Самостоятельное решение генетических задач

Дата занятия: 06.04.2020

Группа 198 МС подгруппа 1

Дисциплина: Биология

Тема практического занятия: Дигибридное и полигибридное скрещивание. Решение ситуационных задач.

.

Цели изучения темы:

После изучения темы Вы должны знать:

- основные понятия генетики;

- закономерности наследования признаков при ди- и полигибридном скрещивании.

Вы должны уметь:

- объяснять и применять основные термины и понятия генетики;

- формулировать, записывать символами законы Г. Менделя и объяснять их

цитологические основы;

- решать и объяснять задачи на дигибридное скрещивание.

Содержание задания:

Задание 1. Актуализация знаний: Учебник: Н.Д. Андреева Биология. 10-11 кл.; тема «Дигибридное скрещивание», стр. 183-186). https://u.to/qhDUFw

Инструкция по выполнению задания: внимательно прочитайте текст учебника, конспект лекции и ответьте на вопросы:

1. Сформулируйте первый закон Менделя.

2. Сформулируйте второй закон Менделя.

3. Какое скрещивание называют дигибридным?

4. Дайте формулировку гипотезы чистоты гамет.

5. Дайте формулировку третьего закона Менделя.

 

Задание 2. Решение задач на дигибридное скрещивание.

Алгоритм решения задач по генетике

1. Внимательно прочтите условия задачи

2. Запишите кратко условия задачи

3. Напишите фенотипы и генотипы скрещиваемых особей

4. Определите и запишите типы гамет, которые образуются

5. Определите и запишите генотипы и фенотипы потомства полученного в результате гибридизации

6. Проанализируйте результаты скрещивания. Определите численные соотношения потомства по фенотипу и генотипу. Сделайте записи в виде числовых соотношений.

7. Запишите ответ на вопрос задачи.

Оформление задач по генетике

При решении задач по генетике используется следующая символика:

Р – родители (от лат «парента»).

2. ♀ - женская особь.

3. ♂ - мужская особь.

F1, F2 – потомство от скрещивания (1-ое, 2-ое и т.д. поколение).

5. × - скрещивание.

А, В, С - доминантные признаки.

А, в, с – рецессивные признаки.

Гаметы записываются в кружке.

Пример оформления задачи:

Задача. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Скрещиваются раннеспелое растение с нормальным ростом с позднеспелым гигантом. Исходные растения гомозиготны. В каком поколении и с какой вероятностью появятся гомозиготные раннеспелые гиганты?

 

Решение.

А- – норм. рост                               Р ♀ ААВВ × ♂ аавв

аа – гигантизм                                         норм ран     гиг позд

В- – раннеспел

вв – позднеспел                                   

                                                         F1  ♀ АаВв × ♂ АаВв

Вероятность ааВВ –?                               норм ран   норм ран

F2

♂ ♀ АВ Ав аВ ав
АВ ААВВ норм ран ААВв норм ран АаВВ норм ран АаВв норм ран
Ав ААВв норм ран ААвв норм поз АаВв норм ран Аавв норм поз
аВ АаВВ норм ран АаВв норм ран ааВВ гиг ран ааВв гиг ран
ав АаВв норм ран Аавв норм поз ааВв гиг ран аавв гиг поз

 

Вероятность гомозиготного раннеспелого гиганта = 1/16, или 6,25%.

Ответ: гомозиготный раннеспелый гигант появится в F2 с вероятностью 6,25%.

Самостоятельное решение генетических задач.

Задача 1. У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), и дисковидная форма - (В) над шаровидной формой (в). Как будут выглядеть F1 и F2 от скрещивания гомозиготной белой дисковидной тыквы с гомозиготной желтой шаровидной?

 

Задача 2. Отец глухонемой с белой прядью надо лбом, а мать здорова и не имеет белого локона. Ребенок глухонемой с белой прядью. Можно ли сказать, что он унаследовал признаки от отца? Глухонемота – рецессивна, белая прядь – доминантна. Какой закон Менделя можно использовать при решении этой задачи?

 

Задача 3. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз над голубыми. Гены обеих пар не сцеплены. Какое потомство можно ожидать от брака дигетерозиготного мужчины и женщины, имеющей голубые глаза и нормальное зрение?

 

Сроки сдачи задания преподавателю: среда 08 апреля до 12.00.

Форма предоставления: личным сообщением в сети ВК высылается скан/фото тетради с выполненными заданиями.

Критерии оценки:

«Отлично» – все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.

«Хорошо» – все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены незначительные неточности.

«Удовлетворительно» – задания выполнены своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.

«Неудовлетворительно» – задания выполнены несвоевременно, с грубыми ошибками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: