Список использованных источников

Контрольная работа

по дисциплине «Антимонопольная служба»

на тему:

«Монополия: понятие, виды. Конкуренция»

 

Работу выполнила:

студентка Комова А.А.

гр. ЗАБ-38.03.04-51          ___________________________(подпись)                     

 

 

Работу проверил:

к.и.н., доцент

В.В. Васильева                     ___________________________(подпись)                    

 

 

Ижевск 2020 г.

Введение

Конкуренция является движущей силой экономики и главным ценообразующим фактором. Во многом от конкуренции зависит производство товаров влияние фирм на рынке товаров и услуг. В современной экономической структуре преобладающие позиции принадлежат крупным производителям, корпорациям, состоящим из огромного количества звеньев и подразделений, имеющих зачастую транснациональный характер(монополия). Рассмотрим данные понятия и их сущность подробнее.

Понятие монополии

Согласно нормой права 7 статьи 4 главы 1 Федерального закона - №135 от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (ред. от 01.03.2020) Монополия это:

Монополистическая деятельность[1] - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

Основная роль монополий или определенных монополистических объединений заключается в осуществлении контроля над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью извлечения монопольных прибылей и установления монопольных цен. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Различают следующие виды монополий [2]:

Закрытая монополия или государственная. Данный вид монополии создан силой законодательных барьеров, которые определяют товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии, компетенцию контролирующего органа, а также формы контроля и регулирования его деятельности.

Естественная монополия существует там, где из-за различных обстоятельств экономия от масштабов производства дает возможность предприятию производить товары и услуги с минимальными средними издержками, чем при производстве несколькими фирмами, но только при условии, что отсутствует близкий заменитель, также естественная монополия ограничивается состязательностью и конкуренцией.

Открытой монополией называется монополия, в которой фирма становится единственным поставщиком продукта, причем она не имеет каких-либо специальных ограничений от конкуренции. Данная монополия может возникать из-за прорыва в создании нового продукта, либо это может быть бренд или какой-нибудь сформировавшийся авторитет.

Ресурсная монополия. То же, что и закрытая монополия, которая владеет ограниченным ресурсом. Ограничение обычно, в этом случае, связано с издержками.

Данное видовое разграничение монополий носит условный характер, так как некоторые фирмы могут одновременно принадлежать к нескольким видам монополий.

Существует еще такое понятие, как чистая монополия – это ситуация, при которой существует единственный продавец товара, причем этот товар незаменим и не имеет близкого заменителя в других отраслях.

В настоящее время чистые монополии встречаются редко, чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Этот вид монополии может существовать только при покровительстве государства, причем они присущи больше местным рынкам, чем общенациональным. Кроме того, понятие чистой монополии считают абстракцией, так как имеется много товаров, не имеющих заменителей.

Черты чистой монополии:

а) много покупателей и всего одна фирма (на рынке имеется единственный производитель, который реализует свой товар множеству мелких покупателей) В таком случае, если на рынке единственному продавцу противостоит единственный покупатель, то данный рынок называется двусторонней монополией;

б) отсутствие товаров-заменителей, т. е. нет подходящих заменителей товара;

в) отсутствие свободы входа на рынок или в отрасль, почти непреодолимые барьеры на входе.

г) фирма-монополист, устанавливающая цену на производимый товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность;

д) совершенная информированность.

Понятие конкуренции

Согласно нормой права 7 статьи 4 главы 1 Федерального закона - №135 от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (ред. от 01.03.2020) конкуренция это:

 Конкуренция[3] - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

Виды конкуренции [4]

Конкуренция может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами производства) и межотраслевой (между товарами различных отраслей); также ценовой и неценовой.

Ценовая конкуренция – продажа товаров и услуг по ценам, которые гораздо ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет уменьшения прибыли, либо за счет снижения издержек, что позволяют себе только крупные фирмы.

Неценовая конкуренция – продажа товаров более высокого качества и надежности, которые достигаются техническим превосходством.

В зависимости от образа действий конкурирующих сторон различают совершенную и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция – состояние рынка, при котором имеется большое количество продавцов и покупателей, которые являются производителями, каждый из которых не может диктовать свои условия покупки и продажи товаров и занимает относительно малую долю на рынке. Предполагается информирование о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других местах. В рынке совершенной конкуренции отсутствует власть производителя над рынком и ведется установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Несовершенная конкуренция – вид конкуренции в условиях, когда отдельные производители имеют определенные возможности контролировать цены на продукцию, которую они производят. Формами несовершенной конкуренции являются монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Признаки несовершенной конкуренции таковы:

демпинговые цены;

ценовая дискриминация;

создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров;

разглашение и использование конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации;

умалчивание важной для потребителя информации и тд.

Заключение

Итак, в данном реферате мы дали определение монополии, рассмотрели ее роль в экономике, а также описали виды монополии и конкуренции.

Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии.

Я считаю, что полезно различать характерные черты чисто конкурентного рынка и особенности других основных моделей рынка, таких как монополистическая конкуренция и олигополия.

В своей работе я выяснила, что рынок будет совершенно конкурентным в том случае, если будут выполняться условия: наличие многих продавцов; однородность продуктов; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него, а также совершенно независимые решения со стороны, как потребителей, так и производителей.

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) (в действующей редакции)

2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

3. Антимонопольное (конкурентное) право [Электронный ресурс]: учебник / К.А. Писенко [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. — 420 c. — 978-5-93916-475-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/45216.html

4. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Том 2 [Электронный ресурс]: монография / В.И. Якунин [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Научный эксперт, 2009. — 352 c. — 978-5-91290-067-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5747.html

 


[1] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "О защите конкуренции"

[2] Антимонопольное (конкурентное) право [Электронный ресурс]: учебник / К.А. Писенко [и др.].

[3] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "О защите конкуренции"

[4] Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Том 2



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: