Организационная структура урока

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 5 класс

УМК, автор программы

УМК по русскому языку под ред. Е.А.Быстровой

Учитель

Тысевич Олеся Александровна, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 68»

Тема урока, № урока в рабочей программе

№ 54. Сочинение по картине В.И. Толочко «Часовой. Детство, отменённое войной»

Цель урока

Формирование у обучающихся 5 класса умения создания сочинения по картине на основе искусствоведческого и содержательного анализа картины

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные
Учить понимать основную мысль произведения, выделять социальную значимость картины, устанавливать взаимосвязь между содержанием картины и средствами его выражения.

Развивать эстетический вкус, обогащать словарный запас учащихся искусствоведческой лексикой.

Воспитывать патриотические и эстетические чувства обучающихся на основе создания высказывания по искусствоведческому объекту.
Планируемые результаты урока

Предметные результаты

Личностные результаты, метапредметные УУД

 

Уметь проводить речеведческий и искусствоведческий анализ на основе произведения живописи, создавать самостоятельный текст по картине, совершенствовать написанное.

Личностные качества: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; выстраивать систему нравственных ценностей как основание морального выбора.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Познавательные УУД:уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные УУД: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Методическое обоснование урока

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного обучения, основанного на реализации системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов, что позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для формирования у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и ее активизации: создание проблемной ситуации, проведение эвристической беседы, ориентация на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

ИОС урока Учебно-методическое обеспечение Вид используемых на уроке средств ИКТ

 

Необходимое аппаратное и программное обеспечение
  Русский язык. 5 класс, Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др./ под ред. Быстровой Е.А., Изд. «Русское слово», репродукция картины В.И. Толочко «Часовой. Детство, отменённое войной», алгоритм написания сочинения, раздаточный материал. Универсальные.

 

Мультимедийный компьютер.
           

Организационная структура урока

Название этапа Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
  1. Стадия вызова
Создание проблемной ситуации
Детство, отменённое войной… Как вы понимаете эту фразу? (обсуждение вопроса) Прочитаем стихотворение современной поэтессы Ирины Савельевой (на раздаточном материале). Какова тема этого стихотворения? Что в нём отражено? (в этом стихотворении отразились все трагические испытания детей в годы Великой Отечественной войны)   Создание проблемной ситуации и постановка проблемного вопроса.   Организация чтения и анализа  стихотворения Ирины Савельевой «У войны не детское лицо». В процессе диалога с учителем обсуждают проблемный вопрос.   Один обучающийся выразительно читает стихотворение Ирины Савельевой «У войны не детское лицо» вслух, остальные – про себя. Ученики отвечают на вопросы учителя, анализируют стихотворение.
2. Формулирование проблемы, рассматривание картины Демонстрация репродукции картины В.И. Толочко «Часовой. Детство, отменённое войной» Какова тема нашего урока? Учитель демонстрирует репродукцию картины, подводит учащихся к формулированию темы урока. Рассматривают репродукцию. Определяют тему урока, исходя из проблемной ситуации.
3. Вступительное слово о художнике и его творчестве. Чтение и анализ статьи об авторе картины Многие художники в своих произведениях отображали события, происходящие в те страшные годы. Благодаря им мы знаем о Великой Отечественной войне, о людях, которые подарили нам мир. «Часовой. Детство, отменённое войной»… Так назвал свою картину Виктор Иванович Толочко. Запишем, как называется картина.   Чтение статьи о жизни и творчестве В.И. Толочко (на раздаточном материале).   Работа над вопросами по осмыслению прочитанного.   1. Почему В.И. Толочко пишет картины на военную тематику? 2. Расскажите о первом опыте юного Виктора в области художественных искусств. Кто был изображён на его первой картине? Почему Виктор Иванович любит изображать героев? 3. В каком возрасте В.И. Толочко ушёл на фронт? 4. Расскажите о «золотой лире», спасшей жизнь Виктору Толочко. 5. Какие награды получил Виктор Иванович за совершённые подвиги? 6. Чему Виктор Толочко посвятил жизнь после войны? 7. Можно ли сказать, что Виктор Иванович только «умело владел кистью»? Учитель произносит вступительное слово к теме урока.   Предлагает учащимся записать название картины.     Учитель предлагает учащимся прочитать статью о жизни и творчестве В.И. Толочко, ответить на вопросы после прочитанного.   Организует работу над вопросами на усвоение содержания материала. Слушают рассказ учителя.     Записывают название картины.     Читают статью о жизни и творчестве В.И. Толочко, запоминают материал для дальнейшей работы над вопросами.     Отвечают на вопросы после прочитанного.
4.Стадия осмысления Искусствоведческий анализ картины. Комплексный анализ   Какое впечатление производит на вас картина? Каким чувством пропитана эта картина? Какие цвета преобладают? (серые, мрачные, ярким пятном представлен только уничтожающий здание огонь) Запись эпитетов. Посмотрев на эту картину, я почувствовал … На картине преобладают цвета… Настроение картины …   Как вы думаете, почему она так называется?   Подберите синонимы к слову «картина» – полотно, репродукция, холст.   Кто изображен на картине? Что вы можете сказать об этом мальчике? Сколько ему лет? Какое чувство «застыло» у него на лице? Что выражает взгляд мальчика? Это взгляд взрослого человека или ребёнка? Во что он одет? (одежда велика) Как «держит» себя? Какую боевую задачу выполняет? (мальчикчасовой) Кто такой часовой? Обратите внимание на определение, данное на слайде. Мальчик стойко справляется со своими обязанностями? Что он держит в руках? В какой позе он изображён? (мальчику трудно стоять, ружьё тяжёлое, видна усталость) Запишем Мальчик – Одет в – Одежда (какая?) – Взгляд – Поза –   Составьте несколько предложений с теми словами, которые вы подобрали.             Работа со стихотворением Ирины Савельевой «У войны не детское лицо!» Найдите в стихотворении синонимы к слову «мальчик». Обведите их. Можно использовать эти слова-синонимы в своём сочинении (мальчик - сын полка,...)   На фоне чего изображён мальчик? В каком здании? (полуразрушенном) Какие цвета преобладают на заднем фоне? (серые, зелёные) Какие оттенки этих цветов вы видите? Какие предметы есть на картине? Как думаете, из скольких человек состоит отряд, в котором находится мальчик? (4 ружья = 4 человека) Как вы думаете, куда они могли отправиться? Почему мальчик охраняет здание, объятое огнём? Грозит ли нашему герою опасность? Надвигается ли беда? (вещи сложены аккуратно, взрослые ушли без ружей, видно, что беда уже миновала, но лицо мальчика говорит нам о том, что детское сердце никак не может успокоиться после увиденного и пережитого)   Что вы можете сказать о картине В.И. Толочко «Часовой. Детство, отменённое войной»? Какое отношение вызывает она у зрителя? у вас?   Предлагает вопросы на эмоциональное восприятие картины, а также на проведение анализа картины как искусствоведческого объекта. Организует работу по поиску необходимых для анализа слов, терминов, средств выразительности.   Наводит на размышления по поводу названия картины. Предлагает найти синонимы к слову «картина».     Организует работу по анализу переднего плана картины. Предлагает поработать над терминами, над поиском средств выразительности.     Обращает внимание учащихся на определение, представленное на слайде.   Предлагает письменно охарактеризовать образ мальчика, составив предложения с подобранными словами. Проверяет выполнение задания.   Организует работу по поиску синонимов.   Работа над фоном картины. Беседа.   Выяснение эмоционального восприятия картины. Рассуждают на поставленные вопросы.   Записывают эпитеты.   Думают над названием картины. Высказывают свою точку зрения. Подбирают синонимы.   Анализируют изображённое на переднем плане.   Читают и осмысляют определение.     Записывают подобранные эпитеты по характеристике образа мальчика. Составляют предложения с теми словами, которые подобрали. Несколько учащихся читают вслух составленные ими предложения, остальные по примеру вносят поправки в свои предложения.   Ищут синонимы в стихотворении.   Отвечая на вопросы учителя, анализируют фон картины.   Рассказывают, какие эмоции вызывает картина.
5. Определение коммуникативного замысла. Составление плана сочинения   План сочинения 1. Война и детство – несовместимые понятия. 2. В.И. Толочко – свидетель страшных событий войны. 3. КартинаВ.И. Толочко «Часовой. Детство, отменённое войной»: а) смысл названия; б) настроение картины; в) маленький часовой; г) обстановка картины. 4. Моё впечатление о картине.

Учитель и ученики совместно составляют план сочинения, определяют тип и стиль речи будущего сочинения. Определяют, о чем и как они будут описывать картину

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).   Ребята, как вы думаете, значима ли тема, художественно воспроизведённая В.И. Толочко? Для чего нам необходимо помнить события военных лет, знать о подвигах солдат?   Рефлексия «Комплимент». Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Задаёт вопросы по осмыслению поднятой художником темы.     Предлагает учащимся высказать своё мнение об уроке, об активно работающих на занятии учениках, о своей деятельности в виде комплимента-похвалы. Высказывают свою точку зрения по поставленному вопросу, рассуждают о значимости поднятой художником темы.   Учащиеся делают вывод по проведённому уроку, оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников.
7. Дифференцированное домашнее задание Написать сочинение: варианты задания: сочинение-описание по картине В.И. Толочко «Часовой. Детство, отменённое войной», используя записи в тетради, сведения, полученные в ходе анализа. 2.Сочинение рассказ от лица мальчика.     Просит учеников записать домашнее задание.   Записывают информацию о домашнем задании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: