ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
По дисциплине: Дошкольная лингводидактика с методикой речевого развития детей
Тема занятия: Методика воспитания звуковой культуры речи (ЗКР)
Работа с программой «Воспитания и обучения в детском саду» анализ задач содержания работы по воспитанию ЗКР в разных возрастных группах.
Цель занятия: Закрепить и систематизировать знания студентов по теме «Воспитание звуковой культуры речи»/
Количество часов: 2
Дата: 08.04.2020
!!!Литература к практическим занятиям расположена в конце документа
Задания к занятию:
1. Вставьте пропущенное слово
«Звуковая культура речи – это… работы воспитателя с детьми по развитию речи.
2. Укажите верную формулировку.
1. Развитие звуковой культуры речи – цель работы по развитию речи детей.
2. Развитие звуковой культуры речи – методический принцип развития речи детей.
3. Развитие звуковой культуры речи - задача развития речи детей.
4. Развитие звуковой культуры речи - комплекс занятий по развитию речи детей.
|
|
3. Изучите раздел общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы «Звуковая культура речи», определите усложнения по возрастам. Заполните таблицу.
Таблица 1
Задачи воспитания ЗКР | ||||
1 мл.гр. | 2 мл.гр. | Ср.гр. | Ст.гр. | Подг.гр. |
4. Установите соответствие:
Таблица 2
Возраст | Особенности звуковой культуры речи детей дошкольного возраста |
Младший дошкольный | В этом возрасте заканчивается процесс освоения звуков родного языка. Большинство детей овладели произношением трудных в артикуляционном отношении звуков. Однако, у многих детей отмечается не всегда правильное ударение, проглатывание окончаний слов, смешивание твердых и мягких согласных. |
Средний дошкольный | У детей этого возраста исчезает смягченность согласных, появляются шипящие звуки. Характерна неустойчивость произношения: то произносят звуки правильно, то неправильно затрудняет произношение, в основном, сонорных звуков |
Старший дошкольный | Речь детей этого возраста не достаточно ясна и чиста по звучанию. Характерна общая смягченность речи. Дети затрудняются в произношении свистящих, шипящих и сонорных звуков. Они либо не произносят трудный звук, либо его искажают. Дети часто сокращают слова, переставляют слоги в словах. Речь детей не всегда выдержана в нужном темпе, не всегда выразительна, продолжительность выдоха 3_5 секунд |
Анализ и проведение студентами игр для развития слухового внимания и речевого слуха.
Цель: Применение полученных теоретических знаний при составлении конспекта дидактической игры для развития слухового внимания и речевого слуха.
|
|
Задание к занятию:
1. Зачеркните ненужное.
При воспитании ЗКР педагог применяет специальные методические приемы:
· Сопряженную и отраженную речь.
· Хоровое произношение.
· Показ и объяснение артикуляции звука.
· Упражнения на звукопроизношение, слуховое внимание, силу голоса, дикцию.
· Дидактические игры на развитие морфологической стороны речи.
· Рассказ-драматизация.
2. Составьте конспект дидактической игры для одной из возрастных групп (на выбор), сделать игровой материал. Оформить в конверте.
Цель, название и возрастную группу отразить на конверте, правила игры и ход ее проведения вместе с игровым материалом вложить в конверт. При составлении конспекта четко придерживаться структуры дидактической игры, ход игры пишем от первого лица. Обратить внимание на объяснение правила игры. Подготовиться к практическому проведению.
Структура игры:
-название игры
- цель: упражнять детей в различении звуков на слух, в выделении первого звука в слове; в определении первого и последнего звука в словах; в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце); в подборе слов с определенным звуком; в дифференциации звуков; различении заданного звука в словах; в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
- игровой материал
- ход игры (пишем от первого лица).
Основная литература:
1. Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Речевое развитие дошкольника в аспекте лингводидактики. Парциальная образовательная программа ДО Весёлый день дошкольника ("ВеДеДо"): практико- ориентированная монография / Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С.. – М.: Издательство "ФЛИНТА", 2019. – 318 с.
[ Электронный ресурс] Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/74730
2. Малыхина Е.В. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста в специальной образовательной среде: учебно-методическое пособие _ Е.В. Малыхина. - Алтайский государственный педагогический университет, 2017. – 86 с.
[ Электронный ресурс] Режим доступа:
https://e.lanbook.com/book/112211?category=43816
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 336 с.
[ Электронный ресурс] Режим доступа:
https://priozernyschool.3dn.ru/2015/PROGRAMMA_OT_ROGDENIYA_DO_SHKOLI.pdf
4. Стерликова В.В. Теория и методика развития речи детей (структурно-логические схемы): учебно-методическое пособие / В.В. Стерликова. – М.: Издательство "ФЛИНТА", 2019. – 203 с.
[ Электронный ресурс] Режим доступа:
https://e.lanbook.com/book/122684
5. Трифонова О.Н. Занятия по развитию речи у дошкольников и младших школьников с применением метода музыкотерапии: Пособие для логопеда / О.Н. Трифонова. – М.: Владос, 2018. – 144 с.
[ Электронный ресурс] Режим доступа:
https://e.lanbook.com/book/112126?category=43816
6. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения у дошкольников / М.Ф. Фомичева, К.С. Шадиева. – Ташкент: Укитувчи, 1984. – 127 с.
[ Электронный ресурс] Режим доступа:
http://pedlib.ru/Books/1/0460/index.shtml?from_page=267
Дополнительная литература:
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 3-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. - 256 с.
3. Гербова, В. В. Развитие речи 2-4 лет: Учебное наглядное пособие [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / В.В. Гербова. - М.: Владос, 2005. - 32 с.
4. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина; Рец.: В.И. Яшина, А.Б. Евдокимова. - М.: Владос, 2004. - 287 с.
|
|
5. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: пособие для самост. работы / В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
6. Богуш, А. Методика організації художньо-мовленнєвої діяльності дітей у дошкільних навчальних закладах [Текст]: підручник для студ. ВНЗ / А. Богуш, Н. Гавриш, Т. Котик; М-во освіти і науки України. - К.: Слово, 2006. - 304 с.
7. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по напр. "Педагогическое образование" / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; рец.: О. С. Ушакова, С. А. Есенина, Е. В. Савушкина; ред. В. И. Яшина. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2014. - 448 с. - (Высш. образование. Бакалавриат). - Библиогр.: с. 437.
8. Хорошковська, О. Н. Дошколярик [Текст]: підручник з навчання грамоти й математики / О. Н. Хорошковська, Н. Д. Мацько. - К.: Артек, 1996. - 232 с.
9. Богуш, А. М. Речевая подготовка детей к школе [Текст]: учебное пособие / А. М. Богуш. - К.: Радянська школа, 1984. - 176 с.
10. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]: методический материал / М. Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1968. - 216 с.
11. Богуш, А. М. Заняття з розвитку мови дітей у дошкільних закладах [Текст]: методические рекомендации / А.М. Богуш. - К.: Радянська школа, 1979. - 149 с.
12. Нечаева, Н. В. Задания по развитию речи: методические рекомендации / Н.В. Нечаева. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября". Серия "Начальная школа"; Вып 5 (17)). - ISBN 978-5-9667-0358-5
13. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет [Текст]: методические рекомендации / С. И. Карпова, В. В. Мамаева. - СПб.: Речь, 2010. - 180 с.
14. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет [Текст]: методический материал / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
15. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / ред. Ф. А. Сохин. - М.: Просвещение, 1979. - 222 с
|
|
16. Манько, Н. В. Діагностика та корекція мовленнєвого розвитку дітей раннього віку [Текст]: науково-методичний посібник / Н. В. Манько. - К.: КНТ, 2008. - 256 с
17. Ушакова, О. С. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова. - [Б. м.: б. и.], 1998. - 48 с.
18. Бородич, А. М. Развитие речи детей [Текст]: учебное пособие / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 254 с.
19. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
20. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]: учебное пособие / Н. В. Новоторцева. - Ярославль: Гринго, 1995. - ISBN 5-88723-009-6
21. Жуковская, Р. И. Чтение книги в детском саду [Текст] / Р. И. Жуковская. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 104 с.
22. Пустовалов, П. С. Пособие по развитию речи [Текст]: учебное пособие / П. С. Пустовалов, М. П. Сенкевич. - М.: Просвещение, 1976. - 288 с.
23. Богуш, А. М. Обучение правильной речи в детском саду [Текст]: учебное пособие / А. М. Богуш. - К.: Радянська шк., 1990. - 216 с.
24. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: учебное пособие / Э. П. Короткова; ред. Ф. А. Сохин. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
25. Кольцова, М. Ребенок учится говорить [Текст]: учебное пособие / М. Кольцова. - М.: Сов. Россия, 1979. - 192 с.
26. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст]: учебное пособие / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
27. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада [Текст]: учебное пособие / В. В. Гербова, А. И. Максаков. - М.: Просвещение, 1986. - 128 с.
28. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст]: учебное пособие / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 1984. - 174 с.
29. Иваненко, А. П. Подготовка к обучению грамоте в детском саду [Текст]: учебное пособие / А. П. Иваненко. - К.: Радянська шк., 1987. - 128 с.
30. Богуш, А. М. Запрошуємо до розмови [Текст]: учебное пособие / А. М. Богуш, Г. М. Григоренко. - К.: Освіта, 1996. - 152 с.
31. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду [Текст]: учебное пособие / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1974. - 96 с.
32. Швайка, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Г. С. Швайка; ред. В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 1988. - 64 с.
33. Они пойдут в школу [Текст]: учебное пособие. - Архангельск: Сев.-зап. кн. изд-во, 1991. - 96 с.
34. Беженова, М. А. Развитие речи дошкольников [Текст]: монография / М. А. Беженова; М. А. Баженова. - Донецк: Сталкер, 2000. - 320 с.
35. Левин, В. Игры с буквами и слогами [Текст] / В. Левин. - [Б. м.: б. и.], 1998. - 16 с.
36. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]: учебное пособие / Е. И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1967. - 216 с. - Библиогр.: С. 213-214.
37. Ушакова, О. С. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова. - [Б. м.: б. и.], 1998. - 48 с.