Лекция: Развитие русской культуры в 20-30-е гг

           В этот период в советском государстве проходила "культурная революция". Идеологом этого процесса стал В.И. Ленин. Главным в культурной революции он считал переработку культуры, созданной предыдущими поколениями, в пролетарскую культуру. Была поставлена цель идеологизации культуры и подчинение ее потребностям партии, уничтожения инакомыслия и демократизация культуры. Главным мероприятием в этом направлении стала ликвидация неграмотности (после революции 1917г. неграмотными было 2/3 населения страны). В 1919г. был издан Декрет о ликвидации неграмотности среди населения, в 1920 г. - образована Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, в 1923г. - общество «Долой неграмотность!». Работу по организации новой школы возглавили нарком просвещения А.В. Луначарский и Н.К. Крупская. Т.О., всеобщая неграмотность была ликвидирована к 1939г. 

           Изменилась система образования. Запрещались частные школы, религиозное обучение и наказания учащихся. В 1918г. было издано Положение о единой трудовой школе. Была создана сеть бесплатной общеобразовательной школе с совместным обучением мальчиков и девочек. В 1930г. было введено обязательное начальное обучение детей от 8-и лет, созданы средние школы для сельской и рабочей молодежи. Отменялись вступительные экзамены, для поступления в ВУЗ требовался аттестат о среднем образовании. Для сельской и рабочей молодежи с 1919г. образовывались рабоче-крестьянские факультеты (рабфаки) с сокращенными формами обучения, после которых можно было поступать в ВУЗ. Права поступать в ВУЗы лишались дели дворян, купцов и кулаков, высшее образование было доступно только представителям пролетарских сословий.

           Стала формироваться и новая организация науки, основанная на строгой идеологизации. В 1922г. из Советской России было выслано 200 экономистов, философов, богословов, публицистов, чьи взгляды противоречили новой власти ("Философский пароход"). Во второй половине 20 - начале 30-х гг. прошли показательные процессы над группами инженеров и экономистов ("Шахтинское дело", процессы Промпартии, Трудовой крестьянской партии), ложно обвиненных во вредительстве и пособничестве иностранной интервенции. Фактически эти процессы скрывали последствия индустриализации и коллективизации.

           Советская власть сохранила Академию наук, университеты и научные лаборатории. В 1918г. была образована Социалистическая академия общественных наук, а затем институты Маркса-Энгельса, Ленина и Истпарт (Комиссия по изучению истории РКП(б) и Октябрьской революции). Наибольшее внимание уделялось изучению истории партии, восстаний и классовой борьбы. Советская наука развернула широкое изучение природных ресурсов, исследование основных запасов сырья и топлива Кольского полуострова, Сибири и Дальнего Востока. Советская наука стояла на мировом уровне, хотя с 30-х годов стала испытывать трудности из-за свертывания зарубежных контактов. Репрессии 30-х гг. коснулись и ученых. Примером может стать осуждение биолога Н.И. Вавилова – создателя крупнейшей в мире коллекции злаков и родоначальника генетики с России. Вместо него выдвинулся практик Т.Д. Лысенко, обещавший немедленно решить проблему продуктивности сельского хозяйства. Были уничтожены крупнейшие экономисты Н. Кондратьев и А. Чаянов, выдвигавшие альтернативу сталинской коллективизации, давшие научное обоснование принципам Новой экономической политики.

           В конце 20-начале 30-х гг. были распущены отдельные объединения и образованы единые творческие союзы: Союз советских писателей (председатель М. Горький), Союз советских художников (А. Герасимов), Союз советских архитекторов (К. Алабян). Прежнее разнообразие стилей и методов в искусстве было заменено единственным принципом Социалистического реализма, который отличался идейной установкой художника на победу социализма, обобщенность. Наибольшего внимания советских писателей удостаивалась Гражданская война: «Донские рассказы» и «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Разгром» А. Фадеева, «Чапаев» Д. Фурманова. Затем на первое место вышло описание строительства социализма: «Поднятая целина» М. Шолохова. С середины 30-х гг. писатели чаще обращаются к проблеме героической борьбе русского народа с иностранными захватчиками: «Петр I» А. Толстого. Советское изобразительное искусство началось с плакатной живописи («Окна роста» В. Маяковского) и плана монументальной пропаганды. В 20-30-е гг. преобладала тема революции и Гражданской войны: И. Бродский «Расстрел 26 Бакинских комиссаров», К. Петров-Водкин «Смерть комиссара», К. Юон «Штурм Кремля в 1917 году». В 30-е гг. на первое место выходит тема нового строительства: А. Дейнека «На стройке новых веков», «Даешь тяжелую индустрию». Развивалось декоративно-прикладное искусство: агитационный фарфор с советской символикой, текстиль с индустриальными мотивами. В архитектуре 20-х гг. преобладал конструктивизм, для которого характерно подчинение внешнего облика здания его назначению при отсутствии украшений. В 30-е гг. для архитектуры стала характерна подчеркнутая монументальность – в конструктивистскую архитектуру были добавлены элементы ампира и возрождения (портики, аркады, колоннады).

           Театры, сохранив в репертуаре классику, обратились к темам революции и Гражданской войны (спектакль «Любовь Яровая» К. Тренева). Затем все больше места занимает тема борьбы старого и нового («Клоп», «Баня» В. Маяковского).

           Советское кино быстро прошло путь от немых мелодрам и экранизированной классики к созданию картин, посвященных революционным событиям («Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейн). В кинематографе развивался и комедийный жанр, отражающий победы и преимущества жизни в советском обществе: «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух».

           В развитии массовой советской культуры в 20-30-е гг. важную роль начинает играть самодеятельность. В 1940-1941 гг. прошел Всесоюзный смотр художественной самодеятельности. Многие профессиональные артисты начинали свою карьеру в клубах и Домах культуры. В крупных городах открывались Дворцы пионеров, Станции юных натуралистов и техников. Массовыми стали добровольные спортивные общества, организованные по отраслевому признаку: «Динамо», «Спартак», «Крылья Советов», «Торпедо», «Локомотив». Развился военно-прикладной спорт. Были учреждены почетные значки: «Ворошиловский стрелок», «готов к труду и обороне» (ГТО), «Готов к санитарной обороне» (ГСО). Международные связи советских спортсменов пока были не велики, в основном они осуществлялись в рамках спортивного интернационала – участие в рабочих спартакиадах. В 20-30-е гг. в СССР произошла культурная революция, целью которой была реорганизация культуры и искусства и формирование общества нового советского типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: