01.04.2020
Тема урока: «Приемы умножения и деления на 10» (урок № 107)
Тип урока: овладение новыми знаниями.
Цели: познакомить с приемами умножения и деления на 10. Совершенствовать вычислительные навыки устного счёта, умение решать задачи, развивать внимание и логическое мышление.
- Какое правило взаимосвязи компонентов и результата действия вы изучили на прошлом уроке? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель)
- На сегодняшнем уроке мы продолжим учиться выполнять умножение и деление чисел и познакомимся с новым приёмом.
Откройте в учебнике с. 74 и прочитайте задачи урока.
- Прочитайте объяснение вычислительного приема рядом с красной чертой.
- Что вы можете сказать о наших выводах и выводах в учебнике? (От перестановки множителей результат умножения не изменяется. Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой).
Работа в тетради.
Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите:
|
|
31 марта
Классная работа.
10
70
Цифра вроде буквы О —
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это — десять.
- Какое число будем прописывать? (10)
- Что можно сказать о числе 10? (чётное, двузначное, круглое, 1 десяток, 0 ед., в числовом ряду стоит после числа 9, перед числом 11)
-Что в жизни бывает круглым? (Солнце, арбуз, мяч, часы, пуговица и т.п.)
-А в математике? (Круг, шар, числа)
-Какие числа называют круглыми? (Круглыми называют числа, оканчивающиеся на ноль).
-Назовите все круглые числа в числовом ряду до 100? (10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90).
-Назовите самое маленькое круглое двузначное число? Самое маленькое круглое трехзначное число? (10; 100).
- Прописываем число 10 через клеточку.
(Прописная цифра 1. - Начинают писать маленькую палочку немного выше и правее центра клетки, ведут линию вверх к правому верхнему углу клетки. Затем пишут большую палочку от верхнего правого угла почти до середины нижней стороны клетки.
Прописная цифра 0. - Овал начинают писать немного левее правого верхнего угла клетки. Ведут линию вниз, закругляя на середине нижней стороны клетки. Затем ведут руку вверх к началу овала.)
- №1 стр.74
Составление таблицы. (Устно)
- Как связаны между собой четыре столбика примеров? (При составлении 2 столбика используется переместительное свойство умножения, при составлении 3 и 4столбика – правило о том, что если значение произведения разделить на один множитель, то получится другой множитель).
- Ребята, какой вывод мы можем сделать об умножении и делении на 10? (Вывод: при умножении на 10 к числу справа дописывается 0.
При делении на 10 у числа 0 убирается!)
|
|
. Что мы сейчас делали? (Выявили правило умножения и деления на 10.)
Физминутка.
Закрепление изученного материала.
. Читаем условие задачи на стр.74 № 3.
Задача №3.
- Прочитай задачу про себя.
- Прочитай вслух.
- Сколько пирожков раскладывал повар? (40)
- Как он их раскладывал? (Поровну).
- Что значит «поровну»? (На каждую тарелку одинаковое количество).
- Как будем раскладывать пирожки на 10 тарелок? (По 1 пирожку на каждую тарелку).
- Сколько пирожков оказалось на каждой тарелке? (1)
- Поровну разложили все 40 пирожков? (Нет).
- Уточните, как будем раскладывать пирожки? (До тех пор, пока все не закончатся).
- Сколько пирожков стало на каждой тарелке? (По 4 пирожка).
- Запишите решение задачи и ответ.
40:10=4 (п.)
Ответ: на каждой тарелке по 4 пирожка.
- Что обозначает число 40? (Количество пирожков)
- Что обозначает число 10? (Количество тарелок)
-Что обозначает число 4?(Сколько пирожков на каждой тарелке).
- Решим 2 задачи обратные данной (с помощью магнитных рисунков составляем условие задач).
1. Повар разложил 40 пирожков на тарелки. В каждой тарелке получилось по 4 пирожка. На сколько тарелок повар разложил пирожки?
40: 4 = 10 (т.)
Ответ: на 10 тарелок.
- Что обозначает число 40? (количество пирожков)
- Что обозначает число 4?(Сколько пирожков на каждой тарелке).
- Что обозначает число 10? (Количество тарелок)
2. Повар разложил на 10 тарелок пирожки. В каждой тарелке получилось по 4 пирожка. Сколько всего пирожков было?
10 * 4 = 40 (п.)
Ответ: 40 пирожков всего.
- Что обозначает число 10? (Количество тарелок)
- Что обозначает число 4?(Сколько пирожков на каждой тарелке).
- Что обозначает число 40? (Количество пирожков)
- Молодцы! Что мы сейчас с вами делали? (Решали задачу и составляли задачи обратной данной).
Выполнение №4 (с.74)
- Что такое квадрат? (Прямоугольник, у которого все стороны равны)
- Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон)
- Как найти периметр квадрата? (Сложить длины всех сторон)
- Прочитайте задание №4 на стр.74.
- Какая формула периметра квадрата? (Р = а + а +а +а
Р = а * 4)
- Чему равен периметр квадрата по условию задачи? (20 см.)
- Подставьте это значение в равенство (а * 4 = 20.)
- Что у вас получилось? (Уравнение.)
- Решите уравнение и узнайте длину стороны этого квадрата.
а * 4 =20
а = 20:4
а =5
Ответ а = 5 см.
- Молодцы! Что мы сейчас делали? (Закрепляли изученный материал)
Примеры из №5 с.74. Решаем в столбик.
Подведение итогов урока.
- Какую тайну математики вы сегодня открыли? Чему научились? Всем ли было легко? Какие трудности испытывали? (Мы освоили приемы умножения и деления на 10.)
-Какое правило использовали при умножении числа на 10? (При умножении на 10 к числу справа дописывается 0.)
-Как находить результат при делении круглого числа на 10? (При делении на 10 у числа 0 убирается.)