Поэма «Анна Снегина»

Тема С.А. Есенин. Поэма «Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.

 

План занятия:

1. Поэма «Анна Снегина». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Поэма «Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины.

2. Лирическое и эпическое в поэме.

3. Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.

                                Содержание занятия.

 

Поэма «Анна Снегина».

Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но в поэме личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

В образе героя – поэта Сергея – мы угадываем самого Сергея Есенина. Прообраз Анны – Л.И.Кашина (1886–1937), которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ – вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации.

Поэма "Анна Снегина" лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна –центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени –полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная"черемуха...

Лирический сюжет – история несостоявшейся любви героев – в поэме едва намечен, и он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, не прояснены, и чувства, и настроения их импрессионистичны, интуитивны. Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, – печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Но это не главное в поэме.

Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:

Ничто не пробилось мне в душу, Ничто не смутило меня. Струилися запахи сладко, И в мыслях был пьяный туман... Теперь бы с красивой солдаткой Завесть хорошо роман.

И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: "Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал".

И лишь в финале звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – и это главное в поэме – все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как "живая жизнь":

Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: "Нет!" Далекие, милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.

2.Лирическое и эпическое в поэме.Сюжет, композиция и события поэмы.

В центре лирического сюжета поэмы — встреча  «знаменитого поэта» со своей первой любовью летом 1917 года:

“А, Здравствуйте, мой дорогой! Давненько я вас не видала. Теперь из ребяческих лет Я важная дама стала, А вы — знаменитый поэт. <...> Какой вы теперь не такой! Я даже вздохнула украдкой, Коснувшись до вас рукой... <...> Мы вместе мечтали о славе... И вы угодили в прицел, Меня же про это заставил Забыть молодой офицер...”  

 

Определяющими в развитии лирического сюжета поэмы являются строчки: “И в сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет...”. Встреча Сергея с Липой происходит в драматические дни: назревает революция, на фронте гибнет муж Анны (а Сергей — “первый в стране дезертир” — жив и здесь):

Теперь я отчетливо помню
Тех дней роковое кольцо...
Но было совсем не легко мне
Увидеть ее лицо.

Выше уже отмечалось “многоголосие” поздней лирики Есенина. Это в полной мере относится и к поэме, где события 1917-1923 гг. даются глазами самых разных людей: мельника, его жены, криушинских мужиков. Показательно, что и начинается поэма с рассказа возницы о том, как в Радове “скатилась со счастья вожжа”: криушане убили старшину их деревни. С тех пор “то радовцев бьют криушане, то радовцы бьют криушан”. Убийца старшины — Петр Оглоблин (фамилия “говорящая”) — нынешний вождь криушан. Именно он зовет Сергея в “помощники”, чтобы ехать “к Снегиной... вместе... Просить”.Происходящее оценивается автором не прямо, а через характеристики персонажей (например, того же Прона: “Оглоблин стоит у ворот / И спьяну в печенки и в душу / Костит обнищалый народ”) и через предметные детали. В тот визит с землей ничего не получилось: Сергей увел Прона из дома,где получили похоронку. Осенью этого же года“первым описывать барский дом” поехал брат Прона Лабутя, член Совета и “герой” войны,которому дается такая убийственная характеристика: “Мужик — что твой пятый туз: /При всякой опасной минуте / Хвальбишка и дьявольским трус”. (Пятый туз — лишний туз в шулерской колоде).

Объяснение Анны с Сергеем — кульминация в развитии лирического сюжета:

Я помню —
Она говорила:

“... вас
Оскорбила случайно...
Жестокость была мой суд...

Была в том печальная тайна,
Что страстью преступной зовут...”.

Спустя многие годы Сергей узнает причину отказа “девушки в белой накидке”:

“Конечно, до этой осени
Я знала б счастливую быль...
Потом бы меня вы бросили,
Как выпитую бутыль...
Поэтому было не надо...
Ни встреч... ни вообще продолжать...
Тем более с старыми взглядами
Могла я обидеть мать”.

Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны — пропасть между “белой” и“черной” костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: “лирике” помешал “эпос”. Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.

Композиция поэмы, как и многих лирических стихов Есенина, построена по кольцевому принципу.

Далекие, милые были,
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас, —

так заканчивается первая глава. В заключительной главе, после того, как Сергей получил от Анны “беспричинное письмо” с лондонской печатью, в этих стихах изменено всего одно слово. В любые, даже самые “суровые и грозные годы”, внутреннее (мир души, чувства) —главное для человека. Это неуничтожимо, вечно. Об этом — финальные стихи поэмы:

Мы все в эти годы любили,
Но, значит, любили и нас.

Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.

Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени. Поэзия Есенина — источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.

Вывод: Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности С потрясающей силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно внедрялось в быт русской деревни, "взрывало"его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: "Был в деревне. Все рушится... Конец всему".

Есенина потрясло полное Вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами "междоусобного раздора' деревни, "календарный Ленин" вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, "Капитал"вместо Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении "Русь советская":

Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

 
























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: