Применение деловых игр на занятиях с детьми младшего школьного возраста

Дмитриева Д.С. Педагог дополнительного образования, МАУДО «Городской дворец творчества детей и молодежи №1», Детский орден милосердия г.Набережные Челны

Цель: получить новые знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме,

Задачи:

- учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.

- отработать приемы активизации мыслительной деятельности.

 

Методы обучения:

Словесный (рассказ, беседа); игра.

Наглядный;

Практическая работа в группах;

Методы контроля и самоконтроля;

Метод рефлексии.

Форма обучения: групповая

Тип занятия: Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Материалы и оборудование: мел, доска, листы А4, цветные карандаши, фломастеры.

Структура занятия

Аспект занятия Механизм ведения Содержание
Мотивационно-ориентированный аспект Приветствие. Беседа. Диалог. Здравствуйте. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами поиграем. Что такое Креативность,? Кто как понимает? Творческое начало есть в каждом человеке. Оно помогает находить интересные нетривиальные решения, создавать новое, выявлять закономерности и несоответствия, реализовываться. Однако, если креативность не развивать, со временем она угаснет. Что это такое Креативность – это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, создавать новое, аккумулировать идеи. В России этот термин прижился благодаря специалистам по маркетингу, которые подразумевали под ним возможность создавать оригинальные идей для продвижения товара. Позже иностранный термин закрепился в психологии и вошел в повсеместный обиход. В широком смысле под креативностью понимается творческое начало, умение находить новые образы, идеи, нестандартно решать типовые задачи.
Содержательный аспект Диалог. Мотивация и стимулирование к групповой работе. Работа со слайдами. Сейчас мы с вами поиграем в несколько игр и проверим, насколько у вас развита креативность. 1. Вымышленное животное Часто техники для развития креативности напоминают детские игры и задания. Это неспроста, ведь люди с самого рождения наделены творческим потенциалом, который у большинства не реализован. Дети еще не привыкли мыслить шаблонно, поэтому действуют интуитивно, полагаются на ощущения. Это врожденная способность у большинства взрослых стерлась. Для ее «оживления» можно воспользоваться упражнением «вымышленные животные». Нужно вооружиться фломастерами и чистым альбомным листом. Далее необходимо изобразить несуществующего зверя, птичку или рыбку придумать название, и описать его. 2. 50 вариантов Задание заключается в том, чтобы придумать 50 нестандартных способов применения обычного предмета. Так, пустую консервную банку можно использовать: · для хранения продуктов; · в качестве меры объема; · для выращивания цветов; · как подслушивающее устройство; · для изготовления поделки. · · 3. Оригинальное название Это задание хорошо выполнять в паре с ребенком. Придумайте новое название привычным вещам. Так, лимон может стать цитрусином, стол – обедником, а форточка – окнушкой. Не ограничивайте себя, проявите фантазию. 4. Письменные пятиминутки Творческое мышление можно развить, выделяя ежедневно несколько минут для выполнения письменных заданий. Их можно придумывать самостоятельно, а можно взять из предложенного списка: · опишите свою любимую игрушку, используя примерно 100 слов; · придумайте рассказ о пустой бутылке; · напишите монолог от лица бабочки, которая недавно была гусеницей; · составьте список 15 причин для развития креативного мышления; · сочините рассказ, используя слова: «ветер», «книга», «небоскреб». · назовите 7 обстоятельств, из-за которых будет стыдно фотографу; · подготовьте инструкцию, как научить ребенка убирать за собой посуду. 5. Ряд ассоциаций Выберите любой предмет в комнате и напишите к нему 5 прилагательных, например, окно: стеклянное, мокрое, белое, большое, соседнее. Затем добавьте еще 5 прилагательных, которые не подходят по смыслу, например, окно: шоколадное, горячее, громкое, быстрое, живое. Сделать это будет труднее, чем первую часть задания, так как мозг привык думать шаблонно. 6. Рисунок обоими руками Включить оба полушария в работу можно, используя простое упражнение. Для его выполнения необходимо взять по фломастеру в левую и правую руку и приступить к рисованию. Важно сосредоточиться на том, чтобы рисунки зеркально отображали друг друга. Не старайтесь сделать идеальную картинку, не зацикливайтесь на результате. Ваша задача сконцентрироваться на самом процессе, действии. 7. Безумства архитектора Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали. Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни. 8. Ассоциации (5+5) Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов). Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.
Рефлексия Анализ проделанной работы, самоанализ. · Ребята, чем мы занимались сегодня с вами? · Что нового вы сегодня узнали? · Что интересного? · Хотите ли вы дальше продолжать изучение этой темы? - Спасибо за занятие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: