Тема 1. Эволюция отношения к инвалидам в истории человечества. (лекция -2 часа)
План:
1. Первый период отношения общества к лицам с особенностями в развитии.
2. Второй период отношения общества к лицам с особенностями в развитии.
3. Третий период отношения общества к лицам с особенностями в развитии.
4. Четвертый период отношения общества к лицам с особенностями в развитии.
5. Пятый период отношения общества к лицам с особенностями в развитии.
Отношение к лицам с особенностями психофизического развития в ходе исторической эволюции человеческого общества было неоднозначно. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, состояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания по-разному строилось взаимодействие окружающих с теми, кто имел нарушения в развитии и поведении. Человечество прошло сложный многовековой путь от нетерпимости к проявлению нарушения, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физический или психический недостаток.
В исследовании Н.Н. Малофеева проведена периодизация эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Во временном отрезке от античных времен до наших дней - «путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии» - автор выделяет пять периодов эволюции, «условными рубежами» которых являются значимые исторические события, изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. В рамках периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии определены этапы становления национальных систем специального образования и проведено соотношение этих позиций. Автор отмечает, что для России, как и для стран Западной Европы, сохраняются все периоды эволюции, однако, этапы становления и развития национальной системы специального образования в хронологическом отношении значительно запаздывают.
Первый период - «от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии» (IX-VIII вв. до н.э. - XII в., Россия: 996-1706 гг.).
На ранних этапах развития общества, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к людям с психофизическими нарушениями было нетерпимым. Детей, рожденных с выраженными нарушениями, не считали полноценными гражданами и приравнивали к рабам или животным.
В эпоху античности в ряде государств (Спарта, Древний Рим) любые отклонения в физическом развитии, уродство и иные нарушения у детей считались нежелательными. Детей с такими недостатками умерщвляли, руководствуясь правилом об отделении негодного от здорового.
Существенное изменение взглядов на людей с отклонениями в развитии в странах Западной Европы связано с распространением христианской религии. Однако еще в период раннего и позднего средневековья (V-XV вв.) уничтожалось все, что не соответствовало канонам католической церкви. Инквизиция расправлялась с душевнобольными людьми, считая и их, и слабоумных людей «детьми дьявола». Их бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, сжигали на кострах.
Первым прецедентом государственной заботы об инвалидах является открытие в Баварии (1198) приюта для слепых. Во Франции было открыто «убежище» для слепых (1260).
Эпоха Возрождения (XV - XVII вв.) в Западной Европе ознаменовалась гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, сострадания и милосердия к человеческим недостаткам, к психическим и физическим нарушениям. Врачи посещали монастыри и тюрьмы, вели наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека. Так, в начале XVII в. профессор медицины Феликс Платтср (1537-1614) в г. Базеле впервые осуществил классификацию душевнобольных, в основу которой положил характеристику различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния.
Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассмотрел взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера.
«Можно ли приобщить к образованию глухих, слепых и отсталых детей, которым органический недостаток мешает воспринимать мир? Ответ: из человеческого образования не исключается ничего, кроме разве что нечеловека» (Я.А. Коменский).
В XV-XVI вв. предпринимались попытки индивидуального обучения детей представителей знати, имеющих нарушения слуха и зрения (Испания, 1578 г.; Англия, 1648 г. - опыт индивидуального обучения глухих детей, в 1670 г. во Франции - слепых). Этот опыт не может считаться началом построения системы специального образования для некоторых категорий детей с особенностями психофизического развития, однако, практика показала возможность и необходимость организации специальной педагогической помощи таким детям.
Второй период - «от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них» (начало XII - конец XVIII в.; Россия: 1706-1806 гг.).
Началом этого периода Н.Н. Малофеев называет переосмысление во Франции гражданских прав людей с сенсорными нарушениями (открытие в Париже специальных школ для глухонемых в 1770 г. и для слепых в 1784 г.).
В 1793 г. французским Конвентом была принята «Декларация прав человека», которая определяла более демократический взгляд па гражданские права лиц с психическими и физическими нарушениями.
В этот период были организованы и проведены различные медицинские исследования. Медико-клинические характеристики отклонений в умственном развитии ребенка представлены исследованиями врачей-психиатров: Филипп Пинель (1745-1826) выделил две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную; Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840) ввел термин «умственная отсталость» и обозначил три ее степени: дебильность, имбецильность, идиотия.
Педагогический подход в помощи, обучении и воспитании детей С отклонениями в развитии формируется в конце XVJ11 - начале XIX в. Сторонниками его реализации выступают как педагоги, так И врачи, общественные деятели.
Третий период - «от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых» (конец XVIII - начало XX в.; Россия: 1806-1927 гг.).
Начало этого периода исследователь связывает со временем принятия в западноевропейских странах законов об обязательном всеобщем начальном образовании и созданных на их основе законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. В это время завоевывает признание гуманистическая концепция, в соответствии с которой дети, получившие специальное образование, перестанут быть обузой для общества и станут его полезными членами. Очевидной становится такая социальная позиция, при которой лица с психическими и физическими нарушениями получают право на специальную педагогическую помощь.
В этот период активно ведутся научные исследования. Немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926) объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития», ввел термин «олигофрения» (греч. «малоумие») для обозначения группы врожденных болезненных состояний.
Представителями психолого-педагогического направления в работе с детьми с особенностями психофизического развития в первой четверти XX в. являются французы - педагог Жан Филипп и врач Поль Гонкур. Они пришли к выводу, что критерием нарушения развития является неспособность детей обучаться обычным образом в обычных педагогических условиях.
Известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) создала ортофеническую школу для детей с нарушениями в развитии, где применила систему сенсомоторного воспитания как основу лечебной педагогики.
К началу XX в. сформировалось психометрическое направление (система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью метода тестов) в изучении интеллектуальной недостаточности.
Психолог Альфред Бине и врач-психиатр Томас Симон разработали тестовый метод (Франция, 1905-1907), в основу которого положили состояние коммуникативной функции речи. Они пытались соотнести умственное развитие ребенка с ОПФР с уровнем развития нормально развивающегося ребенка, но более младшего возраста. Соотношение выражалось определенным числом (коэффициентом). Если шестилетний ребенок справился с заданием, рассчитанным па нормально развивающегося ребенка пяти лет, то коэффициент данного ребенка равен 0,83 (т.е. 5:6 = 0,83). Был также определен диапазон «нормы» и отклонений от нее (1,0—0,8).
Социальные, экономические процессы, а также проведенные исследования способствовали развитию сети специальных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и появлению законодательной базы, регламентирующей их деятельность. В 1892 г. в Англии были открыты первые специальные школы для умственно отсталых детей. А в 1899 г. был принят закон об обучении умственно отсталых детей, который предусматривал следующий регламент:
· обучение умственно отсталых до 16 лет;
· осуществление отбора детей через школьную комиссию;
· дополнительное обследование ребенка по требованию родите лей в случае возникновения сомнений в его полноценности;
· штрафование родителей, отказывающихся от процедуры об следования ребенка на комиссии;
· периодическое обследование ребенка (в том числе и по требованию родителей) с целью возвращения его в массовую школу не чаще одного раза в полугодие.
В 1903 г. в Англии была создана Национальная ассоциация в помощь детям с нарушениями в развитии, которая существует и в настоящее время.
Именно третий период эволюции соотносится с первым этапом становления национальных систем специального образования -этапом зарождения, развертывания и оформления параллельных систем специального образования.
Четвертый период - «от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех детей» (начало XX в. - 70-е гг. XX в.; Россия: 1927-1991 гг.).
Этот период эволюции связан с этапом (вторым) совершенствовали и дифференциации структур национальных систем специального образования как «горизонтально», так и «вертикально». Малофеев называет такие отличительные черты того времени:
• развитие законодательной базы специального образования;
· расширение охвата специальным обучением нуждающихся (5 1.5% детей школьного возраста);
· смена старой парадигмы «полноценное большинство - неполноценное меньшинство» новой - «единое сообщество, включающее людей с различными проблемами»;
· формирование новой культурной нормы - уважение к различиям между людьми;
· признание специальных школ и интернатов сегрегационными учреждениями, а изолированной от массовой школы системы специального образования - дискриминационной.
Проблемы детей с особенностями психофизического развития становятся предметом внимания таких международных организаций, как ЮНЕСКО, ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), отдела специальных служб ООН, отдела реабилитации ООН.
В 50-е годы в разных странах специальным обучением было охвачено значительное число детей (в США обязательное специальное обучение для умственно отсталых детей было введено в 1950 г.).
В 1960 г. Международная конференция по народному образованию (г. Женева) приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией и области образования, в которой определялись права детей с особенностями психофизического развития на образование в специальных учебных заведениях и в обычных школах среди нормально разминающихся сверстников в зависимости от их возможностей.
Нa этом этапе система специального образования достигает своего пика.
Пятый период - «от изоляции к интеграции» (1971-1975 гг. -наст, время; Россия: 1991 г. - наст, время).
Соотносится с третьим, качественно новым этапом развития национальных систем специального образования. Интеграция инвалидов становится в Западной Европе ведущей тенденцией, базирующейся на их полном гражданском равноправии и новой философии общества. Этот период характеризуется перестройкой организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах - идет «кардинальная реорганизация взаимодействия структур массового и специального образования».
Для убогих, нищих, калек при монастырях открывали богадельни, первые учреждения общественного призрения. В «Стоглавый судебник» (1551) при Иване Грозном была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих, «кои одержимы бесом и лишены разума». Их рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых».
Во второй половине XVIII в. в связи с изданием Екатериной II «Указа об учреждении Приказов общественного призрения» (1775) в России создавались лечебные учреждения, благотворительные заведения и школы.
Психолог-экспериментатор Лев Семенович Выготский (1896-1934) выделил самое важное и существенное в «природе дефективности» и определил социальную значимость помощи детям с ОМФР. В теории и практике обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития реализуются основные положения теорий и концепций Л.С. Выготского: единство законов психического развития ребенка; соотношение биологического и социального в развитии ребенка; учение о высших психических функциях; взаимосвязь обучения и развития; учет уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка; учение о сложной структуре психофизического нарушения; опора на компенсаторные возможности организма ребенка с нарушениями в развитии и др.
В 60-70-е годы XX в. психоневролог Г.Е. Сухарева разработала систематику олигофрении, которая учитывала время и причины повреждения нервной системы; М.С. Певзнер предложила классификацию олигофрении по показателям недоразвития познавательной деятельности, по степени подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения.
Исследования в области изучения детей с особенностями психофизического развития, проводимые учеными Научно-исследовательского института дефектологии (НИИД), а затем Института коррекционной педагогики РАО, позволили значительно продвинуться в понимании и объяснении феноменов психического развития, поиска адекватных и эффективных моделей, путей и методов обучения и воспитания таких детей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте основные подходы к отношению к лицам с недостатками в развитии в течении первого периода.
2. Раскройте основные подходы к отношению к лицам с недостатками в развитии в течении второго периода.
3. Раскройте основные подходы к отношению к лицам с недостатками в развитии в течении третьего периода.
4. Раскройте основные подходы к отношению к лицам с недостатками в развитии в течении четвертого периода.
5. Раскройте основные подходы к отношению к лицам с недостатками в развитии в течении пятого периода.
6. Охарактеризуйте эволюцию отношения к лицам с ОВЗ в истории человечества.
Список литературы
1. Белова, Е. А. Особенности отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.А. Волкова // Учёные записки Рос. гос. соц. ун - та. 2015. № 2. С. 5 - 11.
2. Вильцан, М.А. Современное представление и отношение жителей города Тобольска к инвалидам по зрению[Текст] / М.А. Вильцан // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 (38). С. 137 - 142;
3. Воеводина, Е.В., Горин, Е.Е. Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор [Текст] / Е.В. Воеводина, Е.Е. Горин // Вестник Томского гос. ун - та. 2013. № 373. С. 60 - 65.
4. Волкова, Е. А. Опыт исследования и воспитания толерантного отношения студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями и инвалидам [Электронный ресурс] / Е.А. Волкова // Научный вестник Южного института менеджмента. 2016. № 2. http: // cyberleninka.ru / article / n / opyt - issledovaniya - i - vospitaniya - tolerantnogo - otnosheniya - studencheskoy - molodezhi - k - litsam - s - ogranichennymi - vozmozhnostyami - i.) (дата обращения 31.12.2016)
5. Гладилина, Л. С. Особенности социальной дистанции толерантности учащихся ссузов, реализующих программу инклюзивного образования [Текст] / Л.С. Гладилина // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 264 - 275.
6. Гринина, Е. С. Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. № 4 (16) / том 4. http: // cyberleninka.ru / article / n / otnoshenie - studencheskoy - molodezhi - k - litsam - s - ogranichennymi - vozmozhnostyami - zdorovya). (дата обращения 29.12.2016)
7. Зайцев, А.Д. Социальная интеграция детей - инвалидов в современной России [Текст] / А.Д.Зайцев. Саратов: Научная книга, 2003. 255 с.
8. Заляева, А.В. Сравнительный анализ отношения к людям с ограниченными возможностями в России и Европе (пилотажное исследование) [Текст] / А.В.Заляева // Мониторинг общественного мнения. 2015. № 2 (126). С.113 - 119.
9. Кондакова, Н.А., Фахрадова, Л.Н. Отношение населения Вологодской области к статусу инвалида [Текст] / Н.А.Кондакова, Л.Н.Фахрадова // Вопросы территориального развития. 2015. № 1 (21).С.1 - 13).
10. Коростелева, М.А., Краснов, А.М., Леонов, В.В. Актуальность проблемы формирования толерантного отношения к студентам - инвалидам в современном социуме [Текст] / М.А. Коростелева, А.М. Краснов, В.В. Леонов // Научно - педагогическое обозрение. 2014. № 1 (3). С.24 - 33.
11. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. Ч В 2 х. [Текст] / Н.Н. Малофеев.. М.: Печатный двор. 1996. 182 с.
12. Нагорнова, А.Ю., Макарова Т.А. Исторический анализ проблемы инвалидности в дореволюционной России и СССР [Электронный ресурс] / А.Ю. Нагорнова, Т.А. Макарова // Общество: философия, история, культура. 2014 № 1. http: // cyberleninka.ru / article / n / istoricheskiy - analiz - problemy - invalidnosti - v - dorevolyutsionnoy - rossii - i - sssr. (дата обращения 01.12.2016)
13. Петросян, В.А. Интеграция инвалидов в российское общество / ВА.Петросян. Дис. докт. социол. наук. М.: Российский государственный социальный университет, 2011. 345 с.
14. Романов, П. В., Ярская - Смирнова, Е. Р., Вайтфилд, С., Келли, С. Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации в Российской Федерации. Отчет по исследованию [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская - Смирнова, С. Вайтфилд, С. Келли. М.: 2009.
15. Романов, П.В., Ярская - Смирнова, Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская - Смирнова // Социс. 2010. № 9.С. 50 - 58.