Регулировка стартеров

При проведении этой проверки необходимо соблюдать осторожность, так как в момент включения стартера произойдет сильный рывок рычага, укрепленного на шестерне.

Исправный стартер в режиме торможения при использовании полностью заряженной батареи потребляет ток не более 520 А при напряжении не менее 7 В и развивает момент, равный примерно 15,7 Н·м (1,6 кгс·м). Если потребляемый ток более 520 А, а тормозной момент менее 15,7 Н·м (1,6 кгс·м), то это указывает на неисправность обмотки ротора или обмотки возбуждения. Если величина тормозного момента и сила потребляемого тока менее нормальной, то это (при нормальном напряжении на зажимах стартера) указывает на плохие контакты внутри стартера или на слабое нажатие пружин на щетки. Напряжение на зажимах стартера менее 7 В указывает на плохие контакты в проводах или на неисправность батареи.

Наличие межвитковых замыканий обмотки якоря на сердечник и катушек возбуждения на корпус проверяют на приборе Э236, мегомметром или с помощью контрольной лампы напряжением 220 В.

            

А                                                                                           б

Рис. 9.3 Проверка обмоток якоря:

а – прибором Э236; б – при помощи контрольной лампы 220 В

 

Контрольная лампа не должна светится при подключении ее к источнику электроснабжения через любую пластину коллектора и сердечник якоря. Мегомметр должен показывать сопротивление не менее 10 кОм. Проверку якоря на межвитковое замыкание или на замыкание пластин коллектора можно проводить с помощью портативного дефектоскопа ПДО-1.

Простейший дефектоскоп можно изготовить самостоятельно. Прибор (см. рис. 9.4) состоит из сердечника 1 с конусными заплечиками 3.

Сердечник собирают из пластин электротехнической стали толщиной 0,35-0,50 мм. Пластины сердечника стянуты сквозными болтами диаметром 3,5 - 4,0 мм, которые изолированы от сердечника электрокартоном. На сердечник наматывается 800-850 витков обмоточного провода диаметром 0,8 мм марок ПЭВ, ПВД и т.п.

При необходимости проверки обмотки якоря генератора его укладывают на заплечики сердечника 1 прибора. Затем на пластины якоря параллельно им кладут стальную пластинку 4 толщиной 0,25-0,35 мм, длиной 100-150 и шириной 7-10 мм. Подключив катушку прибора к сети напряжением 220 В, медленно проворачивают якорь, придерживая пластинку. Если в какой-либо паре витков межвитковое замыкание стальная пластинка притягивается к пластинам якоря и начинает дребезжать.

Такой прибор можно использовать и для выявления межвиткового замыкания в статорной обмотке электродвигателя. В этом случае вынимают ротор и стальную пластинку вводят внутрь статора.

При необходимости проверки полюсных катушек, проверяемая катушка одевается на дополнительный сердечник и если в ней имеются короткозамкнутые витки, то она будет нагреваться при включении прибора.

 


 

Рис. 9.4 Конструкция прибора для проверки якорей и статоров

  1 - сердечник; 2 - катушка; 3 - конусные заплечики; 4 — стальная пластинка; 5 - якорь

 

На поверхности шлицев и цапф вала якоря не должно быть задиров, забоин и продуктов изнашивания. Следы бронзы (желтого цвета) от втулки шестерни удаляют мелкозернистой шлифовальной шкуркой, иначе они могут стать причиной заедания шестерни на валу. Биение сердечника якоря относительно цапф вала должно быть не более 0,08 мм.

Особое внимание следует обращать на состояние коллектора и щеток. Рабочую поверхность коллектора осматривают. Биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм. Рабочая поверхность должна быть гладкой и не должна иметь следов подгорания. Загрязненную, окисленную или подгоревшую поверхность коллектора протирают чистой ветошью, смоченной бензином. При необходимости коллектор зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой или протачивают на токарном станке до допустимого минимального диаметра.


А                                                                            б

Рис. 9.5. Коллектор якоря: а – изношенный (эксплуатация в таком состоянии не допускается); б - проточенный коллектор

 

Подвижность щеток в щеткодержателях проверяют с помощью крючка, которым приподнимают пружину и, слегка потянув за канатики щетки, перемещают ее в щеткодержателе. Щетки должны перемещаться свободно, без заеданий. Проверяют и при необходимости подтягивают крепление наконечников щеточных канатиков к щеткодержателям. Контрольной лампой напряжением 220 В выявляют замыкание щеткодержателей на корпус.

Изношенные щетки заменяют новыми. Допустимая высота щеток в стартерах приводится в соответствующих нормативных данных.

Для снятия щеток в стартерах с цилиндрическими коллекторами необходимо отвернуть винты крепления наконечников щеточных канатиков к щеткодержателям. Щетки следует вынуть крючком из щеткодержателей после освобождения их от нажатия щеточных пружин. При установке новых щеток необходимо предварительно отвести концы щеточных пружин в стороны. Концы пружин должны нажимать на середину щетки. В случае уменьшения усилия щеточных пружин более чем на 25% номинального значения необходимо заменить пружину. Для увеличения усилия пружины в коробчатых щеткодержателях можно подогнуть кронштейн подвески спиральной пружины. Усилие щеточных пружин измеряют динамометром в момент отрыва пружины от щетки.

Механизм привода с роликовой муфтой свободного хода должен легко перемещаться по направлению к подшипнику крышки со стороны привода и возвращаться в исходное положение силой пружины. Если перемещение привода затруднено, часть вала, к которой имеется доступ через окно в крышке, очищают от грязи и покрывают пластичной смазкой ЦИАТИМ-201, -202 или -203. В случае заедания муфты привода после смазывания или ее пробуксовывания стартер следует разобрать, а муфту заменить. Винтовые шлицы вала якоря, втулки обеих крышек и шестерню привода стартеров рекомендуется смазывать моторным маслом. Поводковое кольцо привода стартера смазывают пластичной смазкой Литол-24.

В случае затрудненного перемещения храпового привода в стартерах часть вала в доступном месте также покрывают смазкой ЦИАТИМ-203 или -221. Если после смазывания дефект не устраняется, следует проверить состояние шлицевой накатки вала якоря и втулки привода. Храповая муфта может пробуксовывать в результате заедания ведущего храповика на шлицах втулки. Для устранения пробуксовывания муфту разбирают и ее детали промывают бензином. Перед сборкой детали муфты смазывают моторным маслом.

На зубьях шестерни привода не должно быть сколов и выкрашиваний. Забоины на заходной части зубьев шлифуют мелкозернистым шлифовальным кругом малого диаметра.

Крышки стартера проверяют на наличие трещин и степень изнашивания втулок. Если втулки сильно изношены, то заменяют их или крышку в сборе. Проверяют крепление щеткодержателей на крышке со стороны коллектора. При установке крышки со стороны коллектора на место щеточно-коллекторный узел рекомендуется продуть сжатым воздухом.

Исправность обмоток тяговых реле стартеров определяют по результатам измерения их сопротивления с помощью омметра или вольтметра и амперметра. В случае неисправности обмотки реле заменяют. При снятой крышке реле осматривают силовые контакты. Изношенные или подгоревшие контакты зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. При значительном износе или подгорании контактные болты поворачивают на 180° вокруг оси или заменяют. Изношенную контактную пластину можно повернуть к контактным болтам неизношенной стороной. Якорь тягового реле должен свободно перемещаться в корпусе.

 

Регулировка стартеров

 

После проверки и устранения неисправностей стартер необходимо отрегулировать. В стартерах с роликовой муфтой свободного хода, например, СТ230-Б, проверяют расстояние между торцом шестерни и упорным кольцом на валу, которое при включенном тяговом реле должно составлять 3-5 мм. Для включения тягового реле к корпусу реле присоединяют аккумуляторную батарею номинальным напряжением 12 В, при регулировке расстояние изменяют поворотом эксцентричной оси 3 (рис. 9.6) рычага включения привода. После регулировки необходимо затянуть гайку оси. В выключенном положении тягового реле шестерню устанавливают на расстоянии 34 мм (рис. 9.6) от привалочной плоскости фланца крышки со стороны привода. В некоторых стартерах при включенном тяговом реле зазор между торцом шестерни и упорной втулкой на валу, равный 3,5-5,5 мм, регулируют поворотом шпильки, ввернутой в якорь тягового реле.

 

 

Рис. 9.6. Схема регулировки стартеров

 

Таблица 9.1. Основные неисправности стартеров

Причина неисправности Способ обнаружения Способ устранения

Стартер и тяговое реле не включаются

Сильная разряженность или неисправность АКБ (сульфатация электродов, их короткое замыкание электродов и т.д.) Определение степени заряженности батареи по плотности электролита. Проверка технического состояния батареи аккумуляторным пробником Разряженную батарею зарядить, неисправную отремонтировать или заменить
Нарушение электрических контактов в соединениях, обрыв проводов в цепях электроснабжения и управления стартером Проверка состояния контактов в местах соединения провода с выводами аккумуляторной батареи, электростартера и реле Затянуть ослабленные соединения в цепях электроснабжения и управления электростартером. Поврежденные провода заменить
Окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи и наконечников проводов Осмотр состояния полюсных выводов батареи и наконечников проводов Окисленные выводы батареи и наконечники стартерных проводов зачистить шлифовальной шкуркой со стеклянным покрытием, плотно затянуть и смазать техническим вазелином

Продолжение таблицы 9.1

Причина неисправности

Способ обнаружения

Способ устранения

Нарушение в работе реле стартера, выключателя зажигания (выключатель приборов и стартера) или выключателя «массы»: выход из строя контактных систем, обрыв, межвитковое замыкание и замыкание на «массу» обмоток реле и выключателя «массы» и др.

Подключение электростартера непосредственно к аккумуляторной батарее. Срабатывание тягового реле и включение электростартера указывает на неисправность реле включения, выключателя зажигания (выключателя приборов и стартера) или выключателя «массы»

Неисправные реле включения, выключатель зажигания (включатель приборов и стартера), выключатель «массы» проверить, при необходимости отремонтировать или заменить

Нарушение в работе тягового реле электростартера: обрыв обмоток, межвитковое замыкание во втягивающей обмотке и замыкание ее на «массу», заедание или смещение контактного диска, заедание якоря и т.п.

Проверка работы тягового реле. Электродвигатель стартера не вращается при обычном подключении стартера к аккумуляторной батарее и вращается при замыкании контактных болтов на тяговом реле шиной или проводом большого сечения

Разобрать и по возможности устранить неисправность, при необходимости заменить

Короткое замыкание в обмотках стартера

Проверка стартера на замыкание обмоток на «массу» прибором Э236, мегомметром или контрольной лампой

При наличие короткого замыкания в обмотках электростартер отремонтировать или заменить

Тяговое реле включается, но якорь электростартера не вращается или вращается очень медленно

Сильная разряженность аккумуляторной батареи

Определение степени разряженности батареи по плотности электролита с помощью плотномера

Зарядить батарею или заменить ее

         

 

Продолжение таблицы 9.1

Причина неисправности Способ обнаружения Способ устранения
Окисление выводов батареи и наконечников стартерных проводов Проверка состояния выводов батареи и наконечников проводов осмотром Окисленные выводы батареи и наконечники проводов зачистить шлифовальной шкуркой со стеклянным покрытием, плотно затянуть и смазать техническим вазелином
Слабая затяжка гаек крепления наконечников проводов на контактных болтах тягового реле Проверка затяжки гаек рукой Затянуть гайки
Нарушения в работе контактной системы тягового реле   Проверка контактной системы путем замыкания накоротко контактных болтов проводником или шиной большого сечения. Быстрое вращение якоря свидетельствует 0 неисправности контактной системы тягового реле Снять крышку тягового реле, осмотреть силовые контакты, при необходимости контакты восстановить  
Нарушение контакта в разъемных соединениях внутри стартера Разборка стартера (отвернуть стяжные болты, снять крышку со стороны коллектора)и проверка состояния разъемных соединений При необходимости электростартер отремонтировать
Сильное окисление или загрязнение коллектора электродвигателя Внешний осмотр коллектора после снятия крышки со стороны коллектора Окисленный коллектор зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой со стеклянным покрытием или проточить. Замасленный коллектор протереть ветошью, смоченной бензином

 

Продолжение таблицы 9.1

Причина неисправности Способ обнаружения Способ устранения
Сильный износ щеток Снятие защитного кожуха крышки со стороны коллектора, щеток, измерение высоты щеток, сравнение с допустимой для данного стартера Изношенные щетки заменить
Зависание щетки в щеткодержателе Разборка стартера и проверка легкости перемещения щеток в щеткодержателях Зависание щеток устранить очисткой щеток и щеткодержателей
Замыкание на «массу» изолированного щеткодержателя Проверка замыкания щеткодержателя на корпус контрольной лампой на 220 В. Проверка технического состояния изолированного щеткодержателя и изолирующей прокладки. Выявление наличия в щеточно-коллекторном узле посторонних предметов Устранить причину замыкания на «массу» изолированного щеткодержателя. Поврежденную изолирующую прокладку заменить
Ослабление пружин щеткодержателей Проверка усилия щеточных пружин на щетки с помощью динамометра Ослабленные пружины заменить
Замыкание на «массу» или межвитковое замыкание обмоток возбуждения или якоря электростартера Проверка обмотки на межвитковое замыкание или замыкание на «массу» прибором Э236, мегомметром или контрольной лампой При необходимости якорь и обмотки возбуждения отремонтировать или заменить

 

Продолжение таблицы 9.1

Причина неисправности

Способ обнаружения

Способ устранения

Заклинивание якоря

Включение плафона и электростартера. Если при исправной аккумуляторной батарее и цепи электростартера свет плафона сильно уменьшится, то возможно разрушение обмотки якоря и его задевание за полюсы

Стартер отремонтировать

Тяговое реле включается и сразу выключается (неисправность проявляется в часто повторяющемся стуке)

Сильная разряженность аккумуляторной батареи

Проверка степени разряженности батареи по плотности электролита

При необходимости зачистить выводы батареи, наконечники проводов, соединения затянуть и смазать техническим вазелином

Увеличение сопротивления цепи электроснабжения электростартера

Проверка состояния разъемных соединений в цепи электроснабжения

При необходимости зачистить выводы батареи, наконечники проводов, соединения затянуть и смазать техническим вазелином

Выход из строя выключателя зажигания

Подключение контрольной лампы к выводу выключателя зажигания и к корпусу. Если выключатель исправен, при повороте ключа в положение включения электростартера лампа должна загореться

Неисправный выключатель зажигания отремонтировать или заменить

Обрыв или плохой контакт удерживающей обмотки тягового реле с корпусом

Проверка надежности соединения обмотки с корпусом после снятия крышки тягового реле

По возможности восстановить надежное соединение обмотки с корпусом или заменить тяговое реле

         

Продолжение таблицы 9.1

Причина неисправности Способ обнаружения Способ устранения
Неправильная регулировка реле включения Проверка вольтметром напряжения включения и выключения реле и сравнение с установленными для данного реле значениями Отрегулировать или заменить неисправное реле включения

Электродвигатель стартера включается, но коленчатый вал не вращается

Пробуксовывание муфты свободного хода механизма привода Проверить вручную работу приводного механизма на снятом с двигателя электростартере При пробуксовывании муфты стартер разобрать и муфту заменить
Тугое перемещение механизма привода по винтовым шлицам вала якоря Проверить вручную легкость перемещения приводного механизма на снятом с двигателя электростартере Винтовые шлицы смазать смазочным материалом в соответствии с рекомендациями инструкции по эксплуатации автомобиля
Поломка рычага приводного механизма Разборка стартера и осмотр рычага Заменить поломанный рычаг
Поломка поводковой муфты или буферной пружины Разборка стартера и проверка состояния поводковой муфты и буферной пружины Разобрать электростартер и заменить муфту, пружину или механизм привода

Электростартер включается, но шестерня не входит в зацепление с маховиком

Ослабление буферной пружины Проверка технического состояния механизма привода Заменить пружину или механизм привода
Неправильная регулировка электростартера Проверка регулировки электростартера Электростартер отрегулировать в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля

 

Продолжение таблицы 9.1

Причина неисправности Способ обнаружения Способ устранения
Наличие забоин на зубьях шестерни механизма привода или на зубьях венца маховика Снятие электростартера с двигателя и визуальное определение наличия забоин Устранить забоины на шестерне и на венце маховика абразивным инструментом или напильником. При необходи­мости заменить приводной механизм или маховик
Заедание шестерни на валу ввиду закоксовывания смазочного материала на шлицах вала якоря Определение неисправности при осмотре снятого электростартера Очистить шлицы ветошью, смоченной бензином, и покрыть вал смазкой № 158

Электростартер после пуска не отключается

Заедание ключа в выключателе зажигания (выключателе приборов и стартера) Поворот ключа выключателя в положение включения электростартера, после чего он остается в этом положении Немедленно остановить двигатель: выключить электростартер, повернув ключ в исходное положение. Неисправный выключатель отремонтировать или заменить
Заедание механизма привода на валу якоря Снятие с двигателя стартера и его разборка. Проверка вручную легкости перемещения механизма привода на валу якоря При наличии закоксовывания смазки на шлицах вала якоря шлицы очистить ветошью, смоченной бензином, и покрыть смазкой № 158
Спекание контактов тягового реле Снятие крышки тягового реле и визуальная оценка состояния контактов реле Подгоревшие контакты тягового реле зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой

Повышенный уровень шума при вращении якоря электростартера

Ослабление крепления электростартера Проверка крепления электростартера Подтянуть гайки или болты крепления электростартера
Поломка крышки со стороны привода Снятие стартера с двигателя и визуальная проверка технического состояния крышки Заменить крышку со стороны привода

Продолжение таблицы 9.1

Причина неисправности Способ обнаружения Способ устранения
Повреждение зубьев шестерни привода электростартера или венца маховика двигателя Снятие электростартера с двигателя и осмотр зубьев шестерни и венца маховика При повреждении зубьев заменить механизм привода электростартера или маховика двигателя
Выход из строя механизма привода или его тугое перемещение по шлицам вала якоря: шестерня электростартера не выходит из зацепления с венцом маховика Снять электростартер с двигателя, разобрать и проверить работу механизма привода Неисправный механизм привода заменить. При высыхании смазки на шлицах вала якоря шлицы очистить ветошью, смоченной бензином, и покрыть смазкой №158
Чрезмерный износ втулки подшипников или шеек вала якоря Снятие электростартера с двигателя и проверка изнашивания вала якоря и подшипников Заменить втулки или якорь
Перекос электростартера при установке на двигатель Проверка правильности крепления электростартера к двигателю Закрепить электростартер без перекосов
Ослабление крепления полюса к корпусу Проверка наличия задеваний якоря за полюс снятого электростартера Затянуть винт крепления полюса

 


Контрольные вопросы к лекции:

1. Дайте краткую характеристику элементов системы электрического пуска

2. Какая причина повреждения стартеров является самой распространенной, по мнению производителей и почему?

3. Почему современные стартера нельзя подвергать ударным нагрузкам?

4. Какие неисправности стартеров возникают в процессе эксплуатации?

5. Как выявляется место плохого контакта в соединениях системы пуска?

6. Какие операции выполняются при техническом обслуживании стартера?

7. Чем вызывается повышенное потребление тока стартером?

8. Приведите и опишите схему подключения стартера при технических испытаниях и опишите ее работу.

9. Какие параметры контролируются при испытаниях стартера на холостом ходу, и какие неисправности выявляются при этом?

10.  Какие параметры контролируются при испытаниях стартера в режиме полного торможения, и какие неисправности выявляются при этом?

11.  Как производится выявления межвитковых замыканий в обмотках якоря, и полюсных обмотках стартеров?

12.  Какие требования предъявляются к поверхностям валов, втулок, корпусов стартеров?

13.  Какие требования предъявляются к щеточным узлам стартеров?

14.  Какие требования предъявляются к обгонным муфтам?

15.  Как определяется исправность обмоток тягового реле?

16.  Какие регулировочные операции проводятся для стартеров?

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: