Организационный момент
– Придумайте и запишите одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
а) «Заборчик»
Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
б) «Киска сердится»
Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
в) «Почистим зубы»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
г) «Заморозим подбородок»
Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)
Уточнение артикуляции звуков.
– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)
|
|
(При работе используются индивидуальные зеркала.)
Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.
Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)
!Необходима помощь взрослого!
Игра проводится устно. Взрослый называет слоговой ряд, ученик отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, ученик повторяет.
АС-АС-АЦ УЦ-УЦ-УС УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ СУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС СЕ-ЦЕ-СЕ ЦА-ЦА-СА
ЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.
Прочитай слово»
Предлагаются две таблицы. Прочитайте, составте слова и по очереди запишите их.
(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)
Физминутка
Игра «Отгадай загадку»
– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [С] и [Ц] и покажите место их расположения в слове на схеме
1) Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку.
2) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту-у».
3) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.
5) На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его…
6) Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный… 7) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
|
|
8) Белая бочка, нет в ней
Ни сучочка.
Слова для справок: (пёс.)(Сосулька.) (Коса.) (Пылесос.) (Скворец.) (Яйцо.) (Цыплёнок.) (Огурцы.)
Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Итог
– О каких звуках шла речь на занятии?
– Что вы можете сказать о них? (Правильно, эти звуки очень похожи по своим акустическим-как мы их слышим- характеристикам. Эти звуки нужно стараться различать, опираясь на смысл слова.)