Возникновение инстинктивизма

Портрет.

 


 


Шарж.

 

 

Биография Ульяма Мак-Дугалла.

Уильям Макдугалл родился 22 июня 1871 года в Ланкашире, Англия. Он был сыном Шимвелла Макдугалла и Ревекки Смолли, пары промышленников высокого класса из Шотландии. С самого детства Макдугалл имел возможность посещать частные школы, как в Англии, так и в Германии. Он обучался в различных областях, не только в психологии, но и в естественных науках, и возглавлял различные ассоциации психологии.

Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) был американским психологом, признанным одним из основателей социальной психологии. Он внес важный вклад в изучение психопатологии после переживаний войны, паранормальной психологии и теорий инстинктов. Уильям Мак-Дугалл обучался в различных областях, не только в психологии, но также и в естественных науках, и руководил различными ассоциациями психологии. Он работал профессором в самых престижных университетах Северной Америки, где был признан важным психологом. В том же контексте он опубликовал множество важных работ и умер в Дареме, Северная Каролина, в 1938 году, не перестав работать профессором в университете Дьюка.


 


Понятие инстинкта.

В связи с развитием психологического направления в социологии, активным влиянием психологии на осмысление социальных процессов в конце ХIХ в. идут активные поиски таких внутриличностных факторов (детерминант), которые могли бы объяснить одновременно поведение и человека, и социальной группы. Просветительская традиция оперировала преимущественно «рациональной» моделью человека, выводя его поведение из разумного расчета и соображений полезности. Романтики, напротив, подчеркивают эмоционально-инстинктивное начало, влияние биологических иррациональных факторов. Просветительский рационализм с его наивным оптимизмом был серьезно скомпрометирован тем, что обещанное им «царство разума» оказалось более похожим на гоббсовскую «войну всех против всех». В западной философии второй половины XIX в. резко усиливается иррационализм, тенденция объяснять человеческое поведение преимущественно иррациональным, бессознательными импульсами, будь то «эгоизм» Макса Штирнера или «воля к власти» Фридриха Ницше.

Биология, вскрывая механизмы инстинктивной деятельности животных, казалось, давала этой тенденции естественно-научное обоснование. Экспериментальные исследования человеческой психики также показали наличие в ней мощных неосознаваемых процессов и структур.

Введенное психологами в научный оборот понятие установки преследовало цель объяснить внутренние, скрытые механизмы деятельности сознания. Наряду с ними специалистов интересовали процессы, характеризовавшиеся как неосознанные и даже не социальные явления начинают трактоваться в терминах неосознанных «инстинктов», «импульсов», «стремлений». Понятие «инстинкта» при этом употреблялось в широком общежитейском смысле, обозначая и биологические потребности организма, и наследственные программы поведения, и даже просто желания. Наряду с биологическими инстинктами индивида пишут и о групповых, «социальных» инстинктах.

Возникновение инстинктивизма.

Появляется теория инстинктивизма, основателем которой был английский исследователь, переехавший в 1921 г. в США, Уильям Мак-Дугалл (1871–1938). Его основная работа, в свое время очень популярная и выдержавшая ряд переизданий (первое – в 1908 г.) –«Введение в социальную психологию».

По мнению Мак-Дугалла, теоретической основой всех социальных наук должна стать «психология инстинкта», а все остальные, включая социологию, историю, философию, экономику и другие, надстраивались над ней. При этом главной «надстроечной» наукой он считал социологию. «Смешивая» ее с психологией, он разрабатывал социально-психологическую теории личности. В ней в качестве основной движущей силы поведения индивида он рассматривал неосознаваемые инстинкты, стремления, импульсы. Понятие инстинкта для Мак-Дугалла было ключевым.  Под инстинктом Мак-Дугалл понимал «врожденное или природное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать или обращать внимание на определенные объекты и испытать при этом специфическое эмоциональное возбуждение и действовать по отношению к этим объектам определенным образом или по крайней мере испытывая импульс к такому действию». Распространяя свою психологическую теорию на общество, Мак-Дугалл под каждое общественное явление подводит определенный инстинкт или группу инстинктов.

Мак-Дугалл рассматривал инстинкты как наследственно обусловленные каналы разрядки нервной энергии, непосредственно определяющие поведение человека. В этом смысле инстинкты характеризовались как первичные. С первичными (простыми и неразложимыми) инстинктами тесно связаны такие же эмоции. Каждый из них может быть соотнесен с соответствующей группой эмоций. Сторонники инстинктивизма количество базовых инстинктов оценивали по-разному. У. Джемс насчитывал их 38, З. Фрейд сводил к двум основным(«эрос» – инстинкт жизни и «танатос» – инстинкт смерти).

Наиважнейшее значение Мак-Дугалл придавал инстинкту стадности (ему соответствуют эмоции принадлежности), поскольку именно он удерживает людей в совместной жизни и деятельности и является основой многих социальных процессов (например, войн, развития производства)

и институтов (семьи, торговли и др.). Стадный инстинкт проявляется в коллективном производстве, в совместном проведении свободного времени, в росте городов, в возникновении и функционировании семьи, в массовых сборищах, демонстрациях, толпах и т.д. Под именем «инстинктов» фигурируют и установки, и привычки, и потребности, и аффекты, и психические процессы.
Не удивительно, что по мере развития социологии и психологии влияние инстинктивистских теорий быстро сходит на нет.

Успех книги Мак-Дугалла, которая являлась его основная работа, в свое время очень популярная и выдержавшая ряд переизданий (первое – в 1908 г.) –«Введение в социальную психологию»., пособствовала появлению у него многочисленных последователей. Английский хирург Уилфрид Троттер (1872—1939) приобретает широкую известность книгой, в которой утверждает, что все социальные явления объясняются в конечном счете «стадными инстинктами». Английский социалист-фабианец Грэм Уоллас (1858—1932) распространяет психологический анализ на сферу политики, уделяя особое внимание инстинкту лояльности, который должен обеспечить функционирование государственной власти. Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939) считает универсальной детерминантой человеческого поведения половое влечение — либидо. Начав с изучения неврозов и внутренних конфликтов индивидуальной психики, Фрейд в дальнейшем, начиная с работы «Тотем и табу» (1913 г.), распространяет свою теорию также на историю культуры. Позже на основе опыта первой мировой войны он говорит уже о борьбе двух начал человеческой психики — Эроса как инстинкта жизни и Танатоса как бессознательного влечения к смерти.
Инстинктивизм оказал определенное влияние на науку о человеке тем, что привлек внимание к неосознаваемым компонентам психики, а также своей полемикой с бихевиоризмом. Однако его собственная теоретическая основа была более чем шаткой.
Инстинктивизм подменяет социально-исторические закономерности индивидуально-психическими и пытается придать последним биологическое обоснование.

1.2 Влияние инстинктов на социальное поведение индивида

В своей теории Мак-Даугалл сформулировал три аспекта инстинктов. Во-первых, каждому отдельному инстинкту свойственна перцептивная предрасположенность к тому, чтобы "замечать" одни стимулы и не "замечать" другие. Во-вторых, существует также и предрасположенность к совершению движений, способных привести к достижению цели. В-третьих, между перцепцией и движениями к цели лежит эмоциональное ядро (core), является источником энергии, или движущей силой, инстинкта. Мак-Даугалл насчитал у человека 12 основных инстинктов. Впоследствии он дополнил этот список, и к 1932 г. число инстинктов возросло до 174. Примерно в это же самое время термин "инстинкт" применительно к человеку впал у психологов в немилость, что заставило Мак-Даугалла заменить его термином "склонность", хотя суть концепции осталась прежней. В первоначальный перечень Мак-Даугалла вошли следующие инстинкты: голод, отвергание некоторых веществ, любопытство, избегание, драчливость, половое влечение, материнский или отцовский инстинкт, стадность, самоутверждение, подчинение, строительство и приобретение. В некоторых из этих инстинктов Мак-Даугалл не смог идентифицировать эмоциональное ядро, хотя продолжал настаивать, что оно существует в каждом инстинкте. Позднее он добавил еще 5 инстинктов: призыв (крик), смех, комфорт, отдых, или сон, и миграция. Некоторые более сложные проявления человеческого поведения определяются не одним, а нескольких инстинктами. Комбинации инстинктов, направленных на один и тот же объект, были названы Мак-Даугаллом "чувствами". Например, любовь мужчины к своей жене заключает в себе половой и материнский инстинкты. Любопытство – инстинкт, или врожденная психофизиологическая предрасположенность, определяющая то, что человек, обладающий ею, воспринимает, обращает внимание на предметы определенного класса, то, что он испытывает эмоциональное возбуждение определенного свойства при восприятии такого предмета, и то, что он действует в отношении этого предмета особым образом или хотя бы испытывает толчок к такому действию. Инстинкт любопытства лежит в основе самых замечательных достижений человека, так как именно в нем коренятся истоки его научной и теоретической деятельности. Автор считал, что положение общества по шкале цивилизации можно судить по распространенности любопытства среди его членов и, что взлет и падение цивилизаций связано с тем, в какой степени великие умы этих цивилизаций следовали стремлению к теоретическим обобщениям и поиску нового, а не размышляли над достижениями прошлого. Он считал, что наиболее важным результатом действия любопытства было совершенствование представления о причинности, которая является фундаментальным фактором повышения уровня развития цивилизации. Мак-Даугалл полагал, что «продолжительный прогресс возможен лишь в культуре, где стабилизирующие и консервативные функции религиозного чувства уравновешивают действия, стимулированные интересом и духом поиска.» Мак-Даугалл считал эмоциональный компонент инстинктов ядром мотивации. Он определил инстинкт любопытства и связанную с ним эмоцию удивления как один из основных инстинктивных процессов человека. По мнению Мак-Даугалла, в основе большинства проявлений нашего социального поведения лежат комбинации инстинктов, но какого-то отдельного «социального инстинкта» как такового у человека нет. Наше социальное поведение определяется сочетаниями разных инстинктов. Реализация инстинкта улучшается с повторением. Как перцептивные, так и двигательные предрасположенности могут видоизменяться. По мере взросления человека его детская агрессивность, направленная на родителей, сменяется агрессивностью по отношению к окружающим, от которых может исходить опасность, и не имеет значения, кто эти люди, те, с кем он постоянно общается, или враги на поле боя. Эти модификации и были теми средствами, с помощью которых Мак-Даугалл объяснял научение. Мак-Даугалл признавал учение о том, что человек наделен некоторыми врожденными способностями, такими как интеллект, музыкальные или изобразительные способности, способность к работе с машинами и механизмами или к занятиям спортом. Но чтобы эти врожденные способности проявились, необходимо вмешательство определенного инстинкта - их движущей силы. Без участия инстинкта потенциал человека никогда не будет реализован. Мак-Даугалл остался чемпионом по количеству непопулярных причинных объяснений. Он поддерживал анимистическую доктрину «души», утверждая, что даже неорганическая материя в известной мере наделена ею, и верил в существование психических (паранормальных) феноменов. Возможно, самым непопулярным из его причинных объяснений была вера в предложенную Ламарком теорию эволюции, согласно которой приобретенные признаки передаются но наследству. Мак-Даугалл полемизировал с Джоном Уотсоном, основателем бихевиоризма. В ходе этой полемики Уотсон критиковал представления Мак-Даугалла об инстинктах и отстаивал роль научения. Отвечая на критику, Мак-Даугалл заявлял, что отрицание Уотсоном понятий разума или сознания, которые Мак-Даугалл признавал в своем учении о «душе», уничтожает неприемлемо большую часть законного предмета психологии.

Объяснение общественных явлений с помощью теории инстинктов.
Распространяя свою психологическую теорию на общество, Мак-Даугалл под каждое общественное явление подводит определенный инстинкт или группу инстинктов. Так, войны объясняются предрасположенностью людей к драчливости, а накопление общественного богатства — склонностью к стяжательству и скупостью. В основе религии лежит комбинация инстинктов любопытства, самоуничижения и бегства в сочетании с эмоциональными реакциями, присущими родительскому инстинкту.
Инстинкты врожденны, они обладают побудительной (энергетический аспект) и управляющей функциями, они содержат в упорядоченной последовательности процессы переработки информации (познавательный аспект), эмоционального возбуждения (эмоциональный аспект) и готовности к моторным действиям (двигательный аспект). Позднее он заменил «инстинкты» менее определенным понятием «склонности», уже не сводившимся к представлению о стереотипном протекании действий. Его содержание в основном определялось тенденцией к целенаправленной активности:

«Склонность определяется предрасположенностью, функциональным единством общей душевной организации, и именно последняя, будучи возбужденной, порождает активную устремленность, усилия, импульс или энергичные движения к некоей цели».

Появлению работы Мак-Даугалла 1932 г. предшествовала известная дискуссия 20-х гг. об инстинктах, одна из немногих крупных дискуссий, которые когда-либо широко велись в психологии. Начало этой дискуссии положил Уотсон, еще в 1913 г. выдвинувший требование ограничить психологию исследованием того, что можно зарегистрировать при внешнем наблюдении. Широкое распространение теории инстинктов Мак-Даугалла привело к тому, что многие психологи объясняли всевозможные виды поведения только соответствующими инстинктами. Бернард, пересмотревший в 1924 г. литературу, посвященную инстинктам, обнаружил не менее 14 046 определений этого термина! Нельзя не согласиться с его мнением, что при столь неоднозначном употреблении слова легко впасть в ошибку «порочного круга», и в этом случае понятие потеряет свое объяснительное значение.

Мак-Даугалл выступал против такого расширения исследования инстинктов, его окончательный перечень содержал не более 18 "склонностей". Через несколько лет дискуссия об инстинктах, так и не приведшая к ясному решению, перестала вызывать интерес. Влияние Мак-Даугалла наиболее сильно сказалось в двух заметных областях исследований мотивации. Во-первых, его работы дали новый импульс развитию проблемы в русле теории личности, обосновав необходимость включения в понятие личности тех или иных мотивационных характеристик. Показательны в этом отношении теория черт Оллпорта, выполненные в Германии работы Лерша, а также исследования Мюррея, чьи взгляды типичны для представителя психологии мотивации в узком смысле.

Во-вторых, Мак-Даугалл способствовал разработке серьезного функционального анализа инстинктов, заложил основы сравнительного изучения поведения животных (этологии). Заслуга же осуществления такого анализа принадлежит, прежде всего, Конраду Лоренцу, критиковавшему положения теории инстинктов Мак-Даугалла за их неопределенность и ограничившему понятие инстинктивного поведения врожденными двигательными координациями, т. е. инвариантными звеньями, присутствующими в цепи целенаправленного поведенческого акта вплоть до «завершающего действия». Именно это последнее звено является инстинктивным действием в узком смысле слова, оно управляется центральной нервной системой всегда одинаково и жестко. «Завершающее действие», если можно так сказать, разрешается через «врожденный пусковой механизм». Предшествующие же звенья могут изменяться в соответствии с характеристиками ситуации, и чем ближе звено к началу акта, тем более оно подвержено научению, особенно начальная фаза, так называемое поисковое поведение. Было установлено, что для определенных инстинктивных действий (таких, как следование за предметом у серых гусят во время короткой сенситивной фазы в раннем онтогенезе) любой объект может стать побуждающим ключевым раздражителем («запечатлеться»).

Интенсивное изучение некоторых видов животных позволило выявить ключевые раздражители, которые приводят в действие определенные инстинкты. Если же эти раздражители долго не появляются, инстинктивные последовательности поведенческих актов могут протекать и без них как так называемые «холостые действия».

Результаты исследований позволили выделить две характеристики инстинктивных поведенческих актов; во-первых, их стереотипность и независимость от научения, во-вторых, задействованность в их возбуждении внутренних процессов, проявляющихся в виде готовности, которая со временем возрастает. Механизм действия внутренних процессов Лоренц представил в виде «психогидравлической» модели мотивационного процесса (которая, впрочем, близка ранним взглядам Фрейда). Каждому инстинкту Лоренц приписывал специфичную для данного действия энергию, которая постоянно возобновляется и заполняет некий резервуар. В противовес прежним взглядам, согласно которым инстинктивное действие всегда следует за внешним раздражителем, Лоренц утверждал, что протекание определенных инстинктов вообще не требует наличия внешних ключевых раздражителей («реакции в пустоту»).

Заключение
В результате исследования обозначены основные принципы теории инстинктивизма и отражено его влияние на общество.
Мы можем сделать следующие выводы:

1.Важной заслугой У.Мак-Даугалла была постановка проблемы мотивации социального поведения и социальных эмоций, что остается актуальным для современной социальной психологии и социологии. Сегодня разрабатывается такое направление, как социальное разделение эмоций.

2.Влияние Мак-Даугалла наиболее сильно сказалось в двух заметных областях исследований мотивации. Во-первых, его работы дали новый импульс развитию проблемы в русле теории личности, обосновав необходимость включения в понятие личности тех или иных мотивационных характеристик. Показательны в этом отношении теория черт Оллпорта, выполненные в Германии работы Лерша, а также исследования Мюррея, чьи взгляды типичны для представителя психологии мотивации в узком смысле.Во-вторых, Мак-Даугалл способствовал разработке серьезного функционального анализа инстинктов, заложил основы сравнительного изучения поведения животных (этологии). Заслуга же осуществления такого анализа принадлежит, прежде всего, Конраду Лоренцу, критиковавшему положения теории инстинктов Мак-Даугалла за их неопределенность и ограничившему понятие инстинктивного поведения врожденными двигательными координациями, т. е. инвариантными звеньями, присутствующими в цепи целенаправленного поведенческого акта вплоть до "завершающего действия".

3.Подробный анализ роли в социальном поведении людей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили серьезное внимание другие психологи. Многие из них стали изучать иррациональные проявления психики человека, прежде всего инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их поведении и межличностном общении.

Несмотря на то, что научное наследие У.Мак-Даугалла было долгие годы незаслуженно забыто коллегами, идеи автора развиваются и в современной психологии, а многие проблемы и по сей день остаются актуальными для социальной психологии.

Литература:

1. Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2004

2. История социологии в Западной Европе и США. М.: Норма, 1999

3. Морган Л. «Привычка и инстинкт». СПб. 1889, 314с.

4. Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьева. М.: Смысл, 1996. - 373 с.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: