Дополнительный материал

Работа с картой

-  Рассмотрите карту на с. 35 учебника. Что вы можете узнать с ее помощью о расселении славян? (Славяне населяли ог­ромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря.)

- Найдите эти моря и реки на физической карте Евразии. - Какие племенные объединения были у славян? (Жили сла­вяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне.)

- Какое из племен занимало наибольшее пространство? (Пле­мя восточных славян.)

Как жили наши предки? Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом и на своих местах. Во главе стоял родовой старей­шина. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться. На общий совет — вече — теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности сражалось все мужское население — народ­ное ополчение.

Жилище древних славян (см. иллюстрацию в учебнике на с. 37). Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили часто­кол из крепких бревен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обте­сывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Выходов за этот частокол делали несколько, чтобы в слу­чае нападения можно было скрыться от врагов.

Жильем служили землянки, выкопанные в земле. В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены выложены из тонких жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней тол­стый слой соломы. Крышу изнутри поддерживал столб. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой — ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь — она обогревала дом, на ней же готовили еду.

Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помо­гало сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и в саже. В доме свободное место занимали стол и 2—3 деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, — это постели. Как ни просто устроено жилье, а в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Чем занимались? Славяне селились по берегам водоемов. Поэтому основным их занятием было рыболовство. Реки были кормилицами. В них водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными ры­боловами. Орудием ловли рыбы служил гарпун, а позже — сплетенные неводы — сети и ловушки. Сети плели из льна, ловушки — из ивовых прутьев.

Жизнь среди лесов определила еще одно занятие славян — охоту. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких жи­вотных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костя­ным наконечником. Использовали топоры с рукоятками и пращи (это кожаный ремень для метания камней). При помощи силков ловили сла­вяне и птиц: уток, голубей, тетеревов. Силки это специальные ловушки из прутьев или веревок.

Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и оде­жду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы, со­боля, служили основным средством обмена, т. е. выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».

Наши предки разводили свиней, коров, коз, лошадей, домашнюю птицу. Женщины и дети занимались собирательством. Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для этого наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

— А еще славяне занимались бортничеством. Что это такое? (Борть — это дуплистое дерево, в котором селился пчели­ный рой.)

Но самым главным становится земледелие. Труд земледельца был очень тяжелым. Сначала зимой расчищали участок в лесу. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали золу с землей, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо, выходил на пашню. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овес, рожь, бобы, го­рох. На огороде выращивали репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук.

Хлеб славяне называли «жито» — от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц.

— Какие пословицы о хлебе вы знаете?

• Хлеб — всему голова.

• Не пролил семи потов — вот хлеб и не готов.   

Ржаной хлебушка — калачу дедушка.

• Баловством хлеб не добудешь.

Во что верили славяне? Древние славяне были язычниками, т. е. поклонялись многим богам. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, которые повелевали этими сти­хиями, кланялись и приносили жертвы идолам. Для поклонения своим богам славяне не строили храмы. Они совершали обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные и каменные статуи языческих богов — идолы.

Дополнительный материал

Современные названия месяцев — январь, февраль и т. д. — пришли к нам от древних римлян. Древние славяне называли месяцы года по-сво­ему, и названия месяцев славянского календаря связаны с занятиями наших далеких предков.

Тяжелым трудом добывали себе пропитание славяне. Чтобы под­готовить землю для посева, нужно было сначала расчистить участок в лесу — ведь там, где жили славяне, готовых полей не было. Зимний ме­сяц, в течение которого рубили лес, назывался «сечень» (от слова «сечь» — рубить). Далее следовали месяцы «сухий» и «березол», во время которых лес сушили и сжигали.

Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную деревянной сохой. Такое земледелие называли огневым, или подсечным. Чаще всего сеяли просо, но были известны и другие злаки - пшеница, ячмень, рожь. Из овощей была распространена репа.

Месяц жатвы называли «серпень», а месяц молотьбы — «вересень». Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий зем­ледельческих работ, говорят нам о том, что земледелие было главным занятием славян. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мед диких пчел.

Каждая семья изготавливала для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах — домницах — из руды выплавляли железо. Кузнец выко­вывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду.

Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сделать на месте, например соль — ведь ее не везде можно было найти. Денег тогда еще не было, поэтому расплачивались пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

Так же как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали их похожими на людей. Каждый день выезжает из золотого дворца на огнен­ных конях бог солнца. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

А вот черные тучи закрыли солнце. Разбушевался бог Перун. Он бьет дубиной — гремит гром, стрелами-молниями рассекает тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун — он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и лю­дей. «Убей тебя Перун», — говорили тому, кому желали зла.

Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу посвящали несколько праздников. Первый — в декабре, когда день перестает убывать. Следующий — Масленица. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: де­лали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на Масленицу блины — символ солнца.

Самый большой праздник — Иванов день, или Иван Купала, — в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни. Ночью прыгали через костры — славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. А в жаркие июльские дни для сла­вян был особенно страшным Перун — ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен — они мо­лили о милости грозное божество.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: