Доклад на тему «Народная музыка в творчестве Л.Бетховена

 

1сл. Титульный лист

2 сл. Людвиг ван Бетховен является одним из самых выдающихся композиторов своего времени.

Родился он в декабре 1970 года. С раннего детства обучался музыке, игре на различных музыкальных инструментах.

     3 сл. Первыми учителями Бетховена были отец и его сослуживцы. Композиторские таланты Людвига раскрылись еще в детстве. Основам композиции и игре на органе он научился у своего учителя К.Нефе. Благодаря Нефе было опубликовано одно из первых сочинений Бетховена — вариации на тему марша Дресслера. На тот момент Бетховену было всего 12 лет.

4 сл. Бетховен всегда мечтал переехать в Вену и в 1792 году осуществил свою мечту. Известность приходит к нему довольно таки быстро. За первые десять лет, проведённых в Вене, Бетховен пишет более тридцати своих произведений.

5  сл. В 1796 году Бетховен начинает терять слух, но он по-прежнему продолжает писать музыку. Несмотря на болезнь, именно в этот период он создает свои самые известные произведения.

6   сл. Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года в Вене. После себя он оставил богатейшее музыкальное наследие. Он подарил миру 9 симфоний, более 40 сонат, 16 струнных квартетов, ряд увертюр и другое. Многие его произведения широко известны по всему миру, ведь это классика, которая у всех на слуху.Его перу принадлежат такие музыкальные произведения как: Симфония № 5, «Лунная соната», «К Элизе», «Эгмонт» и многое другое.

7  сл. Если взять во внимание некоторые сочинения композитора, то можно заметить присутствие в них народной тематики. Вообще, народная музыка часто привлекала внимание многих композиторов, ведь именно благодаря ей можно передать дух народа.

8 сл. В начале 1782 г. самом первом выпуске журнала «MusikalischesKunsttnagazin» была сделана публикация нот швейцарской песни, сопровождаемая немногословным предуведомлением Гердера. Собственно говоря на тему именно этой песни Бетховеном была создана композиция - Вариации для арфы (или фортепиано). Если взглянуть на это внимательнее, здесь можно заметить нечто символическое. Это "символическое" прослеживается в том, что тему данного сочинения — первого, в котором Бетховен обратился к народному творчеству, двадцатилетний композитор как бы получил из рук Гердера. Данный факт приобретает тем больший вес, если помнить, что в 1816 г. Бетховеном был создан сборник композиций под названием «Песни разных народов». В плане и заглавии данного сборника прослеживается влияние идей и сочинений Гердера «Голоса народов в песнях».

Народная песня привлекала внимание композитора в разные времена его творческого пути. В своих произведениях Бетховен использовал элементы фольклора различных национальностей как тематический материал в целом ряде своих сочинений.

9 сл. В конце «Героической» симфонии или в Рондо-каприччио «Ярость по поводу потерянного гроша» — явно прослеживается присутствие венгерского народного стиля.

К. Черни указывает, что в Трио ор. 70 Бетховен воспользовался мелодиями, которые он слышал будучи в Венгрии. В Шестой симфонии исследователи находят славянские народные истоки. В частности, Б. Барток, большой знаток народной музыки различных стран, пишет о том, что главная партия I части Пасторальной — это детская хорватская песня. Другие исследователи (Беккер, Шёневольф) также указывают на хорватскую мелодию из сборника Д. К. Кухача «Песни южных славян», которая явилась прототипом главной партии I части Пасто­ральной.

      10 сл. В последних частях двух квартетов ор. 59 — звучат русские народные песни «Слава на небе солнцу высокому» и «Ах, талан ли мой талан». Бетховен использовал в своем «русском опусе» подлинные русские народные песни. В квартете Фа мажор (ор.59 № 1) главной темой финала стала песня «Ах, талан ли мой, талан», в квартете ми минор (ор.59 № 2) народная мелодия появляется в трио скерцо. Это песня «Слава» («Уж как солнцу красному…»).

11 сл. Естественно, Бетховен не обошел стороной народную тематику немецкого и австрийского происхождения. Мотивы немецких народных песен в своем оригинальном контексте могут быть услышаны в Септете ор. 20, в Квартете ор. 18 № 4, в фортепианных сонатах ор. 53 и 110.

12 сл. Подлинные австрийские народные песни звучат в Скерцо VII симфонии, в Трио ор. 11, в Фортепианном концерте № 1.

13 сл. Сонату для фортепиано № 25 соль мажор, Бетховен возможно написал еще в 1809 году, а ее публикация состоялась в 1810 без посвящения. Сам же автор указывал на то, что соната слишком короткая, и в некоторых изданиях она указана как сонатина. Из-за нетипичности сочинения для того периода творчества Бетховена, время написания произведения было подвергнуто сомнению многими исследователями. В последующем сонату наименовали «Kuckuckssonate», из-за особенностей музыки, которая напоминала кукование кукушки.

Соната для фортепиано № 25 Бетховена состоит из трёх частей.

В основе главной темы первой части сонаты лежит мелодия и ритмика народных немецких танцев.

Вторая часть сонаты звучит более спокойно, лирично.

Третья часть - это танцевальная музыка, замыкающая сонату сонату.

Все присутствующие элементы немецкой народной музыки в творчестве Бетховена в большей части созвучны с политической ситуацией того периода, с ростом национального самосознания немецкой нации.

       14 сл. Много народных песен — австрийских, английских, русских, украинских, французских, швейцарских, шотландских — являются основой вариационных циклов Бетховена.

В этом случае совсем не удивительно, что композитор с удовольствием принял предложение Г. Томсона, английского фольклориста и музыкального издателя, о написании шести сонат на шотландскую тематику. В ответном письме к Томсону можно заметить, насколько уважительна позиция Бетховена к чужой культуре. Он написал, что готов изложить «эти сонаты в той манере, которую шотландская нация признает наиболее естественной и наиболее согласной с духом песен».

15 сл. Из-за ряда сложившихся обстоятельств намерения композитора так и не были реализованы, но со стороны Томсона продолжали поступать предложения.

 И одно из них — обработка ирландских и уэльских народных песен, а именно написание к ним ритурнелей и аккомпанемента. О том, насколько основательно композитор подошел к выполнению данной работы, говорит его настоятельное обращение в письме Томсону, с просьбой отправить ему тексты самих песен, «ибо это весьма необходимо для придания музыке правильного выражения».

Данная просьба не раз повторялась Бетховеном и в других письмах к Томсону. «Впредь я прошу Вас постоянно прилагать словесные тексты, на которые песни поются. Без них нельзя удовлетворить требованиям знатоков и сочинять сопровождение, созвучное хорошим стихам».

16 сл. Бетховеном были обработаны народные напевы написанные в период с 1810-1823 г. Им аранжировано больше чем 150 (другие источники гласят, что аранжированных произведений на самом деле больше двухсот) песен — немецких, австрийских, швейцарских,португальских, русских, испанских, итальянских и др.

17 сл. Ценным памятником этой работы служит черновая тетрадь Бетховена «SchotischeLieder» — «Шотландские песни», в которой имеются аранжировки для голоса в сопровождении фортепиано, скрипки и виолончели. Данная тетрадь состоит из девяти листов альбомного формата, в каждой из которых имеется по десять нотных строк и все листы заполнены с обеих сторон.

Людвиг ван Бетховен внес огромный вклад в популяризацию классической музыки в целом. Его работы над народными произведениями поистине завораживают. Композитор сумел в своих сочинениях настолько точно передать дух народа, их исключительность, присущий им характер.

18 сл. Заключение.

    19 сл. Спасибо за внимание!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: