Технологическая карта

Методическая разработка

«Изготовление маски в технике папье-маше»

 

Статья содержит теоретические знания и общие сведения по работе в технике папье-маше. Изделие сопровождается подробным описанием и рисунками. Следуя рекомендациям, вы сможете создать оригинальную творческую работу.

Аннотация

Методическое пособие предназначено для детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования по направлению «Декоративно-прикладное творчество», педагогических работников,детей-старшегодошкольного возраста и их родителей.

Введение

Папье-маше, это простая и недорогая техника, которая даёт огромные возможности для творчества. В этой технике изготовляются различные изделия, такие как, шкатулки, вазы, ларцы, куклы, игрушки, учебные пособия, украшенные росписью, лакировкой и тиснением. Изготавливают из папье-маше элементы интерьера: архитектурную лепнину для стен и потолков, рамы для зеркал, подсвечники и оригинальные светильники.

С французского папье-маше (papier-mâché) переводится как жёваная или рваная бумага, которая очень легко поддаётся формовке массы, получаемую из волокнистых материалов: бумаги, картона, нитей и т.д., с добавлением клея, гипса или крахмала.

 

История возникновения папье-маше.

Несмотря на французское название, родиной папье-маше считается Китай, где и была изобретена бумага. Первые предметы из папье-маше, которые были обнаружены при раскопках в Китае, это древнекитайские доспехи и шлемы, для их жёсткости применяли многослойное покрытие лаком. Эти предметы относятся к династии Хань и датируются III веком до нашей.

Из Китая, интерес к папье-маше распространился в Японию и Персию, где в этой технике изготавливали уже маски и другие атрибуты для праздников. Постепенно эта техника распространилась по всему миру. Наибольшей популярностью пользовались европейские страны. С середины XVII века Франция начала собственное производство изделий в технике папье маше, изначально это было изготовление кукол. Англичане последовали их примеру с 1670 года. Наибольшую свою популярность эта техника получила в 1800 гг.

Цель:ознакомление с теорией и освоение технологическогоприема, направленного на создание маски в технике папье-маше. Формирование творческой активности детей и эстетического отношения к труду.

Задачи:
- ознакомить детей с возможностями работы в технике папье-маше;
- вызвать интерес к данному виду декоративно-прикладного творчества;
- научить приёмам в процессе работы;
- ознакомить детей с необходимыми инструментами и приспособлениями;
- развить художественный вкус и самостоятельность;
- воспитатьличность путём пробуждения фантазии и чувства прекрасного.

Дети должны знать:

- правила техники безопасности при работе с папье-маше;

- инструменты, приспособления и материалы для изготовления маски;
- технологию выполнения изделия.

Дети должны уметь:

Правильно организовать рабочее место и соблюдать правила по технике безопасности.

Поэтапно выполнять работу по изготовлению маски:
- создавать форму изделия;
- обклеивать форму несколькими слоями бумаги;
- грунтовать изделия;
- выполнять рисунок.

                                        Введение

Существует два способа создания изделий из папье-маше.

Первый- это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения.

Процесс изготовления изделия может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой «декупаж». Такой союз даёт возможность создавать настоящие шедевры.

 












Папье-маше.

 

Папье-маше представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы. Самый идеальный вариант- это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.

На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.

Изделие окрашивается и лакируется.

 

Инструменты и материалы.

Инструменты:

Ножницы большие

Ножницы маленькие

Стека

Кисть синтетика №5, №3

 

 

Материалы:

Пластилин

Бумага туалетная

Бумага белая

Бумага – газета

Клей ПВА, клейстер (вода+соль+мука)

Краска водоэмульсионная акриловая

Краска акриловая для раскрашивания

Лак акриловый глянцевый

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«ИЗГОТОВЛЕНИЕМАСКИ В ТЕХНИКЕ ПАПЬЕ-МАШЕ».

 

  Этапы   Фото     Описание
1.   Создание формы с конкретного лица.       Первый слой маски создаем из фольги, накладывая на лицо человека.
2.   Создание формы из фольги.       Накладываем фольгу на лицо человека, обтягиваем по форме лица, отмечаем отверстия для глаз и для дыхания.
3.   Лепка формы из пластилина.     На фольге выкладываем форму (модель будущей маски) конкретного лица разогретым пластилином тонким слоем
  4.   Определение отверстий и фиксация.       Определяем места для глаз, носа и рта. Осторожно фиксируем форму маски. Снимаем с лица и переносим на стол.
5.   Перенос формы с лица на объём с наполнителем.       Объёмную форму маски кладём на целлофановый пакет, наполненный синтепоном, чтобы сохранить нужный объем, корректируем разогретым пластилином форму, примеряя на лицо,.
6.   Первый слой.     Обкладываем туалетной бумагой, смачивая водой.
7.   Второй слой.     Обклеиваем кусочками рваной газеты при помощи клея ПВА в четыре-пять слоёв.  
8.   Сушим.       Просушиваем маску в теплом месте.
9.   Форма маски после удаления пластилина.     Аккуратно удаляем пластилин при помощи стеки, осторожно зачищаем остатки пластилина.
10.   Оклеивание бумагой. Вырезание отверстий.     Внутреннюю часть маски обклеиваем кусочками белой рваной бумаги, закрывая следы от   пластилина.Вырезаем маленькими ножницами отверстия для глаз и носа.
11.   Нанесение грунта.     Лицевую сторону маски грунтуем акриловой водоэмульсионной краской в два слоя.
12.   Покраска маски.     Просохшую маску красим в зелёный цвет акриловой краской.
13.   Рисование на маске.     Рисуем улыбку и тени, придающие дополнительный объем лицу и живость.
14.   Готовое изделие.     Маска готова!

 

 

                                                       Творческих успехов!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: