Бхакти-шастры
Цель курса — дать основу, которую человек будет углублять последующим знанием.
Адхикар (квалификация) для понимания Бхагавад-гиты — теоретически понять, что Кришна - это личность.
Цель Бхагавад-гиты — научить человека бхакти-йоге и помочь ему вернуться в духовный мир.
Семнадцатая глава (религиоведение)
День первый
Связь между шестнадцатой и семнадцатой главами: шестнадцатая глава рассказывает о демонах, которые открыто отвергают шастры. Семнадцатая глава рассказывает о демонах, которые не следуют Ведам, но поклоняются с верой кому-нибудь.
Домашнее задание:
Прочитать стихи с 1 по 13 и ответить на вопросы:
— Какие демоны более опасны: те, кто отвергает Веды, или те, кто пользуются ими с неправильным (демоническим) сознанием?
— Какие три вида веры вы знаете? Как можно сменить вид веры на более высокий?
— Во что верят люди, находящиеся под влиянием гун материальной природы? Приведите примеры из своего собственного опыта.
— Какие виды жертвоприношений склонны совершать люди в гуне благости, страсти и невежества? Каковы результаты этих жертвоприношений?
|
|
Раздел — Что такое вера
1 стих. Вопрос Арджуны: «Что будет с людьми, которые поклоняются в благости, страсти и невежестве?»
Научный подход к религии: в стихе 4.39 Кришна говорит, что при поклонении главное — вера. Арджуна хочет узнать: что будет с людьми, которые поклоняются в благости, страсти и невежестве? Необходимо смотреть на то, в какой гуне человек поклоняется (не на пышность поклонения, не на обряды). От гуны, в которой поклоняется человек, зависит результат его поклонения.
2 стих. Ответ Кришны: «Люди поклоняются в разных гунах в зависимости от обусловленности».
Существует тот, кому поклоняются (шраддха), и то, как ему поклоняются (ягья). Объект поклонения может быть в разных гунах, и поклоняться каждому объекту можно в трёх гунах природы.
3 стих. Вера — это природа души.
Вера — убеждённость в чем-либо. Вера помогает человеку действовать. Вера является точкой отсчёта. Существуют разные убеждения, потому что существуют разные желания. Изменения гун меняют желания, и в результате меняются убеждения. Как определить, у кого более правильные убеждения: там, где больше счастья в жизни, убеждения более правильные (судят по плодам).
Вера — (поклонение) признание зависимости от личности. Мы всегда нуждаемся в ком-то или в чём-то для получения счастья. Когда человек признаёт свою зависимость от кого-то, он таким образом двигается к гуне благости, такой человек начинает следовать принципам, признаёт законы.
саттва-анурупа – шраддха возникает из благости (само желание поклоняться — это гуна благости)
|
|
шраддха-майо 'йам пурушо – шраддха — неотъемлемое свойство души.
Теряя свою изначальную веру в Кришну, душа начинает верить в то, что говорят ей гуны природы.
4 стих. Каждый человек поклоняется в соответствии с гуной, которой обусловлен. Гуна соединяет человека с объектом поклонения (в кого верю, того и ставлю на алтарь). Не чистый человек (тот, у кого материальные желания) не может поклоняться истинному Богу. Чистый человек (тот, у кого нет материальных желаний) поклоняется истинному Богу. Последователи таких людей тоже поклоняются истинному Богу. Необходимо стать последователем человека, у которого нет материальных желаний.
Поклонение в невежестве — поклонение чему-то непонятному, в темноте, много и бесплатно.
Поклонение в страсти — поклонение сильным, тем, кто даст конкретные плоды.
Поклонение в благости — поклонение гармонии мира, чтобы всё было правильно.
5–6 стихи. Ответ Кришны: если человек поклоняется не по шастрам, он — демон.
7 стих. По пище можно понять, в какой гуне человек выбирает объект поклонения.
Ягья, тапа и дана – это проявления религиозной жизни.
8 стих. Пища в благости продлевает жизнь, улучшает здоровье, приносит счастье, очищает сознание.
9 стих. Пища в страсти — чрезмерно кислая, соленая и т.д. (дукха, шока, ама)
10 стих. Пища в невежестве — протухшая, безвкусная, старая.
Прасад — пища в гуне благости (в соответствии с шастрами), предложенная Кришне (комм. к 10 стиху).
Раздел — Что такое религия. Религия состоит из даны, тапы и ягьи
Как (в какой гунне) человек поклоняется. Ягья, тапа и дана (как проявляется духовная жизнь).
11 стих. Поклонение в благости — из чувства долга, в соответствии с шастрами, не продиктовано корыстным желанием (из чувства долга — человек понимает, что он что-то получил и надо отблагодарить). Результат — очищение.
12 стих. Поклонение в страсти — по шастрам с желанием выгоды (я вам столько сделал, теперь вы мне должны). Результат — материальные плоды.
13 стих. Поклонение в невежестве — вопреки шастрам, без веры. Результат — усиливает демонические наклонности (комм.).
День второй
Домашнее задание:
Прочитать стихи с 14 по 28 и ответить на вопросы:
— Приведите примеры аскезы в каждой из трёх гун. Приведите примеры благотворительности в каждой из трёх гун.
— Объясните, что значат слова "ом тат сат".
Аскеза – добровольное ограничение (уменьшение своего комфорта) тела, ума и речи.
14 стих. Для тела — пуджа, чистота, прямота, целомудрие, ахимса.
15 стих. Для речи — правдивые и приятные слова, не вызывающие беспокойств.
16 стих. Для ума — удовлетворённость, самообладание, очищение сознания.
17 стих. Аскеза в благости — для Всевышнего, без материальных желаний, с верой.
18 стих. Аскеза в страсти — из гордости, ради почёта, чтобы быть объектом всеобщего поклонения.
19 стих. Аскеза в невежестве — по глупости, самоистязание, направленная на вред другим.
Пожертвования — я помогаю ближнему. Помогать нужно всем, но помогать нужно по-разному.
20 стих. Пожертвование в благости — из чувства долга, достойным людям, в нужное время (просто помогая бедным, человек не приближается к духовному совершенству). (комм.)
21 стих. Пожертвование в страсти — пожертвование ради выгоды.
22 стих. Пожертвование в невежестве — без внимания, без уважения, недостойным людям, в нечистом месте.
раздел — Поклоняйся ОМ ТАТ САТ в гуне благости
23 стих. ОМ ТАТ САТ — обозначение Всевышнего. Поклоняться нужно так, чтобы удовлетворить Его.
24 стих. ОМ — этот слог обозначает Всевышнего Господа.
25 стих. ТАТ — определяет деятельность без желания получить результат. Единственная цель такой деятельности — вернуться домой, назад к Богу.
|
|
26–27 стихи. САТ — определяет цель. Цель — это вечная природа Господа. Словом Сат называют также того, кто действует с пониманием вечной природы Господа (садху).
28 стих. Всякая деятельность, совершённая без веры во Всевышнего, не приносит трансцендентного результата, такая деятельность временна и не приносит результата ни в этой жизни, ни в следующей.
Вывод: Деятельность, направленная на удовлетворение Господа Кришны, выводит человека из-под влияния трёх гун и приводит к вечной жизни.
Стихи наизусть:
17. 28
ашраддхайа хутам даттам
тапас таптам критам ча йат
асад итй учйате партха
на ча тат претйа но иха
Любые жертвоприношения, пожертвования или тапасья, совершенные без веры во Всевышнего, о сын Притхи, преходящи. Их называют асат, и они не приносят блага ни в этой жизни, ни в следующей.