Задания студентам на самостоятельную работу по темам – написать конспект

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

Цель дисциплины – сформировать у обучающихся исторические ориентиры самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности; понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки; интегративную систему знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе.

В результате освоения учебной дисциплины «История» обучающийся должен:

знать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

основные исторические термины и даты;

уметь:

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

владеть:

навыками исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

навыками соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения

Тема 1.

Россия в 1907 – 1914 годах. Столыпинские реформы и их судьба. Первая мировая война и Февральская революция в России. 2  
Практическое занятие 4  
Самостоятельная работа 4  

Тема 2.

Революции 1917 года и Гражданская война в России. 2  
Практическое занятие 2  
Самостоятельная работа 2  

Тема 3.

Октябрьская революция. Создание нового государственного аппарата. Гражданская война и военная интервенция 1918 – 1922 гг. 2  
Практическая работа 2  
Самостоятельная работа 2  

Тема 4.

Советское государство в 1920 – 1930 годы. Внутрипартийная борьба. 2  
Практическая работа 2  
Самостоятельная работа 2  

Тема 5.

Советский Союз накануне и в годы Великой Отечественной войны. 2  
Практическая работа 4  
Самостоятельная работа 4  

Тема 6.

СССР в послевоенные годы. Восстановление страны. «Холодная война». «Оттепель». Советский Союз в середине 50-х – начале 60-х годов. 70- первой пол. 80-х годов: нарастание  кризисных явлений. 2  
Практическая работа 4  
Самостоятельная работа 4  

Тема 7.

«Перестройка». Причины распада СССР. Попытка построения демократической России. 2  
Практическая работа 4  
Самостоятельная работа 4  

 

 

Тематика и планы практических занятий

Практическое занятие 1.

Тема 1. Россия в 1907 – 1914 годах. Столыпинские реформы и их судьба.

Первая мировая война и Февральская революция в России.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика причин, содержания и значения социальных реформ начала ХХ века в России.

2. Описать в чем заключались главные противоречия в политическом, экономическом, социальном развитии России в начале ХХ века.

3. Изучить материалы об основных событиях российской революции 1905—1907 годов, ее причины, этапы, важнейшие события.

4. Раскрыть причины, особенности и последствия национальных движений в ходе революции.

5. Оценить итоги революции 1905—1907 годов.

6. Изучить основные положения и итоги осуществления политической программы П.А.Столыпина и его аграрной реформы.

7. Причины и основные события Первой мировой войны. Силы сторон.

 

Тема 2. Революции 1917 года и Гражданская война в России.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины и сущность революционных событий февраля 1917.

2. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Россия в годы Гражданской войны.

3. Становление Конституционной монархии.

4. Период двоевластия.

 

Тема 3. Октябрьская революция. Создание нового государственного аппарата.

Гражданская война и военная интервенция 1918 – 1922 гг.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины и сущность революционных событий октября 1917 года.

2. Приход к власти большевиков.

3. Причины Гражданской войны, интервенции, целей, участников и тактики белого и красного движения.

Тема 4. Советское государство в 1920 – 1930 годы. Внутрипартийная борьба.

Вопросы для обсуждения:

1. Версальско-Вашингтонская система

2. Лига Наций

3. Характеристика основных этапов и тенденций развития международных отношений в 1920—1930-е годы.

4. Основные течения в литературе и искусстве 1920—1930-х годов.

5. Сущность нэпа.

6. Представление характеристики и оценки политических процессов 1930-х годов.

7. Характеристика причин, методов и итогов индустриализациии коллективизации в СССР.

8. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии.

 

Тема 5. Советский Союз накануне и в годы Великой Отечественной войны.

Вопросы для обсуждения:

1. Военно-стратегический и технический потенциал СССР

2. Первый этап войны. Причины неудач Красной Армии.

3. Эвакуация промышленности. Оборона Москвы. Сталинградская битва. Курская битва. Битва за Днепр.

4. Создание антигитлеровской коалиции.

5. Освобождение народов Европы. Взятие Берлина.

6. Война с Японией. Разгром Квантунской армии и безоговорочная капитуляция Японии. Завершение Второй мировой войны.

7. Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

 

Тема 6. СССР в послевоенные годы. Восстановление страны. «Холодная война». «Оттепель». Советский Союз в середине 50-х – начале 60-х годов. 70-е - первой пол. 80-х годов: нарастание кризисных явлений.

Вопросы для обсуждения:

1. Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития.

2. Преобразование госаппарата и восстановление командно-административной системы. Общественно-политическая и культурная жизнь. Расширение сети общеобразовательных школ и вузов. Укрепление связей науки и промышленности. Репрессии конца 40-х – начала 50-х гг.

3. Международное положение и внешняя политика СССР. Новая геополитическая ситуация в послевоенном мире. Переход к политике «холодной войны». Создание социалистической системы.

4. Монопольное положение КПСС в политической системе Советского государства.

5. Преодоление «культа личности» Сталина. ХХ съезд КПСС — начало перестройки партии и советского общества, причины ее неудачи.

6. Углубление деформации КПСС, недостатки в функционировании институтов социалистической демократии. Нарастание бюрократизации государственной и общественно-политической жизни страны.

7. Внешнеполитическая деятельность Советского государства. Достижения и просчеты во внешней политике. Противостояние двух военно-политических союзов: НАТО и стран Варшавского договора (ОВД). Холодная война. Мирное сосуществование: успехи и противоречия. Социалистические страны: сотрудничество и проблемы.

8. Л.И. Брежнев и новый курс в политической и социально-экономической сферах жизни страны.

9. Концепция «развитого социалистического общества» и её влияние на общественно-политическую и духовную жизнь страны. Противоречия реального социализма.

10. Разрядка 1970-х гг. и начало Хельсинского процесса.

11. Обострение международной обстановки на рубеже 1970— 1980 гг. Война в Афганистане и ее последствия.

 

Тема 7. «Перестройка». Причины распада СССР. Попытка построения демократической России.

Вопросы для обсуждения:

1. Объективная необходимость коренных перемен в социально-экономических и политических отношениях Советского общества. М.С.Горбачев и «перестройка».

2. Последствия «перестройки». Начало демократизации общества: гласность, реформы политической системы, новая структура власти в центре и на местах.

3. Грубые просчеты и ошибки в сфере социально-экономической политики, и в области внешнеполитической деятельности.

4.  Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Усиление политической борьбы в Советском Союзе.

5. Беловежские соглашения и распад СССР, их оценка в современной литературе.

6. Октябрьские события 1993 г., как следствие борьбы за власть.

Задания студентам на самостоятельную работу по темам – написать конспект.

 

Темы рефератов, эссе:

1. Отечественные предприниматели конца XIX — начала XX в. (в том числе на примере региональной истории).

2. Реформаторы России новейшего времени и их судьбы (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, Н. С. Хрущев, М. С. Горбачев и др., по выбору).

3. Строительство железных дорог в России на рубеже XIX—XX вв. (в том числе на примере своего региона).

4. Положение российских рабочих на рубеже XIX—XX вв. (сравнительный анализ литературных и документальных источников).

5. Российское общество и революция 1905—1907 гг.: восприятие революционных идей и событий, участие в революции.

6. Собирательный образ российского крестьянства конца XIX — начала XX в. на основе исторических и литературных источников (в том числе по материалам региональных архивов и краеведческих музеев).

7. Коренные народы российских окраин в начале XX в.

8. Роль России в международных отношениях конца XIX — начала XX в.

9. Николай II как человек и «хозяин земли Русской».

10. Историческое значение Государственной думы (1906—1917).

11. Первые российские парламентарии (исторический портрет).

12. Судьбы российских революционеров XX в. (на примере одного или нескольких представителей революционного движения).

13. Февраль — октябрь 1917 г.: политические события в документах и мемуарах.

14. Роль личности в истории (на примере жизни и деятельности государственных и политических деятелей России — СССР в XX в.).

15. Православная церковь и советское государство: проблемы взаимоотношений в 1920—1980-е гг. (на примере конкретного исторического периода).

16. «Когда стреляли пушки...» (искусство в годы Гражданской и/или Великой Отечественной войн).

17. Первая волна русской эмиграции. Люди и их судьбы.

18. Школа в первые годы (десятилетия) советской власти (в том числе на основе региональных и семейных источников).

19. Россия нэповская в документах и мемуарах.

20. Жизнь и труд советских людей в годы первых пятилеток (в том числе на основе региональных и семейных источников).

21. Формирование культа личности Сталина в советском обществе 1920—1930-х гг.

22. Образ «кулака» в документах и мемуарах 1930-х гг.

23. «Страна за колючей проволокой» (политические процессы 1920 — первой половины 1950-х гг.).

24. Роль СССР в международной политике 1920—1980 гг. (на примере конкретного периода или региона).

25. Иностранцы о стране Советов (на мемуарных источниках 1920—1980-х гг.).

26. Советское искусство 1920—1980-х гг. как «зеркало общества» (на примере конкретного периода или вида искусства).

27. Вклад советской культуры, науки и техники 1930—1980-х гг. в мировую цивилизацию (на примере конкретного периода или направления).

28. СССР — Германия накануне Второй мировой войны.

 

 

Литература:

Баранов П.А., Шевченко С.В. История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Курукин И.В., Шестаков В.А. ЕГЭ. История. Универсальный справочник.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России.

Зубанова С.Г.  Шпаргалка по отечественной истории. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: