Областной семинар-практикум

Тулинцева Т. М.

Кружок «Художественное плетение»

МОУ ДЮЦ Волгограда  

Областной семинар-практикум

 "Художественное развитие и нравственное воспитание детей и молодёжи средствами народного декоративно-прикладного творчества"

«Лыко да мочало - начинай сначала!»

«Нравственное воспитание детей при работе с природным материалом в кружке «Художественное плетение»

Духовно-нравственное воспитание детей в процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности с краеведческим компонентом предполагают личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования и должны отражать:

воспитание российской гражданской идентичности:

1. патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

2. осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

3. усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

4. воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 

Важное место в программе «От чистого истока» отводится духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, возрождению и популяризации русских национальных традиций, культурному наследию родного края. Программа создает условия для овладения определенной совокупностью умений и способов действия, способствует удовлетворению потребностей обучающихся в широком спектре освоения прикладных возможностей природных материалов и народных традиционных промыслов. Образовательная деятельность построена на авторских идеях и технологиях, опирается на предшествующий опыт в соответствии с региональными особенностями и культурными традициями. В процессе освоения программы «От чистого истока» обучающиеся получают знания, умения и навыки, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию ребенка и открывают новые возможности для творчества.

    

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. «Казачья горница» и «Русский дом», являясь сюжетно-ролевой игрой помогают в лучшем усвоении краеведческого материала, чем способствуют духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Игровые технологии помогают в лучшем усвоении краеведческого материала. Игрушка одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и демократичное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Игрушки связывают людей с опытом прошлого, с опытом коллектива и местной традицией, с национальной культурой.

В программе «От чистого истока» предусмотрены темы: «Славянский оберег», «Традиции русских промыслов», «Народные традиции и современность», итоговые занятия «Русская сказка» и «Народные сказки». В процессе изучения этих тем учащиеся создают творческие композиции: «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Сказки Пушкина» и т.д.

Концентрируется внимание детей на содержании материала, представляющего духовные ценности, в основе которых Слово и Действие. На практических занятиях дети имеют возможность собственными руками создавать игрушки, сувениры, предметы быта на основе народных традиций и местных особенностей. Труд и творчество с использованием природных материалов – один из методов приобщить детей к самобытному и интересному виду искусства, к русским национальным традициям и промыслам.

В образовательном процессеактивно используются здоровьесберегающие технологии, которые помогают ребенку поддерживать не только здоровье телесное, но и здоровье духовное. Приобщение обучающихся к природе, приобретение социального опыта в познании материальных, духовных, культурных ценностей направлены на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности каждого ребенка.

Содержание образовательного курса приобщает учащихся к культурному наследию и природе родного края через технологию проникновения природы, русских народных промыслов и фольклора в образовательный курс «Плетение из природного материала», формирует мировоззрение обучающихся.

Особое место в программе занимают экскурсии в природу, где осуществляется сбор материала, без которого невозможна работа в кружке; поиск сюжетов для работ, черпается вдохновение, дети узнают о богатстве и разнообразии растений родного края. Воспитание любви к природе начинается с детства, на практике усваиваются правила поведения в природе, воспитывается бережное отношение к ней. Дети учатся правильно собирать материал, не нанося ущерба растениям. Кроме экскурсий в природу в программу входят экскурсии в музеи и на выставки, расширяющие кругозор учащихся, приобретаются новые знания о родном крае.

Дополнительное образование имеет больше возможностей для духовно-нравственного воспитания школьников. На занятиях и мероприятиях в творческом объединении, используя краеведческие материалы, можно более подробно изучать на основе народных традиций историю своей страны, основы православной культуры, обычаи русского народа. Это способствует не только углублению патриотических качеств школьников, но и активизирует их познавательную деятельность, развивает творческие способности, расширяет кругозор.

Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, разви­вается достоинство личности. Патриотическое воспитание является одной из важнейших функций в работе педагога дополнительного образования. Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Такие формы работы как праздники, открытые занятия, конкурсы, выставки и др. также позволяют увидеть достижения детей в художественной и творческой деятельности и достижения в воспитательной работе. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: