Решите ситуационные задачи

ГАОУ СПО РК

«Евпаторийский медицинский колледж»

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 31

Тема занятия: Изучение физиологии дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Фазы дыхания. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Легочные объемы. Спирометрия. Определение ЖЕЛ.

Дисциплина ОП.02      Анатомия и физиология человека

Специальность 34.02.01 Сестринское дело         Курс: Ι Семестр: Ι

Обеспечение занятия:  методическая разработка, таблицы

Учебные цели занятия:

· Рассмотреть этапы дыхания: внешнее, транспорт кислорода и тканевое.

· Разобрать механизм вдоха-выдоха.

· Получить представление о легочных объемах в спирометрии

    Задание на дом: Тема: ознакомление с анатомией и физиологией полости рта и глотки.      

Литература:

1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2015.

 

 

Самостоятельная работа студентов

Зарисуйте и укажите на схеме значения парциального давления кислорода и углекислого газа

 

Регуляция дыхания.

    Нервная регуляция   Рефлекторные влияния

 

 

Гуморальная

регуляция

 

 

    Дыхание в различных  условиях
1- Спинной мозг (центры дыхательных мышц)     2 – Дыхательный центр (продолговатый мозг) двусторонний, состоит из центра вдоха и центра выдоха.     3 – Кора головного мозга (формирование условных дыхательных рефлексов) Постоянные: - раздражение рецепторов альвеол; - корня легкого и плевры; - хеморецепторов дуги аорты и каротидных синусов; - проприорецепторов дыхательных мышц.   Непостоянные: - раздражение рецепторов слизистой носа, верхних дыхательных путей, температурных и болевых рецепторов.   1 – Уровень углекислого  газа в крови (универсальный регулятор)     2 – Уровень кислорода в крови   Повышает возбудимость нейронов коры и дыхательного центра. Вызывает углубление дыхания.   Повышение уровня тормозит нейроны дыхательного центра. Понижение уровня вызывает учащение дыхания     - в условиях повышенного атмосферного давления (на большой  глубине)   - в условиях пониженного атмосферного давления (высокогорье);   - при физической работе;   - искусственное дыхание.
         

Решите ситуационные задачи

1. У мужчин ростом 178 см жизненная емкость легких (ЖЕЛ) составляет 4270 мл. Оцените, как это согласуется с нормой. Сформулируйте, что такое ЖЕЛ. О чем свидетельствует отклонение ЖЕЛ от нормы у здорового человека?

2. У двух студентов одинакового возраста и телосложения после забега на дистанцию 5000 м зарегистрировали ряд показателей внешнего дыхания. У первого студента частота дыхания составила 40 в минуту, дыхательный объём - 500 мл. Коэффициент лёгочной вентиляции-1/7. У второго - частота дыхания 27 в минуту, дыхательный объём – 1200 мл, а коэффициент лёгочной вентиляции = 1/5. Оцените интенсивность и эффективность дыхания у каждого студента. Кто из них более тренирован?

3. Нередко работа, связанная с производственной пылью (кремнезем, металлическая пыль и др.) ведёт к развитию профессионального заболевания – пневмокониоза, главными симптомами которого являются одышка, боли в груди, кашель. Какие исследования необходимо регулярно проводить в данной профессиональной группе? Какие изменения внешнего дыхания являются признаками нарастающей лёгочной недостаточности?

4. В результате игнорирования техники безопасности при ремонте здания рабочий сорвался со строительных лесов, следствием чего явилось повреждение позвоночника с разрывом спинного мозга на уровне 1 грудного позвонка. Как это отразится на дыхании?

5. Работники СЭС были вызваны в одно из горных селений. Оказавшись на месте, они почувствовали недостаток воздуха, дыхание их участилось. Однако через некоторое время эти явления прекратились. Объясните механизм тахипноэ. С чем связано его исчезновение?

6. При проведении профосмотра у работников химической промышленности определяли показатели внешнего дыхания. У женщин ростом 162 см ЖЕЛ составляет 3000 мл. Оцените этот показатель.

7. После выполнения работы на глубине моря 200 м, в связи с угрозой гипоксии, подъём водолаза был ускоренным. Какие явления могут развиться при этом в организме? Объясните механизм их возникновения. Как их предупредить?

8.  При полёте на самолёте на высоте 6000 м, где атмосферное давление 355 мм рт. ст. внезапно произошла разгерметизация пассажирского салона. Объясните механизм явлений, развивающиеся в организме человека в данных условиях и обоснуйте их расчётом.

9. В атмосферном воздухе обнаружено повышенное содержание СО2. Как это отразится на состоянии здоровья человека? Какие изменения будут со стороны дыхания? Объясните механизм.

10. Пассажирский самолёт произвёл посадку в одном из северных городов страны. Температура воздуха – минус сорок градусов по Цельсию. У пассажиров при выходе из тёплого салона на холодный воздух на мгновенье “перехватило” дыхание, (трудно было сразу сделать вдох). Объясните механизм данного явления.

11. Грозным признаком агонального состояния больного является появление дыхания Чейн-Стокса, называемое - периодическим. Оно проявляется в том, что дыхание перестаёт быть постоянным. После нескольких вдохов наступает пауза, затем снова несколько вдохов и пауза и т. д. Паузы удлиняются и, в конечном итоге, дыхание останавливается. Объясните сущность этого явления.

12. При некоторых заболеваниях растяжимость лёгочной ткани уменьшается в 5 - 10 раз. Какой клинический симптом типичнее для таких заболеваний?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: