Балашовского района Саратовской области

Приёмы и формы работы на уроках родного языка

Грезнева О.В.,

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ с.Родничок им.В.П.Сергеева

Балашовского района Саратовской области

 

Главное предназначение учебного предмета «Русский родной язык» – формирование познавательного интереса и уважительного отношения к родному языку, а через него – к родной культуре, к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Какие же формы и приёмы работы на уроках родного языка можно использовать, чтобы не только дать обучающимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к изучению языка.

Очень важным для учителя является включение в урок приёмов для выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как "Дерево ожиданий", "Фруктовый сад", "Ковер идей", позволяют понять каждого обучающегося, а полученный материал в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода в работе. Обучающимся предлагаются заранее вырезанные из бумаги яблоки, лимоны, разноцветные листы, таблица и т.д. для определения ожидания (что хотел бы получить от урока, обучения в целом и чего опасается). Ребенок записывает и прикрепляет на определенную «поляну», «дерево» и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

Словесные игры: кроссворды, ребусы, обычные загадки - тренируют ум, развивают языковую догадку, помогают лучше понять законы родного языка. Игра со словами – это не только развлечение, но и серьезная работа.

Игра «Волшебная лесенка».

Например, на уроке родного языка в 5 классе по теме «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта». Попробуйте спуститься вниз по лесенке, заполняя каждую ступеньку словом, обозначающим предмет или явления традиционного русского быта. При выполнении этого задания можете пользоваться орфографическим или толковым словарем.

Игра «Верю - не верю»

Хорошо подходит для проверки домашнего задания. Задаются вопросы по теме. Учащиеся соглашаются либо не соглашаются с утверждениями учителя. Вопросы начинаются с фразы: «Верите ли вы, что…».

 

  Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

«Найди пару»

Например, на уроке родного языка в 5 классе на тему «Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки» предлагается соединить части фразеологизмов или пословиц. Побеждает та команда, которая соберет больше.

 

Использование кроссвордов не только разнообразит урок, но и заставляют учащихся мобилизовать все знания, полученные ими во время обучения. Это своеобразный тест на проверку знаний и умений их применить на практике.

Ролевые игры позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы, расширяют контекст деятельности, выступают как эффективное средство создания мотива к диалогическому общению, способствуют реализации деятельностного подхода в обучении, когда в центре внимания находится учащийся со своими интересами и потребностями. Использования данной группы игр на уроке усиливает эмоциональное восприятие материала. Сюжетно-ролевые игры – это эффективный приём работы, вызывающий интерес у учащихся, активизирующий их деятельность, дающий им возможность проявить свои творческие способности.

Ролевые игры, например, тема урока в 5 классе: «Речевой этикет: нормы и традиции». Ролевая игра «Вы пришли в библиотеку (магазин…)». Охарактеризуйте условия общения: С кем будете говорить? Зачем вы пришли? О чем будете говорить? На каком языке? Какое общение будет в этой ситуации? 

Или такой пример, детям предлагается задание: как вы произнесете фразу ВАШ БИЛЕТ в предложенных речевых ситуациях?

А) Кто-то уронил билет, вы его подобрали и ищите владельца. Вы должны обратиться к окружающим.

Б) Вы контролер. Ваша цель-проверить наличие проездных билетов у пассажиров автобуса. Вы поочередно обращаетесь к каждому, требуя показать билет.

В) Поезд прибывает в пункт конечного назначения. Проводник вагона раздает пассажирам билеты. Он вручает билеты поочередно пассажирам.

Рубрика «Любознательным».

В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также информация о науке, изучающей язык. Например, о происхождении слова копейка (родственное слову копье). «Многие слова, обозначающие привычные обыденные понятия, имеют любопытную историю, связанную с их происхождением. Например, название монеты КОПЕЙКА, оказывается, произошло от слова КОПЬЁ: в старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Существительное РУБЛЬ исторически связано с глаголом РУБИТЬ, в Древней Руси при размене крупных серебряных или золотых слитков (брусков) их рубили на части. Это требовалось в том случае, если вещь стоила меньше, чем брусок.

      Прием «Корзина» идей, понятий, имен»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся используется чаще всего на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. Применяемый на стадии «вызова», данный прием актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме, вызывает устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивирует к учебной деятельности.

                              Прием «Кластер»

Прием кластер близок к приему «корзина» идей, понятий. Приём кластер («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке.

Последовательность действий проста и логична:

- посередине чистого листа (классной доски) пишем ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;

- вокруг «накидываем» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);

- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

  Кластер используется  на разных этапах урока:

- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его

- для структурирования этого материала;

- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения

итогов того, что учащиеся изучили.

Чаще всего этот прием используется на стадии вызова и рефлексии.

Система кластеров привлекает тем, что позволяет охватить избыточный объем информации, обобщить предметный материал, увидеть связи между идеями и понятиями. Следующая немаловажная причина - в сравнительно короткий срок можно опросить всех учащихся и выставить оценки.

                     Приём «Верные – неверные утверждения»  

Приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?») хорош тем, что является нетрадиционным и вызывает живой интерес у учащихся. Используется чаще всего на стадии вызова: предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

Затем на одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.

                                     Прием «Синквейн»

Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Синквейн обычно используется на уроке как индивидуальное самостоятельное задание для работы в парах; реже как коллективное творчество и на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

                            

                   Прием «Перепутанные логические цепочки»

Данный прием применяется чаще всего при обобщении темы или на уроках по разделу «Текст как единица языка и речи». Существуют различные варианты применения этого приема.

Вариант 1

Представляет собой модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

Вариант 2

 На отдельные листы выписываются 5-6 предложений из текста, которые демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.

 «Мозговой штурм».

На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов, учитель дает ответы на них.

Завершить урок, можно, применив такие методы «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Ребята записывают ответ главного вопроса урока на «лепестки» ромашки и прикрепляют к «цветку» на доске. «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока «совет» одногруппникам, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали ее. На этапе рефлексии можно применить следующие методы: «Комплимент» (оценивается активность и качество работы) Обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и преподавателя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: