Развитие Казахстана как демократического государства

Первые шаги демократии. 25 марта 1990 г. в Казахстане проводились первые демократические выборы Верховного Совета (Парламента), а 24 апреля на сессии этого Верховного Совета первым Президентом Казахской Советской Социалистической Республики избирается Нурсултан Абишевич Назарбаев. Это были первые шаги по созданию парламентской республики демократическим путем.

Однако распад Советского Союза и образование Содру­жества Независимых Государств (СНГ), резкое изменение социально-экономической ситуации в обществе обусловили необходимость сильной президентской власти. 1 декабря 1991 г. на всенародных демократических выборах по волеизъявлению абсолютного большинства Н. А. Назарбаев становится Президентом Республики Казахстан. Этим фак­тически осуществляется переход от парламентской формы правления к президентской. 16 декабря 1991 г. объявляется Днем государственной независимости Республики Казахстан в связи с принятием соответствующего Конституционного Закона о государственной независимости Республики Казахстан.

Второй этап демократического развития в Казахстане, начавшийся в 1992 г., продолжается и поныне. Главной его идеей является поиск эффективной модели государственно-политического строительства. На этом этапе закладываются основы новой политической системы, принимаются Консти­туции (1993 и 1995 гг.), формируется избирательная система, проводятся выборы, создаются демократические полити­ческие институты, появляется новая политическая элита. Хотя институт президентства и нашел свое законное закрепление в первой Конституции независимого Казахстана 1993 г., однако полномочия президента там были ограни­чены. В Конституции 1995 г., подготовленной по образцу французской, четко было указано, что Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, а также был закреплен новый усиленный статус президента как главы государства. Было особо подчеркнуто, что президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и что он является сим­волом и гарантом единства народа и государственной власти. Это был огромный шаг в направлении демократизации общества: стали проявляться такие элементы политической демократии, как тайное голосование, всеобщее право избирать и быть избранным, появились независимые партии и движения, возникла конкурентная борьба между ними, чего раньше в стране не было.

Установление президентской республики. Следует особо подчеркнуть различия между президентской и парла­ментской формой правления. Во многих странах, хотя государство возглавляет президент, нельзя говорить о пре­зидентской форме правления, так как следует иметь в виду то, что и в парламентских республиках избирается прези­дент, однако здесь его роль существенно иная и определяется весьма ограниченными представительскими функциями. (Например, полномочия президента Федеративной Рес­публики Германии ограничены именно этим представи­тельским уровнем.) А в президентской республике все рычаги управления государством — определение состава прави­тельства, руководство всем государственным аппаратом, назначение на государственные должности (в том числе и министров, по согласованию с парламентом), включая даже роспуск правительства — находятся в руках у президента, т. е. верховная исполнительная власть принадлежит пре­зиденту. Он не зависит от парламента, так как напрямую избирается народом, имеет определенную возможность влиять на работу парламента и тем самым — на зако­нодательный процесс. Он же является главнокомандующим вооруженных сил. Все это поднимает его на уровень самого главного и решающего лица государства. Система сильного президентского правления по сравнению с парламентским оказывается более способной обеспечить политическую стабильность в стране в чрезвычайных ситуациях.

Наличие самостоятельной законодательной ветви власти является одной из важных составных частей демократического государства. В современных демократических странах законодательная функция приходится на долю парламента, который является высшим законодательным органом государства, общенациональным представительным институтом, избираемым на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании.

Считается, что роль парламента велика в реализации принципа разделения властей. Действительно, сосредо­точение власти в одних руках или монопольное владение ею одним из органов политического руководства может представлять собою угрозу демократии и привести к бес­правию, установлению деспотизма, одним словом — к непра­вильному использованию власти. Поэтому взаимное сдер­живание властей, взаимный их контроль, защита демократии от возможных опасностей считаются закономерностью существования демократического общества: законодательная власть должна контролировать исполнительную, а вместе они должны осуществлять строгий контроль над испол­нением законов и сами находиться под контролем неза­висимой от них судебной власти. Все они, вместе взятые, — взаимный контроль ветвей власти, недопущение усиления одной из них за счет другой, избираемость органов управ­ления, независимость суда — сосредоточиваются на создании реальных механизмов защиты прав и политических свобод человека, т. е. являются действительными способами укреп­ления демократии.

Таким образом, парламент представляет собой одну из ветвей власти, имеющую свои функции, внутреннюю струк­туру, систему организации. К его функциям относятся: во-первых, и прежде всего, — законотворческая функция, созидание правовых норм; во-вторых, представительная функция, реализующаяся путем демократических выборов, иначе говоря, в нем должны найти свое место представители политических сил общества (партий, движений, социальных групп и т. д.); в-третьих, функция политического контроля и привлечения к ответственности (например, выражение недоверия правительству или освобождение депутатов от выполнения их обязанностей и т. д.); в-четвертых, осущест­вление власти в качестве синтеза всех вышеуказанных функций, тем самым внесение своей доли в определение направлений развития общества, структуры и политического содержания его различных подсистем, в осуществление поли­тической гласности в нем. С трибуны парламента должны открыто выражать свои намерения, взгляды, заявления, политические предложения депутаты, представители правительства и партий, фракций парламента.

Развитие парламентаризма в Казахстане. В республике формирование парламентаризма в качестве демократи­ческого института началось с 1990 г. Избранный тогда демократическим путем первый парламент (XII созыв Верховного Совета) функционировал с апреля 1990 г. до декабря 1993 г., приняв такие важнейшие законы, как "Декларация о государственном суверенитете республики" (октябрь 1990 г.), "О государственной независимости Республики Казахстан" (декабрь 1991 г.), первую Консти­туцию 1993 г. и т. д., тем самым открыл дорогу для создания законодательных основ осуществления реформ. Второй Парламент (XIII созыв Верховного Совета) работал с апреля 1994 г. и только до марта 1995 г., затем был распущен из-за выражения недоверия итогам парламентских выборов. Тем не менее избрание однопалатных парламентов, их функционирование, принятые ими законы, набранный благодаря всему этому политический опыт относятся к важнейшим мерам по созданию демократической системы.

Образованный на основе Конституции 1995 г. двух­палатный парламент начал свою деятельность 30 января 1996 г. В Конституции прямо сказано, что он является "высшим представительным органом Республики, выпол­няющим законодательные функции", и дан перечень вопросов, подпадающих под его законотворческую ком­петенцию. Наряду с принятием законов и внесением изменений и дополнений в Конституцию, парламент имеет возможность оказывать свое влияние на определение состава правительства, решение проблем внутренней и внешней политики, принятие республиканского бюджета, на осуществление парламентского контроля и этим самым — на деятельность исполнительной власти. Правительство держит отчет перед парламентом при прослушивании и обсуждении доклада премьер-министра о правительствен­ной программе, парламент при определенных условиях может выразить и недоверие правительству. В верхнюю палату парламента (сенат) депутаты избираются от каждой области, городов республиканского значения и столицы республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов, а семь депутатов сената назначаются самим президентом. В нижнюю палату (мажилис) входит 67 депутатов, избранных прямым голосованием и 10 депутатов, избираемых по партийному списку (эта норма начала применяться с 1999 г.).

 

Задание: Ответьте на один из следующих вопросов.

 

1. Каковы существенные различия между функциями президентской и парламентской республики?

2. Как известно, некоторые представители оппозиции выступают за установление в Казахстане парламентской республики. Какая из форм, на ваш взгляд, предпочтительнее? Ответ обоснуйте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: