Первая научная революция XVII / XVIII веков

Научные традиции и научная революция. Типология научных революций.

ТРАДИЦИИ В НАУКЕ

— термин, обозначающий культурную схему накопления, сохранения и трансляции научного опыта; интегральные основания научного знания, позволяющие объединить научные направления с их контекстом и реконструировать развитие науки как историю социокультурных целостностей.

Данное понятие заимствовано философией науки из социологии науки, истории и теории культуры и социальной антропологии. С начала 1960-х гг. внимание привлекли структурные единицы научного знания, получающие название как собственно «Т.» (С. Тулмин, Л. Лаудан, П. Фейерабенд), так и «школ», «парадигм» (Т. Кун), «тем» (Дж. Холтон), «исследовательских программ» (И. Лакатос), «социальной образности» (Д. Блур), «неявного знания» (А/. Полани). Отход от логицистских моделей научной теории проявился в формировании более сложного образа научного знания. Последний включает не только логико-математический аппарат, набор идеальных объектов и предложения наблюдения, но и научную картину мира, нормы и идеалы научного знания, филос. и общекультурные предпосылки. Такое научное образование обладает высокой степенью автономии и устойчивости логическим парадоксам и эмпирическим опровержениям. Тем самым теория понимается не столько как индивидуальное и законченное изобретение гения, но скорее как целостный способ видения мира, форма научной культуры и идеологии, развиваемая поколениями ученых на основе исторического прототипа.

Основания типологии традиций различны: по цели, объему, структуре, предмету, методу, теории, авторитету (консервативные и революционные, локальные и интегральные, исторические и абстрактные и т.д.); в частности, субстратная и полевая (физика), аналитическая и синтетическая (математика, химия), креационистская и эволюционистская (биология, геология), прецедентные и канонические (право) традиции, аристотелизм и платонизм.

В целом специфика Т. в н. состоит не в привязанности к конкретной предметности, но в способности переходить от одного содержания к др. при сохранении собственной структуры и методологического арсенала. Структуру традиции составляет, если использовать терминологию Лакатоса, жесткое ядро (практические схемы, нормы и идеалы исследовательской деятельности и общения) и защитный пояс (набор частично институциализированных социокультурных конвенций и предпосылок, официальный этос и идеология науки).

Т. в н. не противоположны развитию, рациональности и рефлексии, хотя и предполагают стремление к сохранению признанных достижений, веру в истинность теоретических постулатов и нередко — игнорирование критики. Наука в целом не может быть понята как традиция, коль скоро в ней важную роль играют не интегрированные в традицию индивиды, от которых она получает как критический, так и позитивный творческие импульсы. Поэтому описание истории науки как процесса смены научных традиций характеризуется существенной неполнотой. Вместе с тем понятие Т. в н. вносит вклад в теоретическое разрешение методологических дилемм кумулятивизма — несоизмеримости и ин-тернализма — экстернализма, позволяя понять элементы всех оппозиций как моменты развития научного знания и его исторической реконструкции.

(Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.)

Научные революции

Первая научная революция XVII / XVIII веков

Это была революция метода познания и обхождения с полученным знанием, и она была тесно связана сдухом просвещения.

На стыке 17/18 веков происходит научная революция. Причём происходит она не из-за того, что открыли: большие космологические и географические открытия были сделаны ещё в 15 и 16 веке (Колумб, Васко даГама, Коперник, Галилей, Иоганн Кеплер). Новой была форма, как делали открытия: личным опытом инаблюдением. Сегодня это называется «эмпирический метод». Для нас сейчас он естественен, но в 17-ом веке он был только признан,

а распространился в 18-ом [2].

 

Поэтому большинство учёных того времени они называли себя «философами»не были привязаны куниверситетам. Лишь Исаак Ньютон (Isaac Newton, 1642-1727) был профессором математики в Кембридже.Другим их отличием от традиционных учёных было то, что они не ограничивались одной какой-тодисциплиной, а стремились охватить многое, как это делал, например, Дени Дидро (Denis Diderot, 1713-1784), который в 1751 г основал большую знаменитую «Энциклопедию». Для просветителей было типичным,что их интересовало всеобщее знание[7].

Латынь перестаёт быть научным языком – на ней только и преподавали и писали до начала 18 века – и наеё место приходит французский[8]. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках.Среди учёных разгорелся тогда большой спор о языках: могут ли современные языки вытеснить латынь.

Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук,которые тогда переросли в отдельный жанр литературы[12]. Как уже говорилось, большие открытия случились ещё до первой научной революции. Они связаны средипрочего с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона,

Коперник (1473-1543): наиболее известен как автор гелиоцентрической

системы мира, положившей началопервой научной революции.

· Галилей (1564-1642): изучал проблему движения,

открыл принцип инерции, закон свободного падения тел;сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа.

· Кеплер (1571—1630): установил три закона движения

планет вокруг Солнца, создал первуюмеханистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики.

· Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической

механики, математическисформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планетвокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в.),создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физическойреальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновыхпредставлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (методпринципов)— мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическуюмеханику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории,сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.

Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив ихот мифологических и религиозных схоластических толкований. Её недостаток — исключение эволюции,пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования(химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики.Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в.она утратила статус общенаучной.

Джероламо Кардано внёс значительный вклад в развитие алгебры, Франсуа Виет основоположниксимволической алгебры, Рене Декарт и Пьер Ферма внесли свой вклад в развитие математики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: