Необдуманный поступок

Жалейкин

(По рассказу Николая Сладкова)

Добрый мальчуган

Жалейкин — мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.

Происшествие на пруду

Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.

Необдуманный поступок

— Вот неряхи! — вскричал Жалейкии— Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.

Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.

Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки. А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.

Хотел Жалейкан как лучше, а вышло — хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!

Всякое дело с умом делать надо, но уж если одно делаешь, то другое не порть!

 

 

Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Обведите кружком номера всех правильных ответов.

1.КОГДА ЖАЛЕЙКИН ВИДИТ РЯДОМ ЗЛО, ХОЧЕТСЯ ЕМУ:

1) Ругаться 5) Кричать

2) Плакать 6) Вмешаться

3) Всё исправить 7) Драться

4) Сделать доброе дело

 

2.ПРИБЕЖАЛ ОДНАЖДЫ ЖАЛЕЙКИН НА:

1) Озеро 4)Море

2) Берег 5) Реку

3) Пруд 6) полянку

3.ЖАЛЕЙКИНА ВОЗМУТИЛО В ПОВЕДЕНИИ ТУРИСТОВ

1) то, что они шумели

2) то, что они пели песни

3) то, что они не залили костёр

4) то, что они не собрали бумажки и тряпки

5) то, что они не закопали банки и склянки

 

4.ЖАЛЕЙКИН СОБРАЛ ВЕСЬ МУСОР И БРОСИЛ

1) в мусорный бак 4) в свой рюкзак

2) в реку 5) в море

3) в коробку 6) в пруд

 

5.ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКА ЖАЛЕЙКИНА:

1) стал бережок чистеньким и красивым

2) купальщики порезали о склянки ноги

3) рыболовы порвали об острые склянки лески

4) рыболовы поломали о банки крючки

5) рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться

6) люди обрадовались чистоте на берегу пруда

 

6.ПОСТУПОК МАЛЬЧИКА МОЖНО НАЗВАТЬ

1) хорошим и обдуманным

2) плохим и обдуманным

3) глупым, необдуманным

4) плохим и необдуманным

5) хорошим, но необдуманным

 

7. ДАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МОЖНО ПОМЕСТИТЬ В СБОРНИК

1) «Рассказы о детях» 4) «Рассказы о животных»

2) «Рассказы о природе» 5) «Сказки о животных»

3) «Русские народные сказки»

 

Граф-схемы https://graphonline.ru/

 

Последовательность работы (Природосообразная технология обучения чтению (А. М. Кушнир)

 

1. Идентификация звука и прописного знака в словах. Учитель называет слово и «пишет» его на глазах у детей, собирая из кубиков, карточек и других готовых форм. При этом акцентируется и обыгрывается то, что слово состоит из звуков, каждый из которых имеет свой графический облик - букву. Продолжительность этапа - один-два урока. Задание на дом: мама или папа должны написать под диктовку ребенка, на глазах у ребенка десятка два слов.

2.1. Репродукция детьми слов-эталонов с помощью кубиков, карточек и других готовых форм. Учитель пишет «психологически близкое слово» на доске или показывает на плакате, а дети собирают это слово из букв на карточках, кубиках и в других готовых формах. Одного-двух уроков достаточно, чтобы возникла устойчивая связь между звуками, образующими слово, и буквами, отображающими слово. 2.2. Раскрашивание сюжетных картинок типа комиксов с надписями цветными карандашами или фломастерами.

3.1. Освоение движения по строке. Ребенок показывает рукой прописной текст слово за словом, строку за строкой, а учитель озвучивает его в предлагаемом учеником темпе. Дети, сменяя друг друга, без пауз на приближение к доске работают с учителем, а остальные в это время пытаются делать то же самое, проецируя руку на текст. Два-три урока позволяют сформировать навык движения по строкам, а также появляется понимание полной зависимости звучания от того, что написано. 3.2. Раскрашивание сюжетных картинок типа комиксов с надписями авторучками с цветными стержнями. 3.3. Домашние сочинения, написанные рукой родителей. Не допускается стилевое вмешательство родителей в текст.

4.1. Освоение идентификации звучащего текста с графическим (прописным). 4.2 Учитель следует указкой по прописному тексту, звучащему с магнитофона, показывает, что звучит сию минуту. Дети делают то же самое, проецируя пальчик на экран (плакат). Учитель озвучивает пока еще в медленном темпе текст, а дети у доски или экрана, сменяя друг друга, пытаются удержаться на строке рукой или указкой, следуя по ней в темпе чтения учителя. Остальные дети делают то же самое, проецируя пальчик на текст. Требуется, как правило, до пяти уроков такого тренинга с детьми, не умевшими читать, чтобы сформировался первичный навык или полное понимание задачи. 4.3. Копирование на кальку сюжетных рисунков типа «Картинок Бидструпа».

5.1. Дети один за другим переходят к книге, где продолжают следовать пальчиком по прописному тексту за чтением учителя. 5.2. «Печатание» - копирование на кальку «печатными» буквами коротких актуальных текстов типа анекдотов, юморесок, занимательных задач и загадок, модных песен, частушек, пословиц и поговорок, набранных курсивом. 5.3. «Печатание» - списывание печатными буквами коротких актуальных текстов.

6.1. Автоматизация следования пальчиком по прописному тексту за звуковым ориентиром с темпом до 60 слов в минуту. 6.2. Копирование актуальных прописных текстов на кальку по графическому ориентиру. Используются прописные тексты без соединений между буквами и со знаками (точка и стрелка), обозначающими начало и направление движения в наиболее сложных для написания графемах.

7.1. Чтение со звуковым ориентиром прописных текстов одними глазами с темпом до 60 слов в минуту. Дети перестают держать пальчик на строке и справляются с процессом одними глазами. Глаза больше не нуждаются в тренере-руке. (Отдельные дети продолжают работать с пальчиком.) 7.2. Письмо на кальке по графическому ориентиру актуальных текстов. Используются содержательные прописные тексты с выделенными цветом соединениями. 7.3. Документирование детских выступлений на уроках устного слова и природоведения с помощью магнитофонной записи уроков. Тиражирование записей, с тем чтобы они стали «обиходной мелочью школьного быта». Продолжается до завершения начальной школы.

8.1. Чтение вслух со звуковым ориентиром знакомых и популярных (любимых детьми) стихотворных прописных текстов с темпом до 60 слов в минуту (одновременно с данным видом работы на уроках чтения). 8.2. Письмо на кальке с графическим ориентиром. Копирование прописных текстов с актуальным содержанием. Используется стандартное слитное написание текстов-опор. 8.3. Коррекция качества устных выступлений. Ребенку выдается запись урока устного слова с заданием, оценить (проранжировать) все выступления, кроме своего, по трем критериям: содержательность, артистичность, культура речи.

9.1. Списывание интересных прописных текстов - письмо с графическим и(или) орфографическим ориентиром (письмо со зрительной опорой, списывание прописных и(или) печатных текстов). 9.2. Подготовка рефератов для уроков устного слова посредством выделения (подчеркивания) наиболее значимых мест текстов для зачитывания. 9.3. Поощрение в устных выступлениях элементов авторской передачи материала: интонация, выражение собственного отношения к информации, использование личного опыта.

10.1. Письмо с орфографическим ориентиром - списывание актуальных печатных текстов. 10.2. Реферирование актуальных материалов - подготовка выступлений и докладов для уроков устного слова и природоведения. Поощряются «быстрые» способы компилирования материала - применение наряду с письмом вырезок, закладочек в нужных местах первоисточников и т.д. То есть не письмо ради письма, а письмо в контексте деятельности с завершенной мотивационной основой деятельности, имеющей социально или лично значимый продукт не в виде гипотетичного будущего умения писать, а в виде конкретного текста - подбора материалов, который непременно будет востребован значимыми другими или самим ребенком.

11.1. Диктанты со зрительной опорой - письмо со звуковым, графическим или орфографическим ориентиром (прописной или печатный текст в зависимости от уровня ученика). Дети пишут под диктовку магнитофона с темпом до 40 слов в минуту, имея текст перед глазами. 11.2. Фактографическое, выборочное конспектирование на уроках устного слова. 11.3. Отслеживание и поощрение устных сочинений на уроках устного слова, когда вместо реферата начинают проклевываться сюжетно и эмоционально сформированные выступления с выраженной авторской позицией.

12.1. Диктанты со зрительной опорой с темпом до 40 слов в минуту. Дети пишут под диктовку магнитофона, постепенно все меньше и меньше нуждаясь в зрительном графическом или орфографическом ориентире. С момента, когда две трети детей начнут справляться с рекомендуемым темпом, последний медленно растет до 60 слов в минуту. Отставание детей от темпа диктовки - дело запланированное. Звуковой ориентир в данном случае «тянет» за собой темп письма, а успешность деятельности обеспечивается зрительной опорой. 12.2. Максимально подробное конспектирование на уроках устного слова. Продолжается на уроках устного слова и природоведения (организованных по принципам уроков устного слова) до завершения начальной школы.

13.1. Устойчивое освоение учеником письма под диктовку с темпом до 60 слов в минуту - основа для его перехода на этап изложений со зрительной опорой. «Напиши короче и красивее» (в смысле художественном, а не графическом), такую инструкцию может использовать теперь учитель. 13.2. Подготовка развернутых рефератов на актуальные темы по материалам, предоставляемым учителем.

14.1. Разработка развернутых планов и написание по ним изложений по произведениям, увиденным или услышанным один раз (используются видеофильмы, телепередачи и радиопередачи). 14.2. Самостоятельный подбор материалов и подготовка на их основе развернутых рефератов на темы, предлагаемые учителем.

15.1. Написание изложений и сочинений по читаемым произведениям со значительной степенью авторства ребенка - авторства впечатлений, суждений, позиции, стиля и других аспектов письменной деятельности. 15.2. Разработка учителем и учеником индивидуальных самообразовательных циклов, ориентированных на специализацию ребенка в определенной области знаний. Самостоятельная подготовка учеником рефератов и выступлений в сфере своей специализации. Формирование и развитие индивидуальных информационных пространств.

16.1. Авторское письмо. Работа над стилистикой и выразительностью письменной речи. Сочинение рассказов, написание очерков и статей, исследовательских отчетов и т.п. 16.2. Совершенствование качества выступлений на уроках устного слова. Организуется как «закадровая» работа через аналитическую оценку выступлений друг друга по критериям, предложенным учителем (содержательность, убедительность, артистичность и т.д.), на основе магнитофонных записей.

Показ грамматического феномена. Все случаи, встречающиеся в тексте, выделены цветом, размером или подчеркнуты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: