Дата занятия: 06.04.2020
Группа 198 МС подгруппа 1
Дисциплина: Биология
Тема практического занятия: Дигибридное и полигибридное скрещивание. Решение ситуационных задач.
.
Цели изучения темы:
После изучения темы Вы должны знать:
- основные понятия генетики;
- закономерности наследования признаков при ди- и полигибридном скрещивании.
Вы должны уметь:
- объяснять и применять основные термины и понятия генетики;
- формулировать, записывать символами законы Г. Менделя и объяснять их
цитологические основы;
- решать и объяснять задачи на дигибридное скрещивание.
Содержание задания:
Задание 1. Актуализация знаний: Учебник: Н.Д. Андреева Биология. 10-11 кл.; тема «Дигибридное скрещивание», стр. 183-186). https://u.to/qhDUFw
Инструкция по выполнению задания: внимательно прочитайте текст учебника, конспект лекции и ответьте на вопросы:
1. Сформулируйте первый закон Менделя.
2. Сформулируйте второй закон Менделя.
3. Какое скрещивание называют дигибридным?
4. Дайте формулировку гипотезы чистоты гамет.
|
|
5. Дайте формулировку третьего закона Менделя.
Задание 2. Решение задач на дигибридное скрещивание.
Алгоритм решения задач по генетике
1. Внимательно прочтите условия задачи
2. Запишите кратко условия задачи
3. Напишите фенотипы и генотипы скрещиваемых особей
4. Определите и запишите типы гамет, которые образуются
5. Определите и запишите генотипы и фенотипы потомства полученного в результате гибридизации
6. Проанализируйте результаты скрещивания. Определите численные соотношения потомства по фенотипу и генотипу. Сделайте записи в виде числовых соотношений.
7. Запишите ответ на вопрос задачи.
Оформление задач по генетике
При решении задач по генетике используется следующая символика:
Р – родители (от лат «парента»).
2. ♀ - женская особь.
3. ♂ - мужская особь.
F1, F2 – потомство от скрещивания (1-ое, 2-ое и т.д. поколение).
5. × - скрещивание.
А, В, С - доминантные признаки.
А, в, с – рецессивные признаки.
Гаметы записываются в кружке.
Пример оформления задачи:
Задача. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Скрещиваются раннеспелое растение с нормальным ростом с позднеспелым гигантом. Исходные растения гомозиготны. В каком поколении и с какой вероятностью появятся гомозиготные раннеспелые гиганты?
Решение.
А- – норм. рост Р ♀ ААВВ × ♂ аавв
аа – гигантизм норм ран гиг позд
В- – раннеспел
|
|
вв – позднеспел
F1 ♀ АаВв × ♂ АаВв
Вероятность ааВВ –? норм ран норм ран
F2
♂ ♀ | АВ | Ав | аВ | ав |
АВ | ААВВ норм ран | ААВв норм ран | АаВВ норм ран | АаВв норм ран |
Ав | ААВв норм ран | ААвв норм поз | АаВв норм ран | Аавв норм поз |
аВ | АаВВ норм ран | АаВв норм ран | ааВВ гиг ран | ааВв гиг ран |
ав | АаВв норм ран | Аавв норм поз | ааВв гиг ран | аавв гиг поз |
Вероятность гомозиготного раннеспелого гиганта = 1/16, или 6,25%.
Ответ: гомозиготный раннеспелый гигант появится в F2 с вероятностью 6,25%.
Самостоятельное решение генетических задач.
Задача 1. У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), и дисковидная форма - (В) над шаровидной формой (в). Как будут выглядеть F1 и F2 от скрещивания гомозиготной белой дисковидной тыквы с гомозиготной желтой шаровидной?
Задача 2. Отец глухонемой с белой прядью надо лбом, а мать здорова и не имеет белого локона. Ребенок глухонемой с белой прядью. Можно ли сказать, что он унаследовал признаки от отца? Глухонемота – рецессивна, белая прядь – доминантна. Какой закон Менделя можно использовать при решении этой задачи?
Задача 3. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз над голубыми. Гены обеих пар не сцеплены. Какое потомство можно ожидать от брака дигетерозиготного мужчины и женщины, имеющей голубые глаза и нормальное зрение?
Сроки сдачи задания преподавателю: среда 08 апреля до 12.00.
Форма предоставления: личным сообщением в сети ВК высылается скан/фото тетради с выполненными заданиями.
Критерии оценки:
«Отлично» – все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» – все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены незначительные неточности.
«Удовлетворительно» – задания выполнены своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» – задания выполнены несвоевременно, с грубыми ошибками.