Воля выполняет функции

Лекция № 5

«Волевая сфера»

Понятие о воле и её функции.

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.

Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т.е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью – утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля человека проявляется в действиях (поступках). Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление на пути к намеченной цели. Иначе говоря, воля проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Многие исследователи определяют волю как сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.

Основные признаки волевого акта:

­ приложение усилий для выполнения волевого акта;

­ наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

­ усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

­ нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Воля выполняет функции

Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежела­тельной активности, мотивов и действий, не соответствующих ми­ровоззрению, идеалам и убеждениям личности.

Регулирующая функция выражается в произвольной, регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий.

Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения.

Основные функции воли: побудительная и регулирующая. Побудительная функция способствует активности поведения человека. Волевая регуляция обеспечивает сознательное управление мыслями, чувствами, желаниями и поведением человека. В результате волевой регуляции возникает волевой акт. Он включает в себя следующие стадии:

а) возникновение побуждения, предварительная постановка целей;

б) стадия обсуждения и борьбы мотивов;

в) стадия принятия решения;

г) стадия исполнения решений.

Волевые качества — категория динамическая, т.е. способная к изменению, развитию в течение жизни. Волевые качества нередко используются человеком не столько овладение обстоятельствами и их преодоление, сколько на преодоление самого себя. Особенно это касается людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Воля — одно их человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с тем можно развивать в течение жизни. Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей. Работая над развитием воли, можно опираться на рекомендации, которые дают Л. Н. Рувинский и С. И. Хохлов в работе "Как воспитать волю и характер":

· Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять их. Принятое решение должно быть выполнено.

· Цель должна быть полезной, общественно значимой, привлекательной.

· Поставленная цель должна быть тщательно обдумана. Нельзя ставить цели, принимать решения в состоя ниц сильного эмоционального возбуждения (например, гнева), а также в ситуации, когда не могут быть учтены наиболее существенные обстоятельства, связанные с достижением поставленной цели.

· Поставленная цель должна соответствовать вашим возможностям. Она будет достигнута при наличии:

- волевого усилия, необходимого для выполнения решения;

- определенных знаний и умений, необходимых для выполнения решения;

- развитого того или иного волевого качества (выдержки, настойчивости, прилежания, смелости, целеустремленности);

-времени и средств, необходимых для выполнения решения.

Поставленная цель должна быть абсолютно конкретной:

-указание точного срока начала выполнения решения; -точное определение минимального объема ежедневной запланированной работы;

· указание сроков общей продолжительности работы над чем-либо;

· точное указание предполагаемого результата;

· указание средств реализации принятого решения.

· Главная цель должна быть разбита на ряд промежуточных.

· Необходимым условием эффективности постановки цели является умение сделать ее достижимой, привлекательной и включить в качестве составной части в значимые для нас и реально действующие мотивы.

Таким образом, от осознания значимости цели, правильного выбора ее, видения ближних, средних и дальних перспектив зависит ее побудительная сила.

 

Произвольные действия и их особенности

В волевой деятельности различают произвольные и непроизвольные действия.

Действие – одна из составляющих деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью. Действие всегда направлено на достижение некоторой цели. Целостное действие состоит из трех частей: ориентировочной основы, процесса выполнения и процесса контроля.

Действие – структурная единица поведения, деятельности человека, обеспечивающая его взаимодействие с предметным миром. По психологическому строению действие включает цель, способ и условия выполнения. С помощью цели предварительно намечается тот результат, который достигается в конце действия.

Способы действия служат такому преобразованию предмета, которое приведет к достижению цели. Условия выполнения действия составляют неспецифические особенности предмета действия и особенности состояния человека в момент выполнения действия. Все действия человек усваивает в процессе обучения.

Непроизвольными действиями называют неосознаваемые действия и движения. Это, прежде всего, движения, которые вызываются безусловными раздражителями и осуществляются подкорковыми отделами центральной нервной системы. Они связаны с защитой организма от повреждений или с удовлетворением его органических потребностей. Непроизвольные движения могут быть не только, безусловно-рефлекторными, но и условно-рефлекторными. Непроизвольные движения не осознаются, а, следовательно, и не контролируются. Чаще всего это бывает тогда, когда раздражители действуют внезапно, неожиданно.

Произвольные действия и движения всегда сознательны. Они характеризуются целенаправленностью и соответствующей организованностью. В процессе сознательного решения задачи движения контролируются, становятся произвольными. Даже непроизвольные движения, например моргание глазами, кашель, дыхание и другие, можно произвольно регулировать.

Произвольные движения более сложны, чем непроизвольные. Однако, как показали И.М. Сеченов и И.П. Павлов, принципиального отличия в механизме их осуществления нет. Произвольные движения, как и непроизвольные, имеют рефлекторный характер. Произвольные действия возникают условно-рефлекторным путем из непроизвольных движений. У маленьких детей все движения непроизвольны. Но в результате обучения и воспитания дети постепенно овладевают ими, учатся сознательно направлять свои движения и руководить ими.

Анализ сложного волевого действия

Волевые действия определяются сознательно поставленной целью. Действуя, человек ставит перед собой задачу, планирует ее выполнение, выбирает способы осуществления решения. Чтобы успешно учиться, человек должен осознавать цель обучения, свои задачи, уметь организовать их выполнение, быть настойчивым.

Каждое волевое действие мотивировано. Мотив – это движущая сила, которая понуждает человека к действию, к борьбе за достижение поставленной цели. Мотивами действий являются человеческие потребности, чувства, интересы, осознание необходимости действовать.

Ясность цели, понимание дела, осознание задания, его важности всегда порождают силу, энергию и решительность действий. Чем большее значение приобретает задача, тем большую энергию и упорство люди проявляют в борьбе за ее осуществление.

Волевые действия бывают простыми и сложными.

Простое волевое действие – это такое действие, осуществление которого не нуждается в особенном напряжении сил и специальной организации действия. Оно характеризуется непосредственным переходом желания в решение и в осуществление этого решения. Например, при желании утолить жажду, человек наливает воду в стакан и выпивает ее, если ему холодно, он надевает пальто и т.п. Эти действия не нуждаются в сложных способах для их выполнения.

Сложное волевое действие нуждается в значительном напряжении сил, терпеливости, настойчивости, умении организовать себя на выполнение действия. Так, человек, разрешая математические задачи, чтобы достичь успеха, должен осуществлять ряд волевых действий. Сложность волевого действия зависит от сложности задач, на выполнение которых оно направлено.

Воля человека проявляется в преодолении не только внешних трудностей, характерных для разных видов деятельности, но и внутренних, порождаемых, например, желаниями, которые идут в разрез с поставленными задачами, усталостью и т.п. Преодоление внутренних трудностей требует осознания необходимости выполнить определенное задание и при этом сохранять самообладание.

Стремление человека иногда проявляется в форме влечения. Как правило, влечения бывают невыразительными, мало осознанными. Стремления, которые проявляются только в форме влечений, не ведут к целенаправленному волевому действию.

Осознавая свои влечения, человек тем самым превращает их в желания. Желая, человек осознает цель своего стремления, направление своей деятельности.

Однако, осознав цель деятельности, человеку нужно еще увидеть пути успешного ее осуществления, способы ее достижения. Определяя нужные пути и способы, человек глубже осознает свои стремления. Глубоко осознанное человеком стремление позволяет выразительно представить не только цель деятельности, но и пути и способы ее осуществления, оно обусловливает вожделение, активное желание.

За желанием следует действие, которым завершается волевой акт. Однако это бывает не всегда. Иногда человек колеблется: действовать или нет. В таком случае возникает то особенное, промежуточное состояние волевого акта, называемое борьбой мотивов. Это состояние возникает в том случае, когда существуют противоречивые желания – одни вынуждают его к определенному действию, а другие препятствуют его осуществлению. Например, человека раздирает борьба между желанием взяться за выполнение задания и желанием пойти в кино. В результате этой борьбы мотивов человек принимает определенное решение. Оно проявляется или в форме намерения действовать, или в форме намерения отказаться от действия.

Решение, будучи глубоко осознанным, переходит в действие. Выполнение действия начинается с его планирования, организации способов, нужных для осуществления задания, и заканчивается его завершением. Так, человек, решив сконструировать радиоприемник, ознакомится с системами радиоприемников, начертит схему, достанет нужные для радиоприемника детали и, наконец, смонтирует его. Так завершается принятое решение.

Волевые качества личности.

Успех волевого акта зависит от волевых качеств человека, глубины осознания задания, интереса, а также от знаний, умений и навыков, без которых успешное достижение цели невозможно. Умения, привычные действия делают волевые действия четкими и более организованными, способствуют быстрому и успешному их выполнению.

Воля обладает определенными качествами: силой, устойчивостью и широтой.

Сила воли - степень возбуждения волевого усилия.

Устойчивость воли - постоянство проявления в однотипных си­туациях.

Широта воли - количество видов деятельности (спорт, учеба, работа и т.п.), В которых проявляется воля.

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах.

В.А.Иванников выделяет три блока волевых качеств личности:

1) морально-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплини­рованность);

2) эмоционально - волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие;

3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).

Ответственность - внешний или внутренний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

Обязательность (исполнительность) - качество воли, проявляющемся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.

Инициативность - способность предпринимать попытки к реали­зации возникших у человека идей.

Самостоятельность - способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятс­твующих достижению поставленной цели, способность критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на ос­нове своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общественным нормам, установленному порядку.

Целеустремленность - сознательная и активная направленностьличности на достижение определенного результата деятельности.

Выдержка (самообладание) - умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий, умение владеть собой и заставлять себя выполнять заду­манное действие, а также воздерживаться от того, что хочется де­лать, но что представляется неразумным или неправильным.

Смелость - умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благо­получия.

Мужество - высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необыч­ными трудностями. Мужество - сложное качество. Оно предполага­ет наличие смелости, выдержки и настойчивости.

Решительность - отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений. Примером противоположного качества нерешительности является ситуация «Буриданова осла», который, не решаясь съесть одну из равных охапок сена, так и умер с голоду.

Настойчивость - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Нельзя путать с упрямством и негативизмом.

Негативизм - немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя ра­зумные соображения не дают оснований для таких поступков.

Упрямство - упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия, руководство не доводами разума, а личными желаниями вопреки их несостоятельности.

Внушаемость – это качество, противоположное самостоятельности. Внушаемость – это подверженность человека влиянию других людей. Внушаемость свойственна людям без стойких убеждений, твердых принципов.

Важной волевой чертой человека является самообладание. Оно проявляется в возможности владеть собой, руководить своим поведением и деятельностью. Самообладание – важный компонент, черта личности, которую мы называем мужеством. Владея собой, человек смело берется за ответственное задание, хотя и знает, что оно связанно с опасностью, даже угрожает его жизни. Отсутствие самообладания делает человека невыдержанным, импульсивным. Люди, не владеющие собой, легко поддаются влиянию чувств, часто нарушают дисциплину, пугаются трудностей, теряются и впадают в меланхолию.

Своеобразным проявлением безволия человека является конформизм. Суть его в том, что человек, хотя и имеет свои мысли и убеждения, но в действиях и поступках подчиняется влиянию, давлению группы, не отстаивая своих позиций. Совокупность положительных качеств воли, свойственных человеку, обусловливает его силу воли. Как положительные, так и негативные качества воли не являются врожденными. Они развиваются в процессе жизни и деятельности.

Развитие воли на разных возрастных этапах.

Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.

В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой – некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии, часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности.

Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего успех этого процесса зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требовании, которые должны безоговорочно им выполняться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития.

Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности.

Младший школьник. Учащиеся совершают волевые действия, главным образом, по указанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствие с собственными мотивами. Младшие школьники могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность. Ученики проявляют волевые качества, в основном лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить к себе расположение взрослых

Подростковый возраст: свойственно этому возрасту половое созревание существенно изменяет подвижность нервных процессов. Это приводит к определенным изменениям в волевой сфере. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство.

Старший школьный возраст Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели. У девочек в старших классах резко снижается смелость, что создает трудности в занятиях физическими упражнениями.

Волевая активность старшеклассника практически всегда имеет характер целеустремленности.

Поведение и деятельность человека стимулируется и регулируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях. К волевой регуляции прибегает человек только в том случае, когда ему необходимо преодолеть трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Во всех других случаях регуляция может иметь не волевой, а преднамеренный характер, не требующий никаких усилий от личности. Можно совершать самые разнообразные сложные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будет заставлять себя осуществлять их.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни.

 

Нарушения воли.

Нарушения воли бывают различные. Особенно часто они вы­ражены при психических заболеваниях, органических поражениях головного мозга (лобных долей).

1. Гипобулия понижение волевой активности, вялость, отсут­ствие интереса к общению.

2. Гипербулия чрезмерная активность больного человека, ка­жущееся повышение деятельности.

3. Абулия — болезненное безволие, полное отсутствие каких-либо побуждений.

4 Ступор состояние полной или частичной обездвиженности.

5. Парабулия извращение волевой активности.

К патологии можно также отнести:

Негативизм - немотивированное стремление действовать на­перекор другим.

Клептомания - навязчивое стремление к воровству ненуж­ных, не имеющих ценности вещей.

Пиромания - навязчивое стремление к поджогам.

Мутизм - желание молчать, не отвечать на вопросы.

Пациенты с гипобулией и абулией нуждаются в повышении к ним требовательности в отношении соблюдения лечебного режи­ма. Их необходимо активировать при выполнении самых элемен­тарных действий (соблюдение гигиенических навыков, прием ле­карств, сдача анализов и т.д.) При выраженных психических нару­шениях — внимательное и заботливое отношение медперсонала.

Д/з

Лекционный материал

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Н.Н. Петрова - 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центра «Академия», 2014. – с. 107-108


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: