Содержание «Ромео и Джульетты» Чайковского

П.И. Чайковский «Ромео и Джульетта»

История любви юного Ромео и прекрасной Джульетты до сих пор будоражит сердца и воображение композиторов разных стран. Она продолжает жить в музыке не только прошлых времен, но и в современной, получая новые воплощения. Петр Ильич Чайковский также обратил свой взор на этот шедевр и создал необычайно красивую увертюру-фантазию, представляющую собой один из самых ярких образцов программного симфонизма.

История создания

 Интересна история создания увертюры - фантазии П.И. Чайковского. В один из летних дней 1869 года, прогуливаясь в компании Чайковского и Кашкина, композитор Балакирев высказал вслух в следующую мысль: "Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно - трагическую историю, историю победы любви над смертью".

 

Милий Балакирев
П.И.Чайковский
                                               

   ". Эта идея нашла великолепное воплощение в увертюре - фантазии "Ромео и Джульетта" созданной Чайковского. Осенью 1869 года была готова первая редакция увертюры  .

Первое исполнение увертюры, которую Чайковский посвятил Балакиреву, состоялась 4 марта 1870 года на концерте московского отделения РМО. Оркестром управлял Н. Рубинштейн. Вот только Милий Алексеевич остался весьма недоволен получившимся сочинением и указал на некоторые замечания Чайковскому. После этого композитор принялся перерабатывать партитуру. Им было полностью переписано вступление, а также изменена разработка и заключение. Оркестровка также подверглась серьезной доработке. В частности, был добавлен новый инструмент – арфа.

Вторая редакция увертюры-фантазии оказалась весьма удачной и несколько раз исполнялась в концертных программах. Однако получившийся результат вновь подвергся критике со стороны Балакирева, который продолжал настаивать на дальнейшей работе над сочинением. Именно поэтому Чайковский вновь принялся переписывать партитуру летом 1880 года.  

Третья редакция получилась наиболее успешной. Во время своей поездки в 1881 году в Берлин и Прагу Петр Ильич сам дирижировал ее исполнением, а позднее и в Санкт-Петербурге в 1892 году. Публика северной столицы уже успела познакомиться с этим сочинением гораздо раньше – в 1887 году. Оркестром управлял Э. Направник.

  В 1884 году увертюра была удостоена почетной премии за лучшее оркестровое произведение. Эта награда была учреждена меценатом М. Беляевым, чтобы лишний раз поощрить талантливых композиторов.

Сюжет "Ромео и Джульетты" являл собой возможность создать трагедийное музыкальное произведение. В увертюре - фантазии Чайковский выразил сущность литературного произведения специфическими музыкальными средствами: воплотил основные движущие силы трагедии, показал их столкновение и трагедийную развязку, таким образом, выразил основную идею литературного произведения. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом вынес суровый приговор жестокости, предрассудка среды, которая окружала героев.

Содержание «Ромео и Джульетты» Чайковского

Известно, что Чайковский не преследовал цель точно следовать за сюжетом первоисточника. Ему удалось передать идею трагедии лишь в общих чертах – обобщенно. В увертюре четко выделяется три сюжетные линии – мир и счастье двух возлюбленных, их любовь и вражда семей, которая в итоге привела к трагедии. Собственно, эти три темы точно отражены в музыкальной части.

Драматургия увертюры основывается на контрасте и теснейшем взаимодействии трех тематических групп. Первую группу составляет тема хорального склада весьма сурового звучания. Именно с нее и начинается произведение (тема вступления ). Вторая группа – это энергичная, решительная главная партия, представляющая собой тему вражды. Третья – традиционная лирическая побочная партия (тема любви).

Вступительная и заключительная части представляют собой пролог и эпилог трагедии. Звучание неторопливого Andante выглядит несколько неоднозначно в смысловом значении и выходит за рамки привычной подготовки главной партии.   В целом во вступлении отражается личное отношение композитора к судьбе героев, а также предчувствие грядущей трагедии.

В разработке основное развитие получают две темы: главная партия и тема вступления.  

В репризе конфликт получает новое драматическое развитие. Главная партия изложена сжато, побочная же получает более широкое развитие и расцветает, достигая своей высшей кульминации.   

В заключении снова проводится тема любви, только она приобретает иной оттенок страдания.   Помимо этого, в сопровождении звучит ровный ритм, передающий траурную процессию.

Завершают увертюру грозные аккорды, напоминающие о той ненависти и вражде двух семей, жертвами которой стали юные влюбленные.  Композитор не хотел, чтобы финал звучал тихо и смиренно, он хотел лишний раз подчеркнуть трагедию.

В увертюре-фантазии можно встретить предвосхищение самых глубоких и зрелых идей композитора. Необыкновенная красота тематического материала, нежнейшая лиричность и глубокая драматургия позволили увертюре-фантазии стать настоящей жемчужиной мировой музыки.

При жизни композитора увертюра "Ромео и Джульетта" пользовалась большим успехом и у публики, и у критиков. Как одно из самых известных и любимых сочинений Чайковского, эта увертюра исполнялась в концертах памяти Чайковского после его безвременной кончины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: