III. Закрепление изученного

Урок теоретического обучения

Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна  olga.teplyakova.67@mail.ru

УПВ.01 Обществознание (включая экономику и право)

 Дата 13.04.2020

Курс: 1 Группа 4 Специальность 23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

Тема программы: Раздел 5. Экономика

Тема урока:  урок 80. Уровень и виды безработицы.

Форма работы: электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: формировать представления об одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики безработице, её последствиях и мерах государственного регулирования.

Задачи урока:

 сформировать у обучающихся представления о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, а также мерах её государственного регулирования;

 развивать умение поиска и выделения необходимой информации в источниках различного типа, умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.

 

Литература: учебник. Обществознание. 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И.

https://docs.google.com/viewer?url=https%3A%2F%2Fs.11klasov.ru%2Findex.php%3Fdo%3Ddownload%26id%3D147%26viewonline%3D1

 

 

Основные понятия: занятые, безработица.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Ответь на вопросы устно:

Безработица – зло или благо для рыночной экономики?

Способно ли государство справиться с безработицей?

Как не оказаться безработным?

II. Изучение нового материала. Составить конспект.

План.

1. Причины, виды и формы безработицы.
2. Государственная политика в области занятости.

 


Причины, виды и формы безработицы.

Дать определение понятий (запиши в тетрадь)

Экономически активное население (совокупная рабочая сила) – всё трудоспособное население.

Занятые – та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.

Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.

В РФ безработными признаются граждане, которые

не имеют работы и заработка зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы готовы приступить к работе

Содержание таблиц перенести в тетрадь

Причины безработицы

Завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы
Низкий спрос на рабочую силу
Негибкость, характерная для рынка труда

Основные виды безработицы

Фрикционная

Временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую
– смена места жительства; – недовольство зарплатой; – разочарование в профессии. Особенность – непродолжительность.

Структурная

Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации
– изменение коньюктуры рынка по отраслям и регионам. Особенность – исчезновение и появление профессий.

Циклическая

Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства
– возникает в период спада; – исчезает или сокращается в период подъёма. Особенность – привязана к продолжительности фаз экономического цикла.
Сезонная Невозможность работника работать в определённое время (сезон года)

фрикционная безработица + структурная безработица = естественный уровень безработицы

Основные формы безработицы

Открытая   Человек трудоспособного возраста не имеет постоянной работы и источника доходов, но активно их ищет
Скрытая   Работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства
Текучая   Связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда
Застойная   Длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временный, случайной работы

III. Закрепление изученного.

Решить тест.

1. Граждане страны И. долгое время не могут найти работу по специальности, поскольку изменился спрос на рабочую силу: ряд профессий устарел и стал невостребованным. длительная безработица чередуется с краткими периодами временной, случайной работы. Выберите из приведённого ниже списка характеристики безработицы в стране И. и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) скрытая 2) сезонная 3)застойная 4) структурная 5) фрикционная 6) открытая

2. Повышение уровня безработицы в традиционных отраслях и наличие свободных мест в сфере высоких технологий и услуг отражает ситуацию на рынке

1) фондовом 2) капитала 3) труда 4) товаров и услуг

3. Верны ли следующие суждения о причинах возникновения структурной безработицы?

А. Причиной возникновения структурной безработицы является рост спроса на трудовые ресурсы

Б. Причиной возникновения структурной безработицы является наступление определённого времени года

1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Циклическая безработица максимал ьна:

1) на пике экономической активности 2) в нижней точке спада экономической активности

3) в период оживления экономической активности 4) в период стабильного экономического развития

5. Наиболее вероятной причиной безработицы является:

1) монополизация отдельных отраслей экономики 2) спад производства

3) увеличение числа частных (негосударственных) предприятий

4) усиление конкурентной борьбы между производителями

6. Естественный уровень безработицы составляет:

1)фрикционная безработица 2) сумма фрикционной и циклической безработицы

3) сумма структурной и циклической безработицы4) сумма фрикционной и структурной безработицы

7. Застойная безработица в отличие от других видов и форм безработицы:

1) отражает неспособность государства эффективно использовать труд

2) охватывает наиболее профессионально неподготовленную часть трудовых ресурсов

3) приводит к потере профессиональных знаний и навыков работников

4) способствует замедлению темпов экономического роста

8. Верны ли следующие суждения о безработном?

А. Человек не считается безработным, если он временно уволен

Б. Человек не считается безработным, если он ожидает выхода на новую работу

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9.Верны ли следующие суждения о циклической и фрикционной безработице?

А. Циклическая безработица возникает в результате спада производства

Б. Фрикционная безработица охватывает работников, ищущих или жаждущих получения работы в ближайшее время или в будущем

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10.Фрикционная безработица в отличие от других форм и видов безработицы:

1) порождается процессами, происходящими в масштабах всей экономики страны

2) сопровождает нормально организованную экономику

3) носит долговременный характер 4) относится к сфере макроэкономики

 

11. Кто может претендовать на получение пособия по безработице?

 

1) строитель, утративший трудоспособность в результате производственной травмы

2) многодетная мать, которая не работает и не ищет работу

3) бухгалтер, который не работает, но ищет работу

4) электромонтер, работающий неполный рабочий день

 

12. Кто из пе­ре­чис­лен­ных ниже граж­дан является струк­тур­ным безработным?

 

1) уво­лив­ший­ся учитель, рас­счи­ты­ва­ю­щий найти более лег­кую работу

2) женщина, на­хо­дя­ща­я­ся в от­пус­ке по уходу за ребенком

3) шахтер, уво­лен­ный в связи с за­кры­ти­ем нерентабельной шахты

4) медсестра, пе­ре­ехав­шая с мужем в дру­гой город

 

13. Повторяющиеся спады производства порождают безработицу

 

1) сезонную 2) структурную 3) циклическую 4) фрикционную

 

14. К неэкономическим отрицательным последствиям безработицы относится

 

1) рост числа правонарушений 2) повышение конкуренции на рынке труда

3) недополученный выпуск продукции

4) уменьшение шансов найти высокооплачиваемую работу в будущем

 

15. Спрос на услуги специалистов по рекламе формируется на рынке

 

1) информации 2) товаров и услуг 3) капитала 4) труда

 

16. Гражданка Р., ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный бухгалтер после про­дол­жи­тель­но­го перерыва в ра­бо­те не может найти ра­бо­ту по специальности. От пред­ло­жен­ных ей ва­кан­сий секретаря и кон­сьерж­ки она от­ка­за­лась и ожи­да­ет предложений по специальности. При­ве­ден­ный пример ил­лю­стри­ру­ет безработицу

 

1) фрикционную 2) сезонную 3) циклическую 4) структурную

 

17. Повышение вос­тре­бо­ван­но­сти специалистов в об­ла­сти юридических наук ил­лю­стри­ру­ет ситуацию на рынке

 

1) труда 2) инноваций 3) средств производства 4) капиталов

 

18. Экономический кри­зис привёл к за­кры­тию предприятий и росту без­ра­бо­ти­цы во мно­гих отраслях. Какой вид без­ра­бо­ти­цы иллюстрируется этим примером?

 

1) структурная 2) фрикционная 3) циклическая 4) сезонная

 

IV. Домашнее задание

§9, стр.65 - 67 –з. 1, 2 анализ - устно

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: