

Попытки сначала найти нужного кандидата по знакомству и т.д.

 

Несколько советов, как попасть на скрытый рынок вакансий:

 

Быть настоящим профессионалом в своем деле, предоставляя отличные результаты работы, быть востребованным специалистом, в этом случае хедхантеры сами будут предлагать работу

Отправлять резюме и сопроводительные письма в компании, которые вам потенциально интересны, даже если не видите у них открытых вакансий

Расширять сеть полезных контактов и оповестить всех знакомых

Необходимо постоянно следить за происходящим на рынке труда для того, чтобы быть в курсе всех изменений. Без этой информации человек как бы находится в информационном вакууме в собственной отрасли, и это значительно снижает его перспективы как специалиста.

 

В наши дни существует множество каналов, которые можно использовать для поиска работы. Они имеют свои положительные и отрицательные стороны.

 

Предлагаю сравнительную таблицу разных источников поиска работы.

Источник поиска

Преимущества Недостатки

Самостоятельный поиск

Размещение резюме и поиск объявлений о вакансиях в интернете и СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио) -относительная дешевизна -возможность быстро получить информацию о вакансиях и компаниях -широкий охват территории -неравномерность информации по различным позициям -наличие большого количества ненужной информации
Поиск по рекламным объявлениям (щитовая реклама, наклейки на машинах, реклама в транспорте, почтовая рассылка, распространение листовок в массовых скоплениях людей) -распространение бесплатное -доступность информации -гарантия трудоустройства в стабильную компанию -набор на массовые позиции (бюджетные, клининговые, строительные компании) -подбор определенных категорий – менеджеров по продажам, водителей, курьеров
Участие в рекламных мероприятиях (Ярмарки вакансий, Дни Карьеры, Дни открытых дверей, презентации К) - непосредственный контакт с компанией-работодателем - возможность выяснить интересующие вопросы -приукрашенная информация о К -Редко проводятся
Поиск работы по рекомендациям знакомых и родственников - надежность трудоустройства - гарантия поддержки во время адаптации -ощущение зависимости -ответственность перед рекомендателем за результат труда

Обращение к посредникам:

Кадровые/рекрутинговые агентства - эффективно при поиске вакансий редких специалистов, топ-менеджмента, массового подбора -возможны финансовые затраты -длительный процесс отбора
Центры занятости населения - предоставляет социальные гарантии (пособие по безработице, возможность переквалификации и др.) - эффективно при поиске работы для «синих воротничков» -предлагаются незкооплачиваемые позиции -не дают гарантии трудоустройства
Бюро трудоустройства при специализированных центрах(учебных, деловых, карьерных, профессиональных) - бесплатная помощь в трудоустройстве - целевой подход -низкие позиции (специалисты без опыта работы) -не дают гарантии трудоустройства
Учебные заведения - бесплатная помощь в трудоустройстве - целевой подход -эффективно только для трудоустройства молодых специалистов -не дают гарантии трудоустройства
       
В интернете существует множество сайтов для поиска работы, выделим основные виды ресурсов: Краткое описание
Специализированные работные сайты и интернет-агентства по подбору персонала (www. superjob.ru, hh.ru) Качественный сервис, многофункциональность, много дополнительных услуг (например, подписка на рассылки вакансий); аудитория – руководители, специалисты
Электронные доски объявлений о поиске работы (www.job.ru, www.rabota.ru) Общедоступны, бесплатны, универсальны, как следствие – захламлены, большой поток ненужной информации; эффективны для линейного персонала, «синие воротнички»
Интернет-версии газет объявлений о работе (www.job-today.ru, www.vacansia.ru) Аналоги бумажным вариантам газет с объявлениями о работе; массовый подбор, линейный персонал
Государственные порталы Минздравсоцркзвития (www.trudvsem.ru, rostrud.ru) Поиск работы низкой квалификации «синие воротнички», поиск в регионах
Корпоративные сайты компаний Удобны для поиска работы и получения информации о компании, публикуются наиболее часто востребованные (массовые) вакансии
Специализированные профессиональные сайты по отраслям (www.prohotel.ru, www. kadrovik.ru) Удобны целенаправленностью поиска в нужной профессиональной среде, по сути - это службы трудоустройства, встроенные в портал
Интернет-сообщества (www.e-executive.ru, www.professionali.ru) Поиск целесообразен в том случае, если вы состоите в сообществе
Социальные сети, нетворкинг[1](www.moikrug.ru, www.vkontakte.ru,www.facebook.com, www.LinkedIn.com) Поиск работы для специалистов среднего уровня и молодых специалистов
Услуги по трудоустройству для выпускников, студенческие форумы (www.specialist.ru) Как правило, расположены на сайтах учебных заведений, иногда имеют отдельные сайты.

 

 

Несколько слов о различных агентствах, оказывающих услуги по трудоустройству.

Одни агентства делают упор на компании (кадровые/рекрутинговые агенства), другие – на кандидатов (агентства по трудоустройству и информационные биржи труда).

Кадровые/рекрутинговые агентства гарантий трудоустройства не дают – последнее слово всегда за работодателем, к соискателям здесь предъявляют высокие требования – профессиональные рекрутеры дорожат своей репутацией. Один их плюсов обращения в рекрутинговое агентство – занесение вашего резюме в базу данных, в результате чего вы в течение нескольких лет можете неоднократно получать интересные предложения о работе.

Агентство по трудоустройству – заключив с агентством договор, соискателю предлагают вакансии до тех пор, пока не найдётся подходящий вариант, в данном случае услуги оплачивает соискатель: либо сразу при заключении договора, либо после первого заработка при устройстве на работу (25-50% оклада).

Информационные биржи труда – соискатель просто получает информацию об актуальных вакансиях, оставив своё резюме, ему взамен предлагают перечень вакансий, а также консультации по трудоустройству, услуги могут быть как платные, так и бесплатные.

Агентства-аферисты продают соискателям информацию о вакансиях, взятую из газет, интернет-ресурсов или просто не существующую, вводят соискателей в заблуждение относительно условий труда, обязанностей и требований, предъявляемых работодателем. Как результат – потерянные время и деньги. Важно обращать внимание на договор: как правило, подобные агентства предлагают заплатить за некие информационные услуги, внесение резюие в каталог и т.п. Как только требуемая сумма внесена, «поиск работы» прекращается, а главное, невозможно предъявить претензии – слишком расплывчата формулировка договора.

Многие соискатели жалуются также на то, что в некоторых агентствах их просят заполнить анкеты, в которых кроме сведений об образовании и профессиональном опыте требуется указать имена-отчества ближайших родственников, их годовой доход, перечислить недвижимость, имеющуюся в собственности, а также оставить ксерокопию паспорта. Это, конечно, должно насторожить. Для трудоустройства данная информация не нужна – вы не в налоговой инспекции и раскрывать такую информацию не обязаны.

Используйте максимум возможностей, чтобы заявить о себе: ищите вакансии на специализированных ресурсах, сообщите вашим друзьям и знакомым, что Вы находитесь в поиске новой работы, обратитесь в кадровые агентства, участвуйте в профессиональных форумах, на них Вы можете встретить очень разных людей (вполне возможно, вашего следующего работодателя).

Чем активнее Вы будете себя проявлять, тем больше шансов, что найдете хорошую работу достаточно быстро.

Необходимо быть внимательным при рассмотрении объявлений о вакансиях. Существуют так называемые сомнительные вакансии, их признаки:

- Срок нахождения вакансии на сайте (более 1,5- 2 мес.)

- обобщенное название должности либо перечисление нескольких должностей: «менеджер» (по продажам, по персоналу, по работе с клиентами), «директор» (генеральный, исполнительный, по развитию) либо перечисление нескольких должностей: помощник руководителя/секретарь/менеджер по персоналу

- нет точных данных о компании: не указывается сфера деятельности не указывается место расположения (крупный холдинг, иностранная компания – торговля, производство, сервис), не указывается место расположения (север, юго-запад, станция метро)

- отсутствие существенных уточнений с профессиональной точки зрения (функции – ведение всех участков работы, ведение переговоров, собеседований, работа с персоналом, условия работы – в офисе и т.п.)

- расплывчатые требования к соискателю (возраст 23-58 лет, образование среднее-высшее, коммуникативные навыки, навыки работы с документацией)

- принадлежность вакансии к кадровому агентству, а не прямому работодателю (которые таким образом могут пополнять свою базу данных)

Пример сомнительной вакансии:

- Вакансия компании: ТК Компания, ООО

- Директор/менеджер

- Производственно-торговая компания с 1999 года занимается продвижением товаров, предназначенных для здорового образа жизни

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: