Инвестиционное предложение

3.1. Инвестиционный рынок — сложное динамическое экономичес­кое явление, которое характеризуется такими основными элемента­ми, как инвестиционный спрос и предложение, конкуренция, цена.

Условия осуществления инвестиционного процесса в рыночной экономике приобретают специфические формы, отражающие осо­бенности взаимодействия субъектов инвестирования в системе рыночных отношений:

• наличие значительного инвестиционного капитала с диверси­фицированной по формам собственности структурой, характеризую­щейся преобладанием частного инвестиционного капитала по срав­нению с государственным;

• многообразие субъектов инвестиционной деятельности в аспек­те отношений собственности и институциональной организации, раз­деление функций государства и частных инвесторов в инвестиционном процессе; наличие разветвленной сети финансовых посредников, спо­собствующих реализации инвестиционного спроса и предложения;

• наличие развитого многосегментного рынка объектов инвес­тиционной деятельности, выступающих в форме инвестиционных то­варов;

• распределение инвестиционного капитала по объектам инвес­тирования в соответствии с экономическими критериями оценки привлекательности инвестиций через механизм инвестиционного рынка.

В экономических публикациях встречаются различные подходы к пониманию инвестиционного рынка. В отечественной экономичес­кой литературе, где в последние годы термин «инвестиционный рынок» получил широкое распространение, его наиболее часто рас­сматривают как рынок инвестиционных товаров. Причем одни авто­ры, отождествляющие понятие «инвестиций» с понятием «капиталь­ные вложения», под инвестиционными товарами подразумевают только определенные разновидности объектов вложений (основной капитал, строительные материалы и строительно-монтажные рабо­ты), другие трактуют инвестиционный рынок более широко — как рынок объектов инвестирования во всех его формах. Зарубежные эко­номисты под инвестиционным рынком, как правило, понимают фон­довый рынок, так как доминирующей формой инвестиций в развитом рыночном хозяйстве являются вложения в ценные бумаги.

В наиболее общем виде инвестиционный рынок может рассматри­ваться как форма взаимодействия субъектов инвестиционной деятель­ности, воплощающих инвестиционный спрос и инвестиционное предло­жение. Он характеризуется определенным соотношением спроса, предложения, уровнем цен, конкуренции и объемами реализации.

Рис. Движение инвестиций в рыночной экономике

Посредством инвестиционного рынка в рыночной экономике осу­ществляется кругооборот инвестиций, преобразование инвестицион­ных ресурсов (инвестиционный спрос) во вложения, определяющие будущий прирост капитальной стоимости (реализованные инвести­ционный спрос и предложение). При этом движение инвестиций про­исходит по схеме, приведенной на рис.

Конъюнктура инвестиционного рынка — совокупность факторов, определяющих сложившееся соотношение спроса, предложения, уровня цен, конкуренции и объемов реализации на инвестиционном рынке или сегменте инвестиционного рынка.

Циклическое развитие и постоянная изменчивость инвестицион­ного рынка обусловливают необходимость постоянного изучения те­кущей конъюнктуры, выявления основных тенденций ее развития и прогнозирование будущей конъюнктуры. Конъюнктурный цикл ин­вестиционного рынка включает четыре стадии: подъем, конъюнктур­ный бум, ослабление и спад конъюнктуры.

Подъем конъюнктуры инвестиционного рынка происходит, как пра­вило, в связи с общим повышением деловой активности в экономике. Он проявляется в увеличении спроса на объекты инвестирования, росте цен на них, оживлении инвестиционного рынка.

Конъюнктурный бум выражается в резком возрастании объемов реализации на инвестиционном рынке, увеличении предложения и спроса на объекты инвестирования при опережающем росте послед­него, соответствующем повышении цен на объекты инвестирования, доходов инвесторов и инвестиционных посредников.

Ослабление конъюнктуры имеет место при снижении инвестицион­ной активности в результате общеэкономического спада. Данная ста­дия характеризуется относительно полным удовлетворением спроса на объекты инвестирования при некотором избытке их предложения, ста­билизацией, а затем снижением цен на объекты инвестирования, уменьшением доходов инвесторов и инвестиционных посредников.

Спад конъюнктуры на инвестиционном рынке отличается критичес­ки низким уровнем инвестиционной активности, резким снижением спроса и предложения на объекты инвестирования при превышении предложения. На стадии конъюнктурного спада цены на инвестици­онные объекты существенно снижаются, доходы инвесторов и ин­вестиционных посредников падают до самых низких значений, ин­вестиционная деятельность в ряде случаев становится убыточной.

3.2. В зависимости от ис­ходной позиции анализа инвестиционный рынок можно рассматри­вать в двух аспектах: как рынок инвестиционного капитала, размеща­емого инвесторами, и как рынок инвестиционных товаров, представ­ляющих объекты вложений инвесторов. Данный подход обусловлен рассмотренным выше двойственным характером инвестиций, высту­пающих, с одной стороны, как ресурсы (инвестиционный капитал), а с другой стороны, как вложения (инвестиционные товары), и от­ражает специфику инвестиций в рыночных условиях.

Рынок инвестиционного капитала. На рынке инвестиционного ка­питала осуществляется движение инвестиций. Он характеризуется предложением инвестиционного капитала со стороны инвесторов, выступающих при этом в роли продавцов, и спросом на инвестиции со стороны субъектов инвестиционной деятельности, выступающих в роли покупателей.

Инвестиционный капитал составляют элементы капитальных ценностей, которые могут принимать как материальную, так и де­нежную форму. Несмотря на разнообразие форм инвестиций, как уже отмечалось, все они являются результатом накопления капитала. Обмен инвестиций на рынке инвестиционного капитала производит­ся исходя из ожидаемой отдачи от них в будущем, которая должна превосходить доход.

Рынок инвестиционных товаров. Рынок инвестиционных товаров предполагает процесс обмена объектов инвестиционной деятельности. На этом рынке инвестиционный спрос представляют инвесторы, выступающие как покупатели инвестиционных товаров, а инвести­ционное предложение — производители инвестиционных товаров или другие участники инвестиционной деятельности, являющиеся продавцами объектов вложений для инвесторов.

Инвестиционные товары. Объекты инвестиционных вложений со­ставляют особый вид товаров, представленных элементами капиталь­ного имущества, которые в отличие от потребительских товаров ис­пользуются в различных сферах экономической деятельности с целью получения дохода (эффекта) в перспективе.

Инвестиционные товары, как и инвестиции, характеризуются ка­чественной разнородностью. Они могут существовать в материально!' форме (элементы физического капитала), в денежной форме (деньги, целевые денежные вклады, паи, ценные бумаги), а также и в мате­риальной и в денежной форме (основной и оборотный капитал, на­учно-техническая продукция и т.д.). Их обобщающей характеристи­кой является способность приносить доход.

Определенные виды инвестиций и инвестиционных товаров в силу их связанности в производительной форме не могут непосред­ственно обращаться на инвестиционном рынке. В странах с развитой рыночной экономикой они обычно замещаются на рынке долговыми обязательствами или свидетельствами о вложении капитала, дающи­ми право на присвоение дохода (долговыми и долевыми ценными бумагами). Обращаясь на инвестиционных рынках, финансовые ин­струменты, возникшие на основе реального капитала и являющиеся его представителями, приобретают самостоятельное значение, собст­венные формы и закономерности функционирования.

Структура инвестиционного рынка

Обособление реального и финансового капиталов лежит в основе выделения двух основных форм функционирования инвестиционно­го рынка: первичного — в форме оборота реального капитала и вто­ричного — в форме обращения опосредствующих перелив реального капитала финансовых активов. С возрастанием роли научно-техни­ческого прогресса в общественном воспроизводстве возникает инно­вационный сегмент инвестиционного рынка, связанный с вложения­ми в определенные виды реальных нематериальных активов — науч­но-техническую продукцию, интеллектуальный потенциал.

Рис. Структура инвестиционного рынка

Многообразие форм инвестиций и инвестиционных товаров обу­словливает сложную структуру инвестиционных рынков, которые могут быть классифицированы по различным критериям. Обобщаю­щим признаком этой классификации является выделение основных объектов инвестирования

Исходя из этого инвестиционный рынок может, рассматриваться как совокупность рынков объектов реального и финансового инвес­тирования. В свою очередь рынок объектов реального инвестирова­ния включает рынок капитальных вложений, недвижимого имуще­ства, прочих объектов реального инвестирования, рынок объектов финансового инвестирования — фондовый рынок, денежный рынок и др.

3.3 Функционирование инвестиционного рынка складывается под воздействием множества факторов различного характера и направ­ленности.

Основным определяющим фактором общего со­стояния и масштаба инвестиционного рынка, является формиро­вание совокупного инвестиционного спроса и предложения.

Западные экономические теории при анализе проблем инвести­рования исходят из модели рынка совершенной конкуренции, кото­рому внутренне присущи подвижность и дискретность инвестицион­ного спроса и предложения.

Различные направления экономической мысли неоднозначно оп­ределяют характер причинно-следственных связей в исследуемых экономических процессах. Если отправным пунктом кейнсианской теории является изменчивость инвестиционного спроса, то неоклассическая концепция, а также теория экономики предложения определяющую роль отводят предложению, в том числе инвестиционных ресурсов. Однако, несмотря на различия в подходах к выбору объекта исследования и, соответственно, в трактовке основных рыночных связей и зависимостей, в любом случае в качестве основополагающего условия функционирования инвестиционного рынка, обеспечиваю­щего возможность его сбалансированности и регулирования, рассмат­ривается способность спроса и предложения реагировать на изменившуюся рыночную ситуацию, их динамизм.

Динамизм спроса и предложения выступает как общая законо­мерность развития инвестиционного рынка в условиях свободней конкуренции. В реальной экономической действительности возможность реализации этой закономерности зависит от степени монопо­лизации рынка; в условиях ограничения конкуренции, когда гибкость элементов рынка в существенной степени утрачивается, она прояв­ляется лишь как тенденция.

Анализ рассматриваемой закономерности предполагает выявле­ние действия механизмов, формирующих и изменяющих равновесно на инвестиционном рынке, факторов, обусловливающих изменчи­вость инвестиционного спроса и предложения

Инвестиционный спрос. Различают потенциальный и реальный инвестиционный спрос. Потенциальный инвестиционный спрос отра­жает величину аккумулированного экономическими субъектами до­хода, который может быть направлен на инвестирование и составляет потенциальный инвестиционный капитал. Реальный инвестиционный спрос характеризует действительную потребность хозяйственных субъектов в инвестировании и представляет собой инвестиционные ресурсы, которые непосредственно предназначены для инвестицион­ных целей — планируемые или преднамеренные инвестиции.

Факторы, определяющие формирование инвестиционного спроса

Инвестиционный спрос характеризуется высокой степенью по­движности и формируется под воздействием целого комплекса фак­торов, среди которых можно условно выделить макро- и микроэко­номические факторы.

На макроэкономическом уровне факторами ин­вестиционного спроса являются: национальный объем производства, величина денежных доходов населения, распределение получаемых доходов на потребление и сбережение, темпы инфляции, ставка ссудного процента, налоговая политика государства, условия финансового рынка, обменный курс национальной валюты; воздействие иностранных инвесторов и т. д.. Рассмотрим основные макроэкономи­ческие факторы, влияющие на инвестиционный спрос.

Важным макроэкономическим показателем, воздействующим на инвестиционный спрос, является объем произведенного национального продукта. Его увеличение при прочих равных условиях ведет к воз­растанию инвестиционного спроса и наоборот В таком же направлении действует изменение величины накопления, денеж­ных доходов населения. Вместе с тем определяющее значение имеют не столько абсолютные размеры этих показателей, сколько относи­тельные: соотношение между накоплением и потреблением в рамках ис­пользуемого национального продукта, распределение полученного до­хода на сбережение и потребление.

Сбережения, под которыми в рыночной экономике понимается часть дохода, не используемая для потребления, являются источником инвестиционных ресурсов. Величина, реальных ресурсов для сбере­жений, которыми располагает экономика на каждом конкретном этапе ее развития, в решающей степени зависит от того, какие при­оритеты лежат в основе распределения произведенного продукта — текущее потребление или накопление.

В свою очередь изменение нормы сбережений существенно влияет на сдвиги в структуре общественного продукта. При уменьшении нор­мы сбережений происходит рост потребления и снижение уровня ин­вестиций, в результате чего выбытие капитала превышает инвести­ции. Это вызывает нарушение равновесия в экономике. По мере уменьшения сбережений объемы производства, инвестиций и потреб­ления также снижаются: происходит восстановление равновесия на ином технологическом уровне.

Увеличение нормы сбережения обусловливает другой сценарий экономического развития, характеризующийся падением уровня по­требления и увеличением уровня инвестиций. Рост инвестиций через определенный временной лаг приводит к накоплению капитана в про­изводстве, уровень накопления и уровень инвестиций повышаются до тех пор, пока не достигнут оптимального с позиции устойчивости экономики значения. При этом в результате роста сбережений обес­печивается более высокий уровень потребления.

Опыт развитых стран показывает, что те из них, которые при про­ведении структурной перестройки экономики направляли значитель­ную часть созданного дохода общества на сбережения, канализируя их в инвестиции, достигали высокого уровня среднедушевого дохода. Обнаруживается достаточно тесная положительная зависимость между долей конечного продукта, используемого на инвестиции, и уровнем среднедушевого дохода.

Аналогичное воздействие на динамику инвестиций оказывает рас­пределение доходов населения на сбережение и потребление. Извест­ное по- ложение Дж.М. Кейнса о росте сбережений по мере увеличения получаемого дохода не подтвердилось статистическими исследованиями в этой области.

Рост инвестиций достигается при повышении доли сбережений в получаемых доходах (рис.). Вместе с тем роль сбережений как инвестиционного ресурса во многом зависит от влияния таких фак­торов, как растущее предпочтение к наличности, развитие системы институциональных сбережений (страхование, социальное страхова­ние), основная часть которых не поступает в распоряжение нуждаю­щихся в капитале предприятий, увеличение значения государства, ко­торое контролирует часть кредита.

Значительное воздействие на инвестиционный спрос оказывает ожидаемый темп инфляции (рис.).

Рис. Влияние на инвестиционный спрос:

а — изменений объема ВНП; б — доли сбережений в доходах; в — изменений ожидаемого темпа инфляции; г — ставки ссудного процента; д — нормы ожидаемой чистой прибыли; е — изменений издержек производства.

В наиболее общем смысле повышение темпов инфляции вызывает обесценение доходов, кото­рые предполагается получить от инвестиций. Кроме того, инфляция оказывает негативное влияние на объем инвестиций по целому ряду направлений: через сдерживание движущих сил экономического роста в долгосрочном аспекте; через ограничение процессов накопления и расширения производства; через обесценение производственных фондов во всех функциональных формах, через инфляционное налогообложение при­были, через перелив денежных средств из сферы производства в сферу об­ращения, уменьшение реальных доходов и сбережений, снижение ем­кости внутреннего рынка и т.д. Поэтому рост темпов инфляции, а также инфляционных ожиданий препятствует активизации инвести­ционной деятельности.

В условиях развитой рыночной экономики формирование инвес­тиционного спроса связано с функционированием финансового рынка, опосредствующего движение инвестиционного капитала, а также доходов от вложенных активов. Аккумулируя сбережения от­дельных инвесторов, финансово-кредитная система образует основ­ной канал инвестиционного спроса. Особенно важную роль при этом играют банки, которые могут использовать не только сбережения, но и обращающиеся денежные средства, эмиссию. Конъюнктура фон­дового и кредитного рынка, определяя условия инвестиционных вло­жений, воздействует на объем и структуру инвестиций. Доходы от инвестирования, принимающие на финансовом рынке форму диви­денда и процента, воспроизводят потенциальный инвестиционный спрос, который может быть реализован путем реинвестирования.

Существенное влияние на динамику инвестиций оказывает про­центная и налоговая политика государства. Регулирование процент­ных и налоговых ставок является важным рычагом государственного воздействия на инвестиционный спрос. Снижение налогов на прибыль при прочих равных условиях ведет к увеличению доли накоплений предприятий, направляемых на инвестирование.

Ставка ссудного процента определяет цену заемных средств для инвесторов. Повышение процентной ставки усиливает мотивацию к сбережениям и одновременно ограничивает инвестиции, делая их не­рентабельными. При снижении ставки ссудного процента инвестирование оказывается более прибыльным, поэтому уменьшение ставки ссудного процента ведет к росту инвестиций и наоборот (рис. г). Однако снижение ставки процента как фактор активизации инвестиций имеет объективные пределы, поскольку на определенном этапе снижения процентной ставки возрастают предпочтения экономических агентов к хранению денег в более ликвидной наличной форме (теория ликвидности Дж.М. Кейнса) и увеличивается отвлечение средств в сферу спекуляций ценными бумагами. В связи с этим возникает проблема определения оптимального в данных условиях уровня процентной ставки, так как чрезмерное повышение или понижение ставки процента наносит ущерб инвестиционной активнос­ти. Таким образом, воздействие процентной ставки на инвестицион­ный спрос в целом неоднозначно. Результаты ряда эмпирических ис­следований показывают, что зависимость динамики инвестиций от изменения нормы процента не носит четко выраженного характера. Определение воздействия процентной ставки на динамику инвес­тиционного спроса будет неполным без выяснения ее соотношения с нормой ожидаемой прибыли. Вместе с тем при принятии инвести­ционных решений существенную роль играет не номинальная, а ре­альная ставка процента, поскольку фактор инфляции искажает дей­ствительные ориентиры и без его учета при сопоставлении ставки ссудного процента с нормой ожидаемой чистой прибыли может быть получен неверный результат.

Прибыль играет двойственную роль в инвестиционной деятель­ности; с одной стороны, она может рассматриваться как источник финансирования инвестиций, а с другой стороны — как цель инвес­тирования. Исследования, связанные с решением сложных задач ма­тематической формализации уровня и динамики инвестиционного спроса, выявлением основных параметров, определяющих инвести­ционный спрос, свидетельствуют о существовании определенной за­висимости между прибылью и инвестициями.

Норма ожидаемой прибыли относится к факторам, воздействую­щим на инвестиционный спрос на микроэкономическом уровне. К ним также следует отнести издержки на осуществление инвестиций, ожи­дания, изменения в технологии и др.

Норма ожидаемой чистой прибыли имеет особое значение в системе микроэкономических факторов. Это обусловлено тем, что именно прибыль является побудительным мотивом осуществления инвести­ций. Инвесторы производят вложения лишь тогда, когда ожидают, что доход, полученный от инвестирования, будет превосходить затра­ты. Поэтому, чем выше норма ожидаемой чистой прибыли, тем боль­ше инвестиционный спрос (рис. 2.3, д).

При этом эффективное инвестирование будет иметь место лишь в том случае, если норма ожидаемой чистой прибыли превышает ре­альную ставку процента, иначе привлечение заемных средств теряет экономический смысл. Сопоставление нормы ожидаемой чистой прибыли со ставкой ссудного процента осуществляется предприятия­ми даже при использовании собственных средств. Прибыль будет ин­вестирована в собственную фирму, если уровень отдачи от инвестиций окажется выше ставки ссудного процента, в противном случае она будет размешена на рынке капиталов.

Таким образом, процентная ставка является критерием эффектив­ности инвестирования. Эффективность инвестиционного проекта не может опуститься ниже ставки ссудного процента. Являясь основой оценки инвестиционных активов как объектов вложения капитала, процентная ставка выполняет еще одну важную функцию: является средством «актуализации» всех остальных доходов, выступая как метод оценки каждого дохода во времени.

Следующий фактор, воздействующий на инвестиционный спрос, — издержки на осуществление инвестиций. Учет этого фактора производится при исчислении нормы ожидаемой чистой прибыли по каждому инвестиционному проекту. Возрастание затрат вызывает снижение нормы ожидаемой чистой прибыли и наоборот. При этом, поскольку значительная доля инвестиционных вложе­ний носит долгосрочный характер, во внимание принимается и фак­тор времени. В целом, чем больше объем издержек на осуществление инвестиций и срок их окупаемости, тем ниже уровень инвестицион­ного спроса.

На объем инвестиций влияют также ожидания предпринимателей, основанные на прогнозах будущего спроса, объема продаж, рента­бельности. Отдача от инвестирования будет зависеть от увеличения этих показателей, поэтому рост оптимистических ожиданий ведет к возрастанию инвестиционного спроса.

Наибольшая отдача связана с инвестициями в инновационную продукцию, обеспечивающими снижение издержек производства, по­вышение качества продукции и нормы ожидаемой чистой прибыли. Поэтому изменения в технологии являются фактором, стимулирую­щим инвестиционный спрос.

Таким образом, инвестиционный спрос складывается под воздей­ствием разнородных и разнонаправленных факторов, определяющих его гибкость и динамизм

3.4. Инвестиционное предложение. Инвестиционное предложение со­ставляет совокупность объектов инвестирования во всех его формах: вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущест­венные и интеллектуальные права и др. Объекты инвестиционной деятельности отражают спрос на инвестиционный капитал.

Особенности формирования инвестиционного предложения

Формирование инвестиционного предложения имеет ряд отли­чительных особенностей. С одной стороны, как предложение товаров, оно обусловлено такими основными факторами, как цена, а также неценовые составляющие: издержки, совершенствование технологии, налоговая политика, ожидания, уровень конкуренции и др. С другой стороны, инвестиционное предложение выступает как специфичес­кое товарное предложение, поскольку инвестиционные товары отли­чает способность приносить доход. Это определяет качественную осо­бенность такого фактора, как цена на инвестиционные товары, ко­торая складывается в зависимости от нормы доходности.

Норма доходности лежит в основе цены финансовых инструмен­тов, опосредствующих движение реального капитала. Рыночная цена финансовых активов свидетельствует о степени привлекательности вложений в инвестиционные товары.

Существенное воздействие на инвестиционное предложение ока­зывает ставка процента по депозитным вкладам в банковскую сис­тему, величина которой определяет сбережения домашних хозяйств. Развитие фондового рынка и рынка ссудных капиталов выступает, таким образом, важным условием стимулирования инвестиционного предложения.

Поскольку при определенном составе инвестиционного предло­жения инвестиционный спрос ориентирован на более доходные ак­тивы, объем и структура инвестиционного предложения воздействуют на объем и структуру инвестиционного спроса. Инвестиционное пред­ложение является основным фактором, определяющим масштабы функ­ционирования инвестиционного рынка, поскольку оно вызывает измене­ние спроса на инвестиционные товары. Механизм обратной связи не столь выражен; он проявляется лишь в условиях свободного конку­рентного рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: