Первый период - «от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии» (IX-VIII вв. до н.э. - XII в., Россия: 996-1706 гг.)

Тема 1. Эволюция отношения к инвалидам в истории человечества. (лекция -2 часа)

План:

1. Первый период отношения общества к лицам с особенностями в развитии.

2. Второй период отношения общества к лицам с особенностями в развитии.

3. Третий период отношения общества к лицам с особенностями в развитии.

4. Четвертый период отношения общества к лицам с особенностями в развитии.

5. Пятый период отношения общества к лицам с особенностями в развитии.

 

Отношение к лицам с особенностями психофизического разви­тия в ходе исторической эволюции человеческого общества было не­однозначно. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, состояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания по-разному строилось взаимодействие окружающих с теми, кто имел нарушения в развитии и поведении. Человечество прошло сложный многовековой путь от нетерпимости к проявлению нарушения, же­стокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физический или психический недостаток.

В исследовании Н.Н. Малофеева проведена периодизация эво­люции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Во временном отрезке от античных времен до наших дней - «путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии» - автор выделяет пять периодов эволюции, «условными рубежами» кото­рых являются значимые исторические события, изменения отно­шения государства к лицам с отклонениями в развитии. В рамках периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии определены этапы становления нацио­нальных систем специального образования и проведено соотноше­ние этих позиций. Автор отмечает, что для России, как и для стран Западной Европы, сохраняются все периоды эволюции, однако, этапы становления и развития национальной системы специаль­ного образования в хронологическом отношении значительно за­паздывают.

Первый период - «от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии» (IX-VIII вв. до н.э. - XII в., Россия: 996-1706 гг.).

На ранних этапах развития общества, в силу неразвитости про­изводительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к людям с психофизическими на­рушениями было нетерпимым. Детей, рожденных с выраженными нарушениями, не считали полноценными гражданами и приравни­вали к рабам или животным.

В эпоху античности в ряде государств (Спарта, Древний Рим) любые отклонения в физическом развитии, уродство и иные нару­шения у детей считались нежелательными. Детей с такими недо­статками умерщвляли, руководствуясь правилом об отделении не­годного от здорового.

Существенное изменение взглядов на людей с отклонениями в развитии в странах Западной Европы связано с распространением христианской религии. Однако еще в период раннего и позднего средневековья (V-XV вв.) уничтожалось все, что не соответствова­ло канонам католической церкви. Инквизиция расправлялась с ду­шевнобольными людьми, считая и их, и слабоумных людей «детьми дьявола». Их бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, сжигали на кострах.

Первым прецедентом государственной заботы об инвалидах яв­ляется открытие в Баварии (1198) приюта для слепых. Во Франции было открыто «убежище» для слепых (1260).

Эпоха Возрождения (XV - XVII вв.) в Западной Европе ознаме­новалась гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, сострадания и милосердия к человеческим недостаткам, к психическим и физическим нарушениям. Врачи посещали мона­стыри и тюрьмы, вели наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека. Так, в начале XVII в. профессор медицины Феликс Платтср (1537-1614) в г. Базеле впервые осуществил классификацию душевнобольных, в основу которой положил характеристику различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния.

Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассмотрел взаимосвязь интеллекту­ального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера.

«Можно ли приобщить к образованию глухих, слепых и отста­лых детей, которым органический недостаток мешает воспринимать мир? Ответ: из человеческого образования не исключается ничего, кроме разве что нечеловека» (Я.А. Коменский).

В XV-XVI вв. предпринимались попытки индивидуального обу­чения детей представителей знати, имеющих нарушения слуха и зрения (Испания, 1578 г.; Англия, 1648 г. - опыт индивидуального обучения глухих детей, в 1670 г. во Франции - слепых). Этот опыт не может считаться началом построения системы специального об­разования для некоторых категорий детей с особенностями психо­физического развития, однако, практика показала возможность и необходимость организации специальной педагогической помощи таким детям.

Второй период - «от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обуче­ния хотя бы части из них» (начало XII - конец XVIII в.; Россия: 1706-1806 гг.).

Началом этого периода Н.Н. Малофеев называет переосмысле­ние во Франции гражданских прав людей с сенсорными наруше­ниями (открытие в Париже специальных школ для глухонемых в 1770 г. и для слепых в 1784 г.).

В 1793 г. французским Конвентом была принята «Декларация прав человека», которая определяла более демократический взгляд па гражданские права лиц с психическими и физическими наруше­ниями.

В этот период были организованы и проведены различные ме­дицинские исследования. Медико-клинические характеристики отклонений в умственном развитии ребенка представлены иссле­дованиями врачей-психиатров: Филипп Пинель (1745-1826) вы­делил две клинические формы слабоумия: врожденную и приобре­тенную; Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840) ввел термин «умственная отсталость» и обозначил три ее степени: дебильность, имбецильность, идиотия.

Педагогический подход в помощи, обучении и воспитании детей С отклонениями в развитии формируется в конце XVJ11 - начале XIX в. Сторонниками его реализации выступают как педагоги, так И врачи, общественные деятели.

Третий период - «от осознания возможности к осознанию це­лесообразности обучения трех категорий детей: с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых» (конец XVIII - начало XX в.; Россия: 1806-1927 гг.).

Начало этого периода исследователь связывает со временем при­нятия в западноевропейских странах законов об обязательном все­общем начальном образовании и созданных на их основе законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. В это время завоевывает признание гуманистическая концепция, в соответствии с которой дети, получившие специальное образование, перестанут быть обузой для общества и станут его полезными членами. Оче­видной становится такая социальная позиция, при которой лица с психическими и физическими нарушениями получают право на специальную педагогическую помощь.

В этот период активно ведутся научные исследования. Немец­кий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926) объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психи­ческого развития», ввел термин «олигофрения» (греч. «малоумие») для обозначения группы врожденных болезненных состояний.

Представителями психолого-педагогического направления в ра­боте с детьми с особенностями психофизического развития в первой четверти XX в. являются французы - педагог Жан Филипп и врач Поль Гонкур. Они пришли к выводу, что критерием нарушения развития является неспособность детей обучаться обычным образом в обычных педагогических условиях.

Известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) создала ортофеническую школу для детей с нарушениями в разви­тии, где применила систему сенсомоторного воспитания как основу лечебной педагогики.

К началу XX в. сформировалось психометрическое направление (система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью метода тестов) в изучении интеллектуальной недостаточ­ности.

Психолог Альфред Бине и врач-психиатр Томас Симон разра­ботали тестовый метод (Франция, 1905-1907), в основу которого положили состояние коммуникативной функции речи. Они пыта­лись соотнести умственное развитие ребенка с ОПФР с уровнем развития нормально развивающегося ребенка, но более младшего возраста. Соотношение выражалось определенным числом (коэф­фициентом). Если шестилетний ребенок справился с заданием, рас­считанным па нормально развивающегося ребенка пяти лет, то ко­эффициент данного ребенка равен 0,83 (т.е. 5:6 = 0,83). Был также определен диапазон «нормы» и отклонений от нее (1,0—0,8).

Социальные, экономические процессы, а также проведенные исследования способствовали развитию сети специальных учреж­дений для детей с интеллектуальной недостаточностью и появле­нию законодательной базы, регламентирующей их деятельность. В 1892 г. в Англии были открыты первые специальные школы для умственно отсталых детей. А в 1899 г. был принят закон об обуче­нии умственно отсталых детей, который предусматривал следую­щий регламент:

· обучение умственно отсталых до 16 лет;

· осуществление отбора детей через школьную комиссию;

· дополнительное обследование ребенка по требованию родите­ лей в случае возникновения сомнений в его полноценности;

· штрафование родителей, отказывающихся от процедуры об­ следования ребенка на комиссии;

· периодическое обследование ребенка (в том числе и по требованию родителей) с целью возвращения его в массовую школу не чаще одного раза в полугодие.

В 1903 г. в Англии была создана Национальная ассоциация в по­мощь детям с нарушениями в развитии, которая существует и в на­стоящее время.

Именно третий период эволюции соотносится с первым этапом становления национальных систем специального образования -этапом зарождения, развертывания и оформления параллельных систем специального образования.

Четвертый период - «от осознания необходимости обучения ча­сти аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех детей» (начало XX в. - 70-е гг. XX в.; Россия: 1927-1991 гг.).

Этот период эволюции связан с этапом (вторым) совершенствовали и дифференциации структур национальных систем специального образования как «горизонтально», так и «вертикально». Малофеев называет такие отличительные черты того времени:

• развитие законодательной базы специального образования;

· расширение охвата специальным обучением нуждающихся (5 1.5% детей школьного возраста);

· смена старой парадигмы «полноценное большинство - неполноценное меньшинство» новой - «единое сообщество, включающее людей с различными проблемами»;

· формирование новой культурной нормы - уважение к различиям между людьми;

· признание специальных школ и интернатов сегрегационными учреждениями, а изолированной от массовой школы системы специального образования - дискриминационной.

Проблемы детей с особенностями психофизического развития становятся предметом внимания таких международных организа­ций, как ЮНЕСКО, ВОЗ (Всемирная организация здравоохране­ния), отдела специальных служб ООН, отдела реабилитации ООН.

В 50-е годы в разных странах специальным обучением было охва­чено значительное число детей (в США обязательное специальное обучение для умственно отсталых детей было введено в 1950 г.).

В 1960 г. Международная конференция по народному образованию (г. Женева) приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией и области образования, в которой определялись права детей с осо­бенностями психофизического развития на образование в специ­альных учебных заведениях и в обычных школах среди нормально разминающихся сверстников в зависимости от их возможностей.

Нa этом этапе система специального образования достигает своего пика.

Пятый период - «от изоляции к интеграции» (1971-1975 гг. -наст, время; Россия: 1991 г. - наст, время).

Соотносится с третьим, качественно новым этапом развития национальных систем специального образования. Интеграция ин­валидов становится в Западной Европе ведущей тенденцией, бази­рующейся на их полном гражданском равноправии и новой фило­софии общества. Этот период характеризуется перестройкой орга­низационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах - идет «кардинальная ре­организация взаимодействия структур массового и специального образования».

Для убогих, нищих, калек при монастырях открывали богадель­ни, первые учреждения общественного призрения. В «Стоглавый судебник» (1551) при Иване Грозном была внесена статья о необхо­димости попечения больных и нищих, «кои одержимы бесом и ли­шены разума». Их рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых».

Во второй половине XVIII в. в связи с изданием Екатериной II «Указа об учреждении Приказов общественного призрения» (1775) в России создавались лечебные учреждения, благотворительные за­ведения и школы.

Психолог-экспериментатор Лев Семенович Выготский (1896-1934) выделил самое важное и существенное в «природе дефек­тивности» и определил социальную значимость помощи детям с ОМФР. В теории и практике обучения и воспитания детей с осо­бенностями психофизического развития реализуются основные по­ложения теорий и концепций Л.С. Выготского: единство законов психического развития ребенка; соотношение биологического и со­циального в развитии ребенка; учение о высших психических функ­циях; взаимосвязь обучения и развития; учет уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка; учение о сложной структуре психофизического нарушения; опора на компенсаторные возмож­ности организма ребенка с нарушениями в развитии и др.

В 60-70-е годы XX в. психоневролог Г.Е. Сухарева разработала систематику олигофрении, которая учитывала время и причины по­вреждения нервной системы; М.С. Певзнер предложила классифи­кацию олигофрении по показателям недоразвития познавательной деятельности, по степени подвижности и уравновешенности про­цессов торможения и возбуждения.

Исследования в области изучения детей с особенностями психофизического развития, проводимые учеными Научно-исследовательского института дефектологии (НИИД), а затем Ин­ститута коррекционной педагогики РАО, позволили значительно продвинуться в понимании и объяснении феноменов психического развития, поиска адекватных и эффективных моделей, путей и ме­тодов обучения и воспитания таких детей.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте основные подходы к отношению к лицам с недостатками в развитии в течении первого периода.

2. Раскройте основные подходы к отношению к лицам с недостатками в развитии в течении второго периода.

3. Раскройте основные подходы к отношению к лицам с недостатками в развитии в течении третьего периода.

4. Раскройте основные подходы к отношению к лицам с недостатками в развитии в течении четвертого периода.

5. Раскройте основные подходы к отношению к лицам с недостатками в развитии в течении пятого периода.

6. Охарактеризуйте эволюцию отношения к лицам с ОВЗ в истории человечества.

 

Список литературы

1. Белова, Е. А. Особенности отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.А. Волкова // Учёные записки Рос. гос. соц. ун - та. 2015. № 2. С. 5 - 11.

2. Вильцан, М.А. Современное представление и отношение жителей города Тобольска к инвалидам по зрению[Текст] / М.А. Вильцан // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 (38). С. 137 - 142;

3. Воеводина, Е.В., Горин, Е.Е. Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор [Текст] / Е.В. Воеводина, Е.Е. Горин // Вестник Томского гос. ун - та. 2013. № 373. С. 60 - 65.

4. Волкова, Е. А. Опыт исследования и воспитания толерантного отношения студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями и инвалидам [Электронный ресурс] / Е.А. Волкова // Научный вестник Южного института менеджмента. 2016. № 2. http: // cyberleninka.ru / article / n / opyt - issledovaniya - i - vospitaniya - tolerantnogo - otnosheniya - studencheskoy - molodezhi - k - litsam - s - ogranichennymi - vozmozhnostyami - i.) (дата обращения 31.12.2016)

5. Гладилина, Л. С. Особенности социальной дистанции толерантности учащихся ссузов, реализующих программу инклюзивного образования [Текст] / Л.С. Гладилина // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 264 - 275.

6. Гринина, Е. С. Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. № 4 (16) / том 4. http: // cyberleninka.ru / article / n / otnoshenie - studencheskoy - molodezhi - k - litsam - s - ogranichennymi - vozmozhnostyami - zdorovya). (дата обращения 29.12.2016)

7. Зайцев, А.Д. Социальная интеграция детей - инвалидов в современной России [Текст] / А.Д.Зайцев. Саратов: Научная книга, 2003. 255 с.

8. Заляева, А.В. Сравнительный анализ отношения к людям с ограниченными возможностями в России и Европе (пилотажное исследование) [Текст] / А.В.Заляева // Мониторинг общественного мнения. 2015. № 2 (126). С.113 - 119.

9. Кондакова, Н.А., Фахрадова, Л.Н. Отношение населения Вологодской области к статусу инвалида [Текст] / Н.А.Кондакова, Л.Н.Фахрадова // Вопросы территориального развития. 2015. № 1 (21).С.1 - 13).

10. Коростелева, М.А., Краснов, А.М., Леонов, В.В. Актуальность проблемы формирования толерантного отношения к студентам - инвалидам в современном социуме [Текст] / М.А. Коростелева, А.М. Краснов, В.В. Леонов // Научно - педагогическое обозрение. 2014. № 1 (3). С.24 - 33.

11. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. Ч В 2 х. [Текст] / Н.Н. Малофеев.. М.: Печатный двор. 1996. 182 с.

12. Нагорнова, А.Ю., Макарова Т.А. Исторический анализ проблемы инвалидности в дореволюционной России и СССР [Электронный ресурс] / А.Ю. Нагорнова, Т.А. Макарова // Общество: философия, история, культура. 2014 № 1. http: // cyberleninka.ru / article / n / istoricheskiy - analiz - problemy - invalidnosti - v - dorevolyutsionnoy - rossii - i - sssr. (дата обращения 01.12.2016)

13. Петросян, В.А. Интеграция инвалидов в российское общество / ВА.Петросян. Дис. докт. социол. наук. М.: Российский государственный социальный университет, 2011. 345 с.

14. Романов, П. В., Ярская - Смирнова, Е. Р., Вайтфилд, С., Келли, С. Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации в Российской Федерации. Отчет по исследованию [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская - Смирнова, С. Вайтфилд, С. Келли. М.: 2009.

15. Романов, П.В., Ярская - Смирнова, Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская - Смирнова // Социс. 2010. № 9.С. 50 - 58.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: