Урок №53 6 класс Дата: 02.04.2020
Тема: Практическая работа № 4
Морфологический анализ растений класса однодольные по гербарным образцам
Ознакомиться с ОК «Характеристика растений из класса Однодольные»
Выполнить задания в практической работе
Характеристика растений из класса Однодольные растения
Методические рекомендации:
Характеристика отдельных семейств растений класса Однодольные.
Класс Однодольные образует около 122 семейств, свыше 3 тыс. родов и около 63 тыс. видов. Кним относятся хлебные злаки (пшеница, рис, рожь, ячмень, кукуруза, просо и др.), луковые и лилейные (лук, чеснок, спаржа), декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты, аспарагус, орхидеи) растения.
| Семейство, примеры | Формула цветка | Плод | Соцветие | Видоизменения вегетативных органов |
| Злаковые, или Мятликовые (более 10 тыс. видов). Пшеница, рожь, ячмень, мятлик, полевица, овес, кукуруза, пырей, рис. | ↑ПО(2)+2Т3П1
1- пестик
2-тычинки
3-цветочные пленки (2)
4 - цветочные чешуи (2)
| Зерновка
| Сложный колос
Метелка
Початок
| Корни-подпорки у кукурузы
Корневище у пырея
|
| Луковые (около 650 видов). Лук, чеснок, черемша (дуговое жилкование листа). | *ПО6Т6П1
| Коробочка
| Зонтик
| Луковица
Чешуи сочные и сухие
|
| Лилейные(около 1300 видов). Лилия, тюльпан (коробочка), нарцисс (коробочка), гиацинт, ландыш, подснежник, пролеска (коробочка), гладиолус (коробочка). | *ПО6Т6П1
| Коробочка
Ягода
| Кисть
Или цветок одиночный
| Луковица
Чешуи сочные и сухие
Клубнелуковица у гладиолуса
Корневище у ландыша
|
Практическая работа № 4
Морфологический анализ растений класса однодольные по гербарным образцам
Цель: приобрести навыки самостоятельной работы с растениями; научиться проводитьморфологический анализ растения (ознакомиться с его строением вегетативных и генеративных органов), работать с определителями;изучить типичных представителей флоры Донбасса, их систематическое положение, экологические особенности.
Оборудование и материалы: лупа; гербарные (живые, иллюстрации) образцы однодольных растений, определитель растений.
Техника безопасности: быть осторожным при работе с лупой.
Ход работы:
1. Ознакомиться со структурой определителя для определения выданного образца растения.
2. Изучить морфологические и экологические признаки 2 растенийиз разных семейств и заполнить таблицу.
| Признаки растения | Варианты ответа | Выбранный вариант ответа (возможен свой) |
| Жизненная форма | Трава, кустарник, полукустарник, лиана, дерево | |
| Место произрастания | Луг, лес, поле, степь, клумба, огород, водоем | |
| Тип корневой системы | Мочковатая, стержневая, смешанная, гоморизная | |
| Видоизменения корня | Корнеплод, корневые клубни, ходульные корни, опорные корни, дыхательные корни, воздушные корни, клубеньки с азотфиксирующими бактериями, сократительные, корни-присоски, корни-прицепки | |
| Лист | Черешковый, сидячий, влагалищный | |
| Жилкование листа | Сетчатое, параллельное, дуговое, простое, дихотомическое | |
| Листорасположение | Очередное, супротивное, мутовчатое; прикорневая розетка, листовая мозаика | |
| Кол-во листовых пластинок | Простой, сложный (тройчатый, пальчатый, парноперистый, непарноперистый) | |
| Видоизменения листа | Колючки, усики, чешуи сочные и сухие,ловушки | |
| Стебель | · Травянистый, древовидный, соломина · Прямостоячий, ползучий, вьющийся, цепляющийся, укороченный, приподнимающийся | |
| Видоизменения побега | Корневище, клубень, луковица, усы, усики, клубнелуковица, суккулентные побеги, колючки, филлокладии | |
| Формула цветка | ↑, (*)Ч Л Т П | |
| Опыление | Перекрестное (ветром, водой, животными), самоопыление | |
| Одиночный цветок | Да, нет | |
| Соцветие | Кисть, колос, сережка, щиток, сложный колос, сложный щиток, зонтик, сложный зонтик, завиток, початок, корзинка, головка, метелка, султан | |
| Плод | · Сочный, сухой · Односеменной, многосеменной · Вскрывающийся, невскрывающийся · Простой, сборный, соплодие, ложный · Ягода, яблоко, тыквина, померанец, костянка, орех, орешек, желудь, семянка, зерновка, гранатина, крылатка, боб, стручок, стручочек, коробочка, листовка | |
| Продолжительностьжизнирастения | Однолетник (.), двулетник (..), многолетник ( )
| |
| Хозяйственное значение | Пищевая культура, масличная культура, корм для животных, лекарственное сырье, декоративное растение, техническая культура, сорняк, огородная культура, медоносная культура, зеленое удобрение |
3. Заполнить таксономическую таблицу.
| Таксономическиекатегории | Ответ |
| Царство | |
| Отдел | |
| Класс | |
| Порядок | |
| Семейство | |
| Род | |
| Вид |
4. В выводе заполните диаграмму Венна «Сравнительная характеристика растений». В средней части накладывающихся кругов записываются общие признаки, а слева и справа – отличия.

1- пестик
2-тычинки
3-цветочные пленки (2)
4 - цветочные чешуи (2)
Метелка
Початок
Корневище у пырея
Чешуи сочные и сухие
Или цветок одиночный
Чешуи сочные и сухие
Клубнелуковица у гладиолуса
Корневище у ландыша
)






