Семинар 2. Применение технологии арт-терапии с разными группами населения.
Тема № 5. Технологии работы с детьми, пострадавшими от внутрисемейного насилия.
Основная задача метода состоит в выявлении, осознании и проработке трудно вербализуемых проблем, переживаний детей, которые оказались жертвами насилия. Рисуя, такой ребенок дает выход своим подавленным чувствам, желаниям, мечтам, а также соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами и выражает отношение к ним. Это позволяет преобразовать психотравмирующий опыт и связанные с ним эмоциональные состояния.
Основанием для использования арт-терапевтических технологий работы с детьми, пострадавшими от внутрисемейного насилия, являются следующие психологические проблемы детей:
•трудности эмоционального развития;
•актуальный стресс, депрессия;
•импульсивность эмоциональных реакций;
•эмоциональная депривация детей (бедность или полное отсутствии эмоциональных контактов с людьми), переживание ребенком отвержения и чувства одиночества;
•наличие конфликтных межличностных ситуаций;
•неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией;
•повышенная тревожность, фобические реакции (избегание) и другие невротические симптомы;
•негативная «Я-концепция» (негативное отношение к себе), искаженная самооценка, низкая степень самопринятия (может доходить до того, что человек ненавидит себя).
Изотерапия. К группе арт-терапевтических методов, основанных на использовании различных изобразительных средств, относятся рисование, лепка и создание коллажей.
Одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми, пережившими глубокие психологические травмы, считается метод «Проективный рисунок». Рисунки, создаваемые в процессе терапии, рассматриваются как проекции определенных аспектов внутренней жизни человека. Прежде всего, это проекции недоступных рациональному пониманию самого ребенка содержаний психики, вытесненных в бессознательную ее часть, а также тех мыслей и чувств, которые он осознает, но стыдится выразить открыто.
Специалист ставит перед ребенком определенную творческую задачу (создать рисунок) либо в директивной, либо в недирективной форме. Директивная форма предполагает структурирование творческого процесса – прямую постановку задачи и руководство поиском лучшей формы и средств выражения. Недирективная форма предполагает самостоятельный выбор ребенком темы рисования и художественных материалов. Одновременно с процессом рисования специалист оказывает всестороннюю эмоциональную поддержку и помощь в выборе выразительных средств.
Рисунок на свободную тему. Используя эту технику, психолог просит ребенка рисовать то, что он сам захочет, и рассказывать про все мысли и чувства, которые он будет испытывать во время работы. Основная ценность этой техники заключается в спонтанности творческого акта, который может привести к катарсису.
Рисунок на заданную тему. Специалист дает задание нарисовать картинку, в которой отражалось бы отношение ребенка к самому себе, к внешнему миру и окружающим его людям. Примеры: «Я» (в прошлом, настоящем, будущем), «Мое любимое занятие», «Мои любимые места прогулок», «Портреты людей, которых я люблю» и т.п.
В работе с детьми, которые оказались жертвами домашнего насилия, следует с особой осторожностью использовать такую распространенную тему проективного рисунка, как «Моя семья» (в прошлом, настоящем, будущем). Гораздо безопаснее придать этой теме образно-символическую, проективную форму. Например, «Птицы в гнезде» и т.п. Темой рисования также может быть какое-либо абстрактное понятие, эмоциональное состояние и чувство, для которого необходимо придумать образ. Примеры: добро, зло, счастье, печаль, гнев, удивление и пр.
Игра в рисование историй. Этот метод объединяет метод рисунка и рассказа. Специалист первым рисует на бумаге линию и просить ребенка дополнить ее таким образом, чтобы возникла картинка. Когда первый рисунок закончен, психолог спрашивает: «Что это?» и тем самым инициирует рассказ ребенка. На следующем этапе ребенок должен нарисовать первую линию, и психолог развивает этот знак в рисунок, возникает серия рисунков и комментирующая ее развернутая история. На протяжении всей работы психолог придерживается определенной логики вмешательства – от следования эмоциональному настрою ребенка к предложению альтернативных эмоциональных состояний.
Техника «Моя жизнь». Данная методика позволяет выявить темы и проблемы, оставшиеся нераскрытыми в вербальном общении. Для облегчения начала художественного творчества рекомендуется использовать метод журнального фотоколлажа, когда клиенту предлагается вырезать из журналов картинки и наклеить их на лист. По окончании работы каждому фрагменту композиции дается название, и он связывается с яркими впечатлениями своей жизни.
Техника «Автопортрет». Использование данной техники служит самоутверждению и укреплению психической идентичности клиента, постижению своего «Я». Телесный образ «Я» является значимым показателем самопринятия. Автопортрет можно нарисовать, вылепить или сделать из вырезок журнала. Образ «Я» может воплощаться в качестве реального или идеального, прошлого или будущего. Автопортрет может быть символическим, в виде абстрактного рисунка, растения, животного, архитектурного сооружения и пр. После завершения рисунка клиент может попытаться поговорить со своим изображением.
«Мой герб». Цель методики – развитие самоуважение и самопонимания, рефлексия публичного «Я», разумная социальная открытость. Как известно, в Средние века герб отражал деяния человека, его девиз, а также его происхождение и привилегии. Психолог предлагает на листе бумаги с помощью фломастеров или красок изобразить свой личный герб. Герб показывает окружающим в символической форме устремления и позиции человека.
Контур герба разделяется на четыре области (см.рис.):
•В левой части фиксируются главные достижения в жизни.
•В средней части – то, как клиент себя воспринимает.
•В правой части отмечаются главные цели в жизни.
•Нижняя часть герба отводится для обозначения главного девиза в жизни.
На рисование отводится около получаса. После окончания выполнения задания участники представляют друг другу свои гербы и девизы. Задаются уточняющие вопросы. Обсуждается сходство гербов и символов.