Символы политической власти

§ 62

Политическая культура общества

Вспомните: Что такое культура? Каковы функции культуры в обществе? Приведите примеры связи между политиче­ской и духовной сферами.

В обществе, помимо институциональных политических отношений, формируются представления о политике в виде мнений и суждений о политических событиях, научного знания и мифологических образов, ценностных воззрений и рациональных объяснений, которые самым непосредственным образом влияют на поведение людей, вовлечённых в сферу политики. Для обозначения огромного комплекса представлений о политике, хранящегося в памяти народов и постоянно пополняющегося новыми, используется понятие «политическая культура».

Понятие политической культуры

Политическая культура является частью культуры общества. Люди не просто устанавливали правила властного взаимодействия, они запечатлевали их в образах, символах, вырабатывали суждения о справедливости, о наилучших формах общественно-политического устройства и т. д. Так создавалась политическая культура.

Политическая культура — система сложившихся в обществе норм политического поведения, коллективных представлений о политике, политических символов, ценностей, способов оценки и объяснения политических явлений.

Политическая культура — сложное образование. Мы начнём её рассмотрение с символических форм выражения политических отношений. Символы — это знаки или предметы, обозначающие какой-либо объект, явление, процесс. Символами власти у разных народов на определённых исторических этапах считались скипетр и держава. Символами ряда государственных органов могут стать их резиденции. Когда говорят о политике Кремля или Белого дома, мы понимаем, что речь идёт о политике российского или американского президента.

Особое место в политической культуре занимает государственная символика. По установившейся традиции символами государства являются флаг, герб, гимн. Государственная символика позволяет решать сложную задачу идентификации граждан со своим государ­ством. С её помощью люди осуществляют быстрое разграничение на своих и чужих, начинают сопереживать тем, кто выступает под национальными символами. Не случайно главы государств, другие высшие должностные лица появляются перед народом часто на фоне национального флага или герба.

140

Государственные символы России

Символы политической власти

Возникновение политической власти сопровождалось созданием особых отличительных знаков, выделяющих правителей из общей массы. Вождь тхенду (Индия) «выделялся среди окружающих своей внешностью и поведением: это и особый костюм с украшениями в виде черепа обезьяны или из крупных раковин и рогов, это и полное достоинства поведение. Люди приближались к нему в почтительной, полусогнутой позе, не поднимая на него глаз. В некоторых деревнях чистота вождя оберегалась настолько, что ему не давали касаться ногами земли и под его ноги, прежде чем ступить на землю, подстилали листья и ветви».

Цари Древнего Рима являлись перед народом в золотой короне, имитирующей венок из дубовых листьев. Они располагались на сидении, украшенном слоновой костью, одетые в пурпурную тунику, расшитую золотом, и расписной плащ, держа в руках скипетр с орлом. Во время парадных выходов шедшие перед царём служители-ликторы несли фасции – пучок розог с воткнутым в них боевым топором.

Символы власти, создаваемые каждым народом, должны были напоминать населению об особом статусе человека, который ими управляет.

В царской России атрибутами власти были корона, скипетр и держава

В современных обществах, как правило, отсутствует нарочитая броскость одеяния, помпезность. Однако глава государства также обладает символами власти, которые олицетворяют высочайшую ответственность главы государства перед своим народом.

Символами власти Президента в Российской Федерации являются:

Штандарт (флаг) Президента Российской Федерации, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 1994 г. № 319 «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации»

Знак Президента Российской Федерации

 

Специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации. Он хранится в президентской библиотеке в Кремле и покидает её пределы только во время церемонии инаугурации (торжественной процедуры вступления вновь избранного президента на высокий пост)

Ещё одной важной составляющей политической культуры общества являются традиции и обычаи, складывающиеся в политической сфере, политические ритуалы и церемонии.

Политические традиции многообразны: проведение торжественных заседаний по случаю важного для государства события, организация приёмов в честь именитых иностранных гостей, ежегодное обращение главы государства к парламенту. Некоторые традиции уходят в глубь веков и нередко кажутся современному человеку анахронизмом, например выступление королевы Великобритании в парламенте, где она зачитывает речь, подготовленную премьер-министром. Политические традиции указывают на глубокие исторические корни сложившихся в обществе отношений политической власти, помогают формированию в массовом сознании представлений об их устойчивости, незыблемости.

141

Ритуалы и церемонии — формализованные действия, имеющие прежде всего символическое значение: инаугурация президента, ритуал встречи главы иностранного государ­ства, рукопожатие при встрече министров иностранных дел

и т. д. Символические действия появились ещё в древности. Тогда им придавали сакральный смысл. В настоящее время назначение ритуала в политике — показать значимость того или иного события. Торжественное открытие первого заседания вновь избранной Государственной Думы с исполнением гимна страны подчёркивает значение этого события не только для парламентариев, но и для всей страны. Возложение венков главой государ­ства — это символическое выражение отношения к тому или иному историческому событию в истории государства.

Возложение венка Президентом России к Могиле Неизвестного Солдата

Узнайте, в каких случаях происходит возложение венка к Могиле Неизвестного Солдата.

Политическая культура — это также огромный массив представлений о различных гранях политической жизни общества, который создавался и постоянно пополнялся многими и многими поколениями. Эти представления передаются в обществе в виде устных сказаний, письменных сообщений и постепенно обретают над человеком не меньшую власть, чем установленные нормы поведения. К таким представлениям, в частности, относятся стереотипы, мифы и идеологии. Об идеологиях мы подробно будем говорить в следующем параграфе.

142

Культурными факторами, связанными с особенностями предшествующего исторического развития, исключительно трудно манипулировать. Политические институты — в том числе избирательные системы и конституционное устрой­ство — меняются с большей лёгкостью.

Сеймур Липсет (1992–2006) — американский политолог

Стереотипы представляют собой укоренённые в массовом сознании упрощённые суждения о каком-либо политическом феномене. Значение стереотипов состоит в том, что они влияют на то, как мы воспринимаем происходящее в политической сфере. Например, если в массовом сознании сложился стереотип «политика — грязное дело», то возрастает вероятность того, что все действия политиков, даже если они благородны и справедливы, будут оцениваться как корыстные, эгоистичные.

Политические мифы появляются тогда, когда у людей возникает потребность объяснить сложные политические процессы, причины важных политических событий, но при этом они не обладают достаточной информацией либо навыками научной интерпретации явлений. Люди пытаются объяснить происходящее в политической сфере исходя из своего личного, а потому неизбежно ограниченного жизненного опыта либо приписать причины событий сверхъестественным силам. Поэтому миф становится причудливым сочетанием реальности и вымысла. Там, где не хватает знаний и опыта, человек домысливает причины и факторы доступными его образу мышления способами.

Мифологическая конструкция обычно проста и доступна для всех, в том числе для людей, не искушённых в политике и не обладающих специальными знаниями в этой области. В этом причина того, что мифы легко усваиваются и, оседая в глубинах памяти, начинают выполнять важную для человека функцию. Мифы помогают ему найти оправдание насилию со стороны властей и своему положению в системе политических отношений, благодаря мифам он может верить в неизбежность подчинения лидеру-герою и снимать с себя ответственность за всё происходящее в политической сфере.

Миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности и как продукт свободной игры воображения, писал немецкий философ Эрнст Кассиер (1874–1945). Он считал, что новые политические мифы не возникают спонтанно, они не являются диким плодом необузданного воображения. Напротив, они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими «мастерами».

Особое место в политической культуре занимает политический фольклор, существующий главным образом в виде анекдотов и частушек. Обычно такие формы представлений о политике возникают как реакция граждан на политические события или на актуальную политическую ситуацию. В политическом анекдоте даётся карикатурная интерпретация события, ориентированная на то, чтобы вызвать смех у слушателя. Политические анекдоты в отличие от стереотипов быстро меняются по мере утраты актуальности того или иного политического события. Однако за свою короткую жизнь анекдоты помогают людям снизить уровень психологического напряжения, возникающего в ходе переживания какой-либо сложной политической ситуации. Это происходит в результате разрядки, например в виде смеха, вызванного остроумным анекдотом.

В политической культуре отражается отношение людей к политике. Частью политической культуры являются политические идеологии. Подробнее о них вы узнаете в следующем параграфе.

144

Функции политической культуры

Созданная многими поколениями, политическая культура наряду с политическими институтами оказывает регулирующее воздействие на политическую жизнь общества. Характер этого воздействия хорошо виден при рассмотрении функций политической культуры.

Первая функция политической культуры — ценностно-ориентационная. Ядром политической культуры общества являются политические ценности, то есть укоренённые в массовом сознании представления о желаемых формах политического бытия. Ценности являются своеобразным ориентиром для членов общества, поскольку людям свойственно стремиться к лучшему, к тому, что они ценят и чем дорожат. Ценности влияют на выбор целей политического развития общества. Через призму ценностей граждане оценивают деятельность своих правителей.

Устойчивый способ восприятия и оценки людьми окружающего мира на основе усвоенной ранее системы ценностей называется менталитетом. Политическая культура создаёт свой сегмент менталитета народа. Политический менталитет формируется в результате осмысливания народом политического опыта и включает в себя представления о политической реальности, ценностные политические ориентации и установки, влияющие на политическое поведение народа и его представителей.

Вторая функция политической культуры — нормативно-регулятивная. Политическая культура ориентирует людей на такие модели политических взаимодействий, которые соответствуют сложившимся традициям и в данном обществе рассматриваются как правильные, отвечающие принятым ценностям.

145

Индивид, выросший в рамках определённой культуры, как правило, не ощущает на себе внешнего регулирующего воздействия культуры, настолько органично она входит в его внутренний мир. Смысл этой функции постигается при соприкосновении с другой культурой, когда человек, будучи лишённым привычного мира, начинает испытывать затруднения по любому поводу. Такое психологическое состояние

называется культурным шоком. Политический культурный шок может возникнуть не только при соприкосновении с обществом, где сложился иной, непохожий тип политических властных отношений, но и при резкой смене политической системы и легитимирующих её ценностей. Привыкший к устоявшемуся типу политических отношений, человек оказывается не в состоянии понять поведение новых политических лидеров, ориентирующихся на непривычные для него политические ценности и институциональные нормы.

Третья функция политической культуры интегративная. Люди, обладающие однотипными политическими представлениями, сформированными в результате усвоения культурных стереотипов и ценностей, лучше понимают друг друга, им свойственно взаимное тяготение, интеграция в общности. Чем выше однородность представленных в обществе политических ценностей, тем острее люди ощущают взаимную тождественность. Например, укоренение в политической культуре ценностей патриотизма ведёт к сплочению нации, к желанию отстаивать национальные интересы и суверенное право народа на самостоятельный выбор пути своего развития.

Четвёртая функция политической культуры инновационная.

По литическая культура способна не только удерживать ранее сложившиеся образцы поведения, ценности и стереотипы, но постоянно пополняться новыми идеями. В политической культуре соединены воедино не только представления народа о своём прошлом, но и его взгляды на будущее, выраженные в идеалах, утопиях, рационально сформулированных целях и задачах. Эти идеи нередко становятся ориентиром для политических изменений, для поиска новых, более современных форм организации политической власти.

 

Основные понятия

Политическая культура.

Менталитет

 

147

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: