Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Распределите сложные предложения по видам синтаксической связи, для этого составьте схемы предложений

Русский язык

Класс

Тема урока: Синтаксический разбор сложных предложений разных типов. Тренировочные упражнения.

Дата урока: 07.04.20.

Теоретическая часть.

Привожу 2 примера синтаксического разбора сложного предложения.

 

Упражнение 1.

Если вы запишете данные предложения в таком порядке: сложноподчинённое, бессоюзное, сложное с разными видами связи, сложносочинённое, простое, то восстановится отрывок из стихотворения О. Фокиной. Расскажите о разнообразии синтаксического строя этого стихотворения.

Составьте схему сложного предложения с разными видами связи, чтобы объяснить в нём все пунктограммы.

1) Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали. 2) И — ни тропинки, ни следочка! 3) Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату. 4) А ландыши растут на круче, где папоротники дремучи, где ели хмуры, бородаты, где заблудилась я когда-то. 5) Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.

 

Упражнение 2.

Помогите своей сверстнице исправить недочёты в построении текста. Подумайте, где уместно воспользоваться однородными членами, обособленными приложениями, сложным предложением с разными видами связи или сложноподчинённым предложением с осложнённым главным предложением. Запишите исправленный вариант текста, объясняя расстановку знаков препинания.

А. С. Грибоедов был талантливым дипломатом. Он был историком, поэтом, драматургом. Он — человек прогрессивных идей своего времени. Он оставил после себя неизгладимый след в русской литературе. Он написал комедию «Горе от ума». В комедии он показал жизнь русского дворянства.

Упражнение 3.

Запишите высказывания, расставляя необходимые знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений.

1) Счастье не в том чтобы делать всегда что хочешь а в том чтобы всегда хотеть того что делаешь. (Л. Толстой) 2) Дела управляются их целями то дело называется великим у которого велика цель. (А. Чехов) 3.) Разговор и слова нужны но они только начало вся суть жизни в делах в уменье перехода от слова к делу в их согласовании. (Д. Менделеев) 4) Наука и искусство так же тесно связаны между собой как лёгкие и сердце так что если один орган извращён то и другой не может правильно действовать. (Л. Толстой)

 

Упражнение 4.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Распределите сложные предложения по видам синтаксической связи, для этого составьте схемы предложений.

1) Через час явилась возможность ехать метель утихла небо прояснилось и мы отправились. (А. Пушкин) 2) Хотя он и знал дорогу но в прошлый раз ездил к танкистам днём; ночью же всё казалось другим незнакомым. (Э. Казакевич) 3) Мальчики стали дёргать щуку за хвост и Арсений Романович начал читать наставление о том почему нельзя класть палец щуке в рот даже если она сонная. (К.Федин) 4) Шумит лес лицу жарко а со спины пробирается колючий холод. (Б. Полевой) 5) Во всём что наполняет комнату чувствуется нечто давно отжившее какое-то сухое тление все вещи источают тот странный запах который дают цветы высушенные временем до того что когда коснёшься их они рассыпаются серой пылью. (М. Горький) 6) Я понимал что выручить нас может только случайность или вода внезапно перестанет прибывать или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (К. Паустовский) 7) Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн; слепой всё сидел на берегу и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание. (М. Лермонтов)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: