Понятие издержек производства
Кратко издержки производства можно охарактеризовать как общие расходы на производство изделия, выполнение услуги. Объем затраченных на изготовление товаров ресурсов – материальных, технических, трудовых, энергетических, организационных влияет на конечный уровень ценообразования, а значит на прибыль от продаж. Грамотный управленческий учет использует состав издержек производства как многогранный гибкий инструмент для снижения расходной части предприятия.
Составные элементы общих издержек производства:
1. Подготовительные расходы на освоение производства.
2. Технологические расходы в процессе производства изделий.
3. Материальные расходы, в том числе и по использованию природных ресурсов.
4. Расходы, связанные с оплатой труда персонала, включая различные виды доплат и надбавок, компенсаций, отпускные, больничные и прочие виды вознаграждений.
5. Расходы некапитального вида, направленные на улучшение качества выпускаемых изделий, а также совершенствование производственного цикла.
6. Расходы капитального вида, направленные на модернизацию оборудования, технологических процессов.
7. Изобретательские и рационализаторские расходы.
8. Ремонтные расходы, связанные с обслуживанием производства и проведением текущих, средних или капитальных ремонтных работ.
9. Расходы, направленные на охрану труда и обеспечение нормальных рабочих условий.
10. Расходы по поиску персонала.
11. Управленческие расходы.
12. Расходы на поддержание необходимого уровня квалификации, включая переподготовку, работников производства.
13. Транспортные расходы.
14. Расходы по оплате налогов и сборов с зарплаты работников, занятых в процессе производства.
15. Расходы, связанные с гарантийным обслуживанием.
16. Амортизационные расходы по машинам, оборудованию, основным фондам производства.
17. Суммы потерь от выпуска бракованной продукции.
18. Суммы потерь от простоев по вынужденным внутрипроизводственным причинам.
19. Прочие виды расходов производства.
Издержки производства и прибыль прямо пропорционально взаимосвязаны – чем меньше расходная величина, тем выше показатели финансовых результатов предприятия. В свою очередь стоимостные показатели издержек производства варьируются как от цены на необходимые ресурсы, так и от качества технологических процессов. Первый фактор мало зависит от желания предприятия и определяется рыночными предложениями. Второй позволяет фирме влиять на прибыль путем эффективного управления издержками производства и реализации.
Цены и ценообразование
Цена – это денежное выражение стоимости товара. Цена товаров в условиях рынка зависит от многих факторов:
- от величины затрат на производство и реализации;
- от средней нормы прибыли и рентабельности;
- от соотношений спроса и предложения;
- от покупательской способности денег;
- от качества товара.
Принципы ценообразования
При установлении цен на продукцию, следует руководств, следующими принципами:
1. Сумма цен на товары должна отражать общественно необходимые затраты на производство данной продукции с учётом расходов на осуществлении расширенного воспроизводства.
2. Сумма цен товара личного потребления, а также тарифов предоставленному населению услуги должна соответствовать общим денежным доходам всего населения.
3. Цены на конкретные виды товаров должны обеспечить каждому нормально работающему предприятию возмещение издержек производства и получение определенного размера прибыли.
4. Цены должны создавать благоприятные условия для технического прогресса.
5. Цены на взаимозаменяемые товары должны находиться в правильном соотношении, соответствующем их потребной стоимости.
6. Цены должны учитывать качество продукции и уровень эффективности использования её у потребителя.
Цена на продукт является для предприятия не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Ведь цена в данном случае как тактическое средство дает предприятию ряд преимуществ:
- во-первых, в отличие от большинства методов, применяемых по стимулированию спроса, использование цены не требует дополнительных денежных расходов, как, например, при проведении рекламных мероприятий, индивидуализации продукта, его продвижении и т.д.;
- во-вторых, привлекательность товаров, выраженную в цене, потребители находят легче, чем на основе рекламы, индивидуализации продукта и т.п.;
- в-третьих, даже когда другие методы стимулирования, в частности организация персональных продаж и рекламы, цена может использоваться как мощное средство их поддержания.
Анализ опыта работы американских компаний по установлению цен показывает, что они применяют такую последовательность в разработке и расчете цен, как показано ниже:
1. Постановка задач по ценообразованию.
2. Определение характера спроса и предложения.
3. Оценка издержек производства.
4. Анализ цен конкурентов.
5. Выбор метода ценообразования.
6. Установление окончательной цены.
При постановке задачи по ценообразованию следует исходить из положения о том, какую роль предприятие отводит цене в своей коммерческой работе. В практике существует целая серия ценовых стратегий.
- Стратегия высоких цен (skimming pricing – снятие сливок) предусматривает первоначальную продажу по цене, которая значительно выше издержек производства, а затем следует понижение цен. Это относится к товарам-новинкам, защищенным патентами. Подобная стратегия возможна в условиях высокого уровня текущего спроса, когда такая цена воспринимается потребителем как свидетельство отличного качества товара и т.д.
- Стратегия низких цен, или стратегия «проникновения» на рынок. Это делается с целью стимулирования спроса (например, при продаже персональных компьютеров), что эффективно на рынках с большим объемом производства и высокой эластичностью спроса, когда покупатели резко реагируют на снижение цен и увеличивают спрос. Фирма за счет массового производства выдерживает низкий уровень цен.
- Стратегия дифференцированных цен проявляется в установлении цен в сочетании со всевозможными скидками и надбавками к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей.
- Стратегия льготных цен направлена на работу с покупателями, в которых заинтересована фирма, предлагающая им товар по льготной цене.
- Стратегия гибких, эластичных цен. Цены устанавливаются в зависимости от возможностей покупателя, его покупательной силы.
- Стратегия стабильных, стандартных, неизменных цен.
- Стратегия неокругленных цен. Покупатель приобретает товар не за 100 долл., а 99,99 долл. В этом случае покупатель рассматривает эти цены как низкие или как доказательство тщательного подсчета и установления цены фирмой.
- Стратегия цен массовых закупок.
- Стратегия тесного увязания уровня цен с качеством товара. Для того чтобы применить на практике ту или иную ценовую политику, надо повседневно следить за складывающимся уровнем цен. Представление об их динамике обычно формируется из рассмотрения цен фактических сделок, биржевых цен, цен аукционов и торгов, цен, приводимых в статистических справочниках, цен предложений крупных фирм и справочных цен.
Себестоимость
Себестоимость продукции – это сумма всех издержек, которые несет предприятие по изготовлению товара и его последующей реализации.
Под издержками понимают траты связанные с закупкой сырья и материалов, необходимых для производства, оплатой труда работников, транспортировкой, хранением и реализацией готовой продукции.
Себестоимость может быть 2 типов:
- Полная или средняя – включает в себя абсолютно все расходы предприятия. В расчет берутся все издержки связанные с закупкой оборудования, инструментов, материалов, транспортировкой товара и т.д. Показатель получается усредненный;
- Предельная – зависит от количества выпускаемой продукции и отображает стоимость всех дополнительных изготовленных единиц товара. Благодаря полученному значению можно рассчитать эффективность дальнейшего расширения производства.
Себестоимость также распределяется на несколько видов:
- Цеховая себестоимость – состоит из издержек всех структур предприятия, деятельность которых направлена на производство новой продукции;
- Производственная себестоимость – представляет собой сумму цеховой себестоимости, целевых и общих расходов;
- Полная себестоимость – включает в себя производственную себестоимость и издержки, связанные с реализацией готовой продукции;
- Непрямая или общехозяйственная себестоимость – состоит из издержек, которые напрямую не относятся к производственному процессу. Это управленческие расходы.
Показатель себестоимости — величина затрат на 1 рубль произведенной продукции. Определяется как отношение обшей суммы затрат на производство и реализацию продукции к ее стоимости в действующих ценах. При уровне показателя ниже 1, производство продукции рентабельно, наоборот - убыточно.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг, определяется действующим законодательством (Налоговым кодексом РФ) и нормативно-правовыми актами министерств и ведомств.
Метод затрат по фактической себестоимости заключается в том, что в совокупности расходов выделяются три вида затрат: прямые, косвенные и комплексные. Прямые затраты, т.е. те, которые непосредственно соотносятся с конкретными видами продукции (работ, услуг), закладываются в основу нижней границы цены. Косвенные (накладные) и комплексные расходы не распределяются по видам продукции (работ, услуг), а списываются в полном объеме на реализацию продукции (работ, услуг).
При методе нормативной себестоимости продукции на коммерческом предприятии научно-практическим способом устанавливаются нормы затрат на отдельные операции, переделы, действия, отдельные детали, сборочные единицы и т.п. Бухгалтерский учет ведут по утвержденным предельным нормативам. Отклонения от нормативов фиксируются, а причины превышения норм специально разбираются.
При пооперационном методе затраты учитываются и калькулируются на полный выпуск продукции. На предприятиях, применяющих этот метод, незавершенное производство минимально, поэтому себестоимость единицы продукции определяется делением затрат на весь объем в натуральных или условно-натуральных показателях Затраты часто учитываются по отдельным стадиям (фазам) технологического процесса, что и дало название этому методу.
Попередельный метод заключается в том, что затраты на весь цикл производства, от обработки исходного сырья до выпуска конечного продукта, учитываются и калькулируются в каждом цехе (переделе, фазе, стадии), включая себестоимость полуфабрикатов, изготовленных в предыдущем цехе. Таким образом, себестоимость продукции каждого последующего цеха слагается из произведенных им затрат и себестоимости полуфабрикатов, полученных из смежных цехов.
Объект учета при позаказном методе - отдельный производственный заказ, открытый на предварительно установленное количество изделий. Себестоимость изделий выявляется после выполнения этого заказа. Поэтому для ежемесячного определения фактической себестоимости продукции производственные заказы ограничивают программой, рассчитанной на такое количество единиц изделий, которое намечается выпустить в текущем месяце. При изготовлении крупных изделий с длительным технологическим циклом производства, заказы открываются не на полное изделие, а на отдельные его агрегаты и узлы, представляющие законченные конструкции.
При использовании метода центров ответственности в технологической структуре предприятия выделяют крупные подразделения, руководители которых несут персональную ответственность за общую сумму затрат, объем поступившей выручки, величину полученной прибыли, размер освоенных инвестиций.
ABC-метод заключается в том, что на коммерческом предприятии собираются затраты по крупным производственным, технологическим и управленческим функциям и действиям. К ним относится сбор информации о расходах по направлениям хозяйственной деятельности, а именно:
- хранение товарно-материальных ценностей;
- производство и сбыт продукции (работ, услуг), лабораторные и экспериментальные работы;
- натурные испытания изготовленных изделий;
- выпуск опытных образцов продукции;
- контроль качества и сертификацию продукции (работ, услуг);
- содержание аппарата управления;
- информационное обеспечение персонала;
- эксплуатацию и обслуживание вычислительной техники и пр.