Современные образовательные технологии, интегрированные в инженерное образование

Данила В.В.

Куртеза А.Д.

Балан С.И.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИНТЕГРИРОВАННЫЕ В ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Исследования в области интеллектуального развития инженеров обозначают тот факт, что задача современной педагогики состоит в том, чтобы подготовить сегодняшнего студента к инженерной деятельности в ближайшем будущем в условиях Индустрии 4.0, которая будет способствовать уменьшению личного общения и взаимоотношений между людьми. Необходимость взаимосвязи науки об образовании с ролью современных образовательных технологий очень важна для разработки перспективной педагогики завтрашнего дня.

В этом процессе идеал цельной личности составляет общее ядро, являясь наиболее активным компонентом проектов социального развития через образование. Личность студента исследуется не как изолированное явление, а в определенной педагогической ситуации.

Ключевые слова: студенты, инженеры, личность, образовательные технологии

Образовательный процесс вносит значительный вклад в подготовку молодых специалистов, инженеров не только с помощью прикладных современных образовательных технологий (СОТ), но и посредством педагогического мастерства преподавателя, способного мотивировать студентов учиться, принимать участие в процессе обучения, самообучения и самооценки [1, p. 194].

Образовательный аспект должен соответствовать определенным требованиям: обеспечить связь с жизнью и реальностью; быть разнообразным по характеру; предвидеть рациональный характер форм работы; обеспечить целостный подход к личности студента, рациональный объем и разумное распределение образовательных действий [2, с. 12].

Формирование и развитие личности инженера подразумевает непосредственное участие студента с учетом его потребностей и интересов, его задач, развитии постоянного образования, самообразования, самообучения. Этот факт требует новой формы дизайна учебного процесса, современных систем образования.

В основе куррикулума (учебных программ) и педагогических технологий заложены цели и задачи образовательных программ. Куррикулум ставит акцент на общих и конкретных задачах, а образовательные технологии – на операционных.

Куррикулум предусматривает разработку учебных планов, программ, учебных пособий, методических указаний и руководств, учебных пакетов, образовательного программного обеспечения и т.д., а образовательные технологии предусматривают их максимально рациональное и эффективное использование, в соответствии с условиями, в которых проходит учебный процесс. В этом контексте используются различные типы отношений, разные виды обучения, методов, процедур, средств, форм и т.д.

На факультете ТП УТМ был проведен педагогический эксперимент, направленный на интеграции современных образовательных технологий в процесс подготовки будущих инженеров. Теоретическая часть направлена на выработку аргументов в пользу того, что для формирование будущих специалистов оказывает существенное влияние не только преподавательский состав, но и внедряемые образовательные технологии.

Прикладная сторона педагогического эксперимента состояла в формировании личности студента вследствие внедрения современных образовательных технологий интегрированных в базовое инженерное образование.

Основными задачами на данном этапе исследования были отслеживание изменения уровня подготовки студентов вследствие внедрения современных образовательных технологий как основного фактора развития личности и профессионализма будущих инженеров в области легкой промышленности.

В педагогическом эксперименте были определены следующие этапы работы:

1) в начале учебного года студенты проходят тестирование с целью установления начального уровня знаний;

2) в соответствии с полученными результатами подбираются и применяются подходящие инновационные методы, методики и средства обучения;

3) тестирование студентов в конце учебного года с указанием степени усвоения учебного материала;

4) выделение различий между контрольной и экспериментальной группами.

В педагогическом эксперименте применялись следующие формы организации деятельности: фронтальная работа, групповая работа и индивидуальная работа.

В педагогическом эксперименте приняли участие 116 студентов дневного и заочного отделений, обучающимся по следующим специальностям:

1. Инженерия и менеджмент в лёгкой промышленности (ИМЛП);

2. Промышленный дизайн одежды (ПДО).

Таблица 1 - Экспериментальные группы

Контрольные группы

Экспериментальные группы

Специальность

Кол-во студентов

Специальность

Кол-во студентов

ПДО

15

ПДО

15

ПДО

15

ПДО

15

ИМЛП

14

ИМЛП

14

ИМЛП

14

ИМЛП

14

Total:

58

Total:

58

 

Установочная часть эксперимента состояла из теста, включающего теоретические вопросы и практические задания, которые определят начальный уровень знаний студентов по учебной дисциплине (форме и силуэту одежды, измерении тела человека, основам построения чертежей швейных изделий и др. по конструированию одежды).

При разработке теоретических вопросов для проведения начальной стадии эксперимента были приняты во внимание особенности подготовки студентов, доступность информации и представленного содержания. Темы, предлагаемые студентам, являются частью их сферы интересов, относятся к их системе ценностей и адаптированы к их уровню знаний.

При проведении установочной части эксперимента были выявлены реальные знания студентов, то есть их знания на момент их включения в процесс эксперимента. Студенты оценивались по трем ранее установленным критериям: «знает», «знает меньше» и «в процессе изучения».

Было учтено, что анкета содержит 32 открытых вопроса: чтобы попасть в категорию «знающих», студент должен был набрать 25-32 балла, в категорию «знающих меньше» - 15-24 балла, а в категорию «в процессе изучения» - 8-14 баллов.

После применения начального тестирования в контрольной и экспериментальной группах, были получены данные, представленные на нижеследующих графиках.

Из представленных результатов (рисунок 1) можно сделать вывод, что в контрольных группах «знающие» студенты составляют в среднем 29%, а в экспериментальных группах - 39,7%, «знающих меньше» студентов в контрольной группе 44,9%, а в экспериментальной группе 50%, а студентов «в процессе изучения» в контрольной группе, в среднем 17,1%, а в экспериментальных группах - 10,2%.

 

Рисунок 1 -Результаты исследования на начальной стадии педагогического эксперимента

На начальной стадии педагогического эксперимента было сделано следующее заключение: студенты обеих групп знают основы изучаемой дисциплины, но кроме этого, есть лица, которые находятся в процессе изучения. Этот факт позволит подойти к проблемам обучения/преподавания с нескольких точек зрения, что позволило применить объективные методы обучения.

Анализ результатов на установочной части эксперимента позволила нам выявить, что в процессе формулирования идей у студентов преобладают операции анализа и обобщения. По мере структурирования учебной деятельности преподаватель, по необходимости, дает дополнительные объяснения, приходит на помощь студентам. Взаимодействие между студентом и преподавателем становится явным источником обучения, способом сотрудничества. В то же время преподаватель становится также и наблюдателем, и направляющим в учебной деятельности студентов. Это, фактически, усиливает взаимопомощь и полезное взаимодействие между студентом и преподавателем.

Целью следующего этапа педагогического эксперимента состояла в формировании преимущественно логических когнитивных компетенций, умении представлять, анализировать, объяснять, аргументировать определенные понятия, мнения, способности активно взаимодействовать со своими сверстниками, давать определённые оценки, структурировать свои и чужие идеи. Стратегии обучения были организованы следующим образом: с одной стороны, были подготовлены учебные ситуации, где изучаемый материал представлялся по принципу «от простого к сложному», с другой стороны, путем организации определенных специфических учебных серий студенты смогли представить определенные темы путём симулирования.

Применение Модели процесса интеграции современных образовательных технологий в высшее техническое образование предполагало, следовательно, внедрение в образовательную деятельность образовательной технологии, основанной на стратегиях развития критического мышления, развития личности студентов будущих инженеров.

Методологические особенности современных образовательных технологий были основаны на применении интерактивного участия двух актёров процесса обучения/профессиональной подготовки, которое предусматривало использование интерактивных методов обучения, адаптированных к инженерному образованию.

Чтобы определить уровень развития студента путем интеграции современных образовательных технологий, необходимо было выявить рабочие аспекты процесса мышления студентов, который является их способом анализа, конкретизации, сравнения, обобщения определенных понятий или процессов.

Чтобы аргументировать сложившееся положение по результатам исследований, мы сделали следующий вывод: ситуация экспериментальных групп, с которыми эффективно работали во время педагогического образовательного эксперимента, претерпела изменения, если ссылаться на степень вмешательства.

Эти группы получили огромную пользу от внедрения в процесс преподавания и изучения современных образовательных технологий (СОТ). Вмешательство сыграло роль катализатора, который ускорил процесс формирования практических навыков. Качественные аспекты позволяют обобщить результаты проведённого эксперимента. Студенты излагают точки зрения, которые представляют собой структурирование, обобщение, рассуждение, которое вытекает из их предыдущего опыта.

При применении финального тестирования, который включал 39 открытых вопросов и в котором были установлены следующие критерии оценки: «знающие» студенты - 30-39 баллов, «знающие меньше» студенты - 20-29 баллов и студенты «в процессе изучения» - менее 20 баллов, было обнаружено, что контрольные группы и экспериментальные группы получили положительные оценки, хотя были также и студенты, которые соответствовали критерию «в процессе изучения», но этот факт может быть аргументирован безответственностью отдельных студентов или их отсутствием на занятиях по состоянию здоровья или по личным причинам.

Анализируя результаты графиков (рисунок 2), представленных ниже, можно сделать вывод, что среднее количество «знающих» студентов, в контрольных группах, составляет 65,7%, а в экспериментальных группах - 86,3%, «знающих меньше» студентов, в среднем в контрольных группах - 26,4%, а в экспериментальных группах - 12%, студенты «в процессе изучения» в контрольных группах, составляют 3,3%, а в экспериментальных группах - 1,7%.

Эти результаты позволяют нам утверждать, что применение СОТ внесло значительный вклад в подготовку молодых специалистов как профессионалов и граждан.

 

Рисунок 2 -Результаты финального тестирования

Студенты развили в себе рефлексивные установки, которые позволили им:

ü формировать критическое мышление;

ü иметь традиционные моральные ценности, знать обычаи, традиции, родной язык, но также и вечные ценности, любовь, дружбу, истину;

ü генерировать оригинальные идеи, что означает, что они развивают творческое мышление, в котором проявляется разработка новых проектов, гибкость идей, способность понимать послания и воспроизводить материалБ

ü развивать творческие способности, наблюдение, творческое обучение и гуманную личность.

Развилось сотрудничество и взаимное уважение между преподавателем и студентом. Этот факт указывает на то, что участие и взаимопомощь приводит к плодотворному развитию отношений и сотрудничеству между двумя партнерами по образовательному процессу.

Выводы

Миссия университета состоит в том, чтобы развивать у студентов умение учиться, а не просто накапливать знания. Студент должен стремиться к познанию мира, раскрытию и развитию своих интеллектуальных и творческих способностей, через постоянную работу и желание познать, исследовать и приспособиться к профессиональной деятельности, которая сформирует его как целостную личность.

Теоретические знания и практические навыки становятся ценностями, только тогда, когда студенты осознают их важность и необходимость использования их в жизни и последующей профессиональной деятельности.

Основная задача профессорско-преподавательского состава высших технических учебных заведений состоит в преподавании ценного материала, который пробудил бы у студента стремление к знаниям и открытию профессиональных ценностей. Поэтому содержание образовательного процесса должно включать ценные знания, которые формируют цельную личность студента.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Patraşcu D. Integrarea tehnologiilor educaţionale moderne în învăţământul primar. [Теxt] / Patraşcu D., Marin E. // În: Probleme actuale ale ştiinţelor socio-umane. Universitatea Pedagogică de Stat „I. Creangă”, 2002, p. 194-197.

2. Vinnicenco E. Integrarea tehnologiilor educaţionale modern în învăţământul primar - o condiţie de dezvoltare şi formare a personalităţii elevului. [Теxt] / Vinnicenco E. Specialitatea: 13.00.01 – Pedagogie generală // Autoreferat al tezei de doctor în pedagogie, Chișinău, 2012. - p.52.

 

 Сведения об авторах:

Данила Виктория Васильевна – ассистент, Технический университет Молдовы, факультет Текстиля и Полиграфии, Кишинёв, Республика Молдова, докторaнт, Технический университет «Г. Асаки», Яссы, Румыния, Факультет Промышленного Дизайна и Управления Бизнесом, Яссы, Румыния.

Куртеза Антонелла Дмитриевна – Профессор, доктор инженер, Технический университет «Г. Асаки» Яссы, Румыния, факультет Промышленного Дизайна и Управления Бизнесом, Яссы, Румыния.

Балан Стелла Ивановна – доцент, д.т.н., Технический университет Молдовы, факультет Текстиля и Полиграфии, Кишинёв, Республика Молдова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: