Леонид Утесов. «Песенный джаз»

Валентин Парнах — пионер советского джаза

«Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха» дебютировал на сцене в октябре 1922 года. Это была не просто премьера, а премьера нового музыкального направления. Революционный для музыки того времени коллектив собрал поэт, музыкант и хореограф, шесть лет проживший в Европе. Парнах услышал джаз в парижском кафе в 1921 году и был потрясен этим новаторским музыкальным направлением. Он вернулся в Советский Союз с комплектом инструментов для джаз-банда. Репетировали всего месяц.

Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радио-эфире и записавшим пластинку, считается оркестр московского пианиста и композитора Александра Цфасмана – его оркестр «АМА-джаз» выступил в 1927 году на московском радио и записал пластинку «Аллилуйя». В след за ним ранние советские джаз-бэнды специализировались на исполнении модных танцев – фокстрота, чарльстона и других.

Леонид Утесов. «Песенный джаз»

Однако «отцом» русского джаза можно считать Леонида Утесова. В массовом советском сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е годы, благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Весёлые ребята» (1934, первоначальное название «Джаз-комедия») была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), который был основан на миксте музыки и театра, оперетты, то есть, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления.

В 50-60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема. Среди новых составов – оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО). Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов. Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин.

В 70-е годы широко известно джазовое трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (ГТЧ) в составе Вячеслава Ганелина (фортепиано), Владимира Тарасова (барабан) и саксофониста Владимира Чекасина (саксофон). Коллектив просуществовал до 1986 года. Также в 70 и 80-х годах получили известность джазовый квартет из Азербайджана «Гая», Государственный эстрадный оркестр Армении под управлением Константина Орбеляна, грузинские вокально-инструментальные ансамбли «Орэра» и «Джаз-Хорал», ансамбль «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна.

В 90-е годы интерес к джазу падает, но снова возобновляется к началу 2000 годов в молодёжной культуре. В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки: «Усадьба Джаз», «Триумф Джаза», «Джаз в саду Эрмитаж».

Лариса Долина

В 1978 году Лариса случайно услышала о том, что планируется проведение второго Всероссийского конкурса исполнителей советской песни. Она принимает в нем участие и занимает второе место. Именно здесь ее замечает А. Кролл и приглашает работать в свой столичный коллектив, где Долина получила возможность исполнять свой любимый джаз. В 1983 году исполнительницу пригласили сняться в кино. В ленте она появляется в роли Клементины Фернандес в фильме «Мы из джаза» Карена Шахназарова.

Илья Морозов

• Саксофон

 

Илья Морозов (альт-саксофон) – один из лучших молодых джазовых саксофонистов России, многократный победитель конкурсов и фестивалей, солист оркестра Игоря Бутмана с 2011 года. На его счету многочисленные гастроли в Европе и Америке, появление на лучших концертных площадках мира, а также сотрудничество со многими выдающимися музыкантами.

 

https://www.jazzmap.ru/bands/russian-jazzmen/ по ссылке вы можете познакомиться с другими джазовыми исполителями


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: