Дата: 08.04.2020 (1 час)
Тема: Понятие о социальной роли, ролевом наборе. Ролевое ожидание и ролевое исполнение в общении
Цель: изучение понятие роли, рассмотреть разнообразие ролевых ожиданий в общении
Изучите материал лекции по учебнику Психология общения Панфиловой А.П. Параграф «Социальная роль как идеальная модель поведения» Стр 197-201
Задание 1. Составьте собственный глоссарий понятий по теме.
Задание 2. Прочитав параграф «Социальная роль как идеальная модель поведения», определите нормы для роли в таблице 1.:
Таблица 1. Сравнительный анализ конвенциональных и социальных норм ролей.
Роли | Конвенциональные нормы | Социальные нормы |
Студент- | ||
Мама- | ||
Дочь- | ||
Подруга- |
Рекомендации: заполнению таблицы поможет Ваше знание определений Ковенциональная норма, Социальная норма
Норм являются ожиданиями социума (часто они отражены в законах) или только Вашими ожиданиями.
Задание3. Изучите понятие «Ролевой конфликт» в глоссарии преподавателя, их виды и пути преодоления
|
|
Виды ролевых конфликтов:
Конфликт между человеком и ролью.
Внутри ролевой конфликт
Межролевой конфликт
Обратитесь к ссылке https://youtu.be/4y4ZXBcl-BU Ролевое напряжение и ролевой конфликт
Задание 4. Сравните роль «Руководителя» и «Лидера» в таблице 2
Таблица 2Сравнительная характеристика роли лидера и руководителя.
Задание 3.1 Ознакомьтесь с различными характеристиками лидерства из фрагмента статьи Андреева П.А. Организационное лидерство: обзор теории черт
Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) выделил пять качеств достойного мужа:
- Будь добр, но не расточителен.
- Заставляй других трудиться так, чтобы на тебя злобствовали.
- Имея желания, не будь жаден.
- Имея достоинства, не имей гордыни.
- Будь исполнен силы, но не свиреп.
Р. Чапмэн в 2003 году выделяет еще один набор черт: проницательность, здравый смысл, богатство идеями, умение излагать мысли, коммуникабельность, выразительность речи, адекватная самооценка, настойчивость, твердость, уравновешенность, зрелость.
В более современной трактовке лидерские качества распределяются по четырем категориям:
- К физиологическим качествам относят: вес, рост, телосложение, внешний вид, энергичность и здоровье. Лидеру не всегда необходимо обладать высокими показателями по данным критерием, часто достаточно иметь знания для решения проблемы.
- Психологические качества, такие как смелость, честность, независимость, инициативность, работоспособность и т. д., проявляются главным образом через характер человека.
- Исследования умственных качеств показывают, что их уровень у лидеров выше, чем у последователей, но корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если интеллектуальный уровень последователей низок, то быть слишком умным для лидера означает сталкиваться с проблемами.
- Личностные деловые качества носят характер приобретенных навыков и умений. Однако еще не удалось доказать, что эти качества определяют лидера. Так, деловые качества сотрудника банка, вряд ли пригодятся в исследовательской лаборатории или в театре.
Ответьте на вопросы:
|
|
1. Что такое социальная роль и ролевые ожидания общества? Каковы были Ваши ролевые ожидания о роли студента пред поступлением в колледж?
2. В чём отличие конвенциональной нормы от социальной?
3. Что такое ролевой конфликт? Приведите примеры к разным видам ролевого конфликта.
Критерии оценки:
«зачтено» - выполнены в печатном виде задания 1и 2, присутствуют ответы на вопросы по лекции.
Наименование работы студента: Иванова_19-11-2 ДО_Психология общения_Л14_01.04.2019-11-2 ДО_Психология общения_Л14_01.04.20
Для саморазвития и более глубокого изучения темы рекомендованы следующие источники информации:
Дополнительная литература: Андреев П.А. Организационное лидерство: обзор теории черт //журнал Гуманитарные научные исследования №10 URL: http://human.snauka.ru/2014/10/7824 (дата обращения 30.03.20)
Дополнительно рекомендованное видео: