Года
• Части тела;
• Одежда, обувь, головные уборы;
• Названия транспортных средств (машина, корабль, поезд, трактор);
• Названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова и т.д.);
• Названия диких животных (волк, заяц, лиса и т.д.);
• Овощи и фрукты;
• Некоторые названия растений (деревьев, цветов);
• Части суток (утро, день, вечер, ночь);
• Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер).
Лет
• Времена года и их признаки;
• Эмоции;
• Животные и их детеныши;
• Кто, чем питается;
• Названия некоторых птиц, рыб, насекомых;
• Овощи, фрукты, ягоды, грибы;
• Продукты;
• Посуда;
• Мебель.
Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире
Ø «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
Ø «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
Ø «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
Ø «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
Ø «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
Ø «Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).
Выводы
Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты. И когда будет возможность… чаще гуляйте с детьми. Чем больше усилий для получения нового знания приложит сам ребенок, тем лучше.