Кафедра социально-культурной деятельности

КУЛЬТУРЫ»

Факультет социально-культурной деятельности и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория и история СКД»

на тему:  «КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ДЕВЯТОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЖИЛОГО ОКРУГА №9

В ГОРОДЕ-КУРОРТЕ АНАПА»

 

 

Студентки 2 курса направления

подготовки 51.03.03 «Социально-

культурная деятельность»

группы СКД-18 ЗФО

Удачиной А.В.

Подпись ____________________________

 

Научный руководитель:

д-р филол. наук, доцент кафедры СКД

Павлова О.А.

Оценка _______________________

 

Подпись_______________________

 

Дата допуска к защите_____________

 

 

Краснодар

2020


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………3

1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА……………………….7

1.1. Анализ понятия культурно-досуговой деятельности в системе социально-культурной реабилитации людей пожилого возраста………..……7

1.2. Направления, формы и методы культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста в городе-курорте Анапа…………………………………...10

2 ГЛАВА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ДЕВЯТОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЖИЛОГО ОКРУГА №9 В ГОРОДЕ-КУРОРТЕ АНАПА………………………………………………………………15

2.1. Социологическое исследование, направленное на определение проблемы культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста девятого избирательного жилого округа №9 в городе-курорте Анапа………………………………………...…..15

2.2. Рекомендации по наиболее предпочтительным направлениям, формам и методам в культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста девятого избирательного жилого округа №9 в городе-курорте Анапа…………...…….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….….….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...30

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….…………………………....33


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность нашего исследования состоит в том, что трансформация общественного статуса лиц пожилого возраста, спровоцированное, в первую очередь остановкой или лимитированнием рабочей деятельности, преобразованиями важнейших ценностей, изменения уклада жизни и общения, появлением затруднений в общественно-бытовой, эмоционально-социальной жизнедеятельности приводит к новейшим обстоятельствам, вызывает потребность формирования выработки специальных раскладов, конфигураций, а так же способов общественно-внутренней деятельности лиц пожилого возраста.

В наше время лица пожилого возраста стали более общественно беззащитной группой населения. Так как степень невысокой состоятельности пожилых граждан увеличивается с каждым месяцем, а доходы и прибыль остаются в статичном положении, не испытывая роста, по этой причине лица пожилого возраста имеют необходимость не только в социальной поддержке и защите, но и в создании и проведении различных культурно-досуговых мероприятий [1, c. 124].

В наше время мест, организующих культурно-досуговою деятельность пожилых граждан, почти отсутствуют, таким образом групповые средоточия общественного сервиса также обязаны реализовывать социокультурную помощь для лиц пожилого возраста, ориентируя ее в усовершенствование их здоровья, материального благополучия, духовной составляющей, рекреации, занятости и т.д.

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых и предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг играет особо важную роль в жизни людей пожилого возраста, особенно, если их участие в профессиональной трудовой деятельности затруднено. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям жизни.

Объект исследования: культурно-досуговая деятельность в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста.

Предметом исследования: деятельность воспитательного отдела Анапского филиала МПГУ в городе-курорте Анапа, направленная на социально-духовную реабилитацию людей пожилого возрастадевятого избирательного жилого округа №9.

Цель исследования: теоретическое обоснование, организация социологического исследованияпо проблеме культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста девятого избирательного жилого округа №9 в городе-курорте Анапа.

Задачи исследования:

1.  Проанализировать понятия и спецификукультурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста;

2. Сформировать направления, формы и методыкультурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста в городе-курорте Анапа;

3. Провести социологического исследование, направленное на определение проблемы культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возрастадевятого избирательного жилого округа №9 в городе-курорте Анапа;

4. Дать рекомендации по наиболее предпочтительным направлениям, формам и методам в культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста девятого избирательного жилого округа №9 в городе-курорте Анапа.

Рассмотрением данной проблемы занимались и занимаются сегодня множество специалистов, как в нашей стране, так и за рубежом.

Теоретической основой для изучения специфики культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с пожилыми людьми стали труды H.A. Бердяева, Е.В. Боголюбова, В.Е Давидовича, Б.Б. Ешича, Ю.А. Жданова, Н.С. Злобина; В ходе исследования рассматривались принципы дифференцированного подхода, исследуя психологический, методический и проблемно целевой подходы к организации культурно-досуговой деятельности к пожилой возрастной группе населения А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Е. И. Григорьевны, И.Л. Сморговича; В процессе исследования использовались так же работы, тематику которых составляют проблемы досуга людей пожилого возраста, поставленные К.М. Арымбаевой, Т.В. Вдовенко, Л.Б. Кулёминой, О.А. Пачиной, Ю.Б. Мицкевич, О.Б. Мурзиной и Ж.В. Хозиной и др; При рассмотрении особенностей развития людей в пожилом возрасте исследование основывается на концепциях социальной геронтологии, представленных И.Г. Беленькой, Г.П. Медведевой, Р.С. Яцемирской и психологии старости и старения, предложенных О.В. Красновой и А.Г. Лидерсом, социальной психологии старения Т.Д. Марцинковской, а также психологических теориях А. Краузе, А.Н. Леонтьева, П. Балтеса, Г. Радебольда, Э. Эриксона[3, c. 87].

База исследования: люди пожилого возрастаот 60 до 74 лет проживающие в девятом избирательном жилом округе города-курорта Анапа.

Методы исследования: анкетирование, теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение.

Практическая значимость: материалы курсовой работы могут быть использованы экспертом по внеурочной деятельности, работником дополнительного образования, педагогами, социальным педагогом или психологом.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫКУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

 

 

1.1. Анализ понятия культурно-досуговой деятельности в системе социально-культурной реабилитации людей пожилого возраста

 

Обращаясь к классификации представленнойВсемирной Организацией Здравоохранениялюдьми пожилого возраста являются жители в возрасте 60-ти до 74-х лет.

Лица пожилого возраста- это данная категориялюдей, у которых отсутствует трудовая деятельность или лица, достигшие пенсионного возраста.

Люди пожилого возраста, имеют необходимость в коммуникации, в осуществлении собственного житейского потенциала, творческих способностей и навыков. Жизнедеятельность лиц пожилоговозраста — это не только удовлетворенность материальных, физических, вещественныхнужд, но и полноценно сформированное наличие, которое подразумевает удовлетворенностьобщественных и духовных потребностей.

Культурно-досуговая деятельность считается одним из методов приспособления пожилых людей, в процесс, в ходе которогоформируются необходимые знания, умения, навыки и воплощаются созидательныевозможности.

Подобная работа оказывает благоприятное влияние на общественно-психическое положение лиц пожилого возраста. В нашем обществе стоит потребность в организации правильного и интересного досуга, отдыха, времяпровождения для лиц пожилого возраста.

В широком смысле значение термина «культурно-досуговая деятельность» подразумевается, как деятельность, нацеленная на формирование обстоятельств с целью более полноценногостановления, самоутверждения и самореализации индивида иликоллектива (в составе студий, кружков, любительских объединений) в области досуга.

Культурно-досуговаяработа с лицами пожилого возраста является как многофункциональной сферой деятельности социальной работы.

Цель культурно-досуговой деятельности — организация целесообразного и сформированного досуга пожилых людей, удовлетворенность и целесообразностьтворческих потребностей, создание атмосферы для реализации личностного потенциала, развитие способностей, самосовершенствования и культуры в их свободное время [1].

Культурно-досуговая деятельность людей пожилого возраста в первую очередь создается на расширении независимыхвзаимосвязей с общественнойсферой. Круг интересов пожилого человека невозможно вообразитьв отсутствии получения иминезависимых, свободных, самостоятельных умений, необходимых для поиска и развития межличностных контактов, заинтересованности в социально-бытовом труде, наличию повседневного досуга и отдыха [4]. Поддержка, а также помощьпрошлых интересов — выступает одним из основ работы учреждений. Поэтому важно поддерживать увлечения и заинтересованность человека в продолжение занятий по его интересам, вне зависимости отсостоянья здоровья.

Социально-культурная реабилитация лиц пожилоговозраста представляет собой концепцию способов, а такжеприёмов и методов влияния с помощью средств социально-культурной деятельности и предоставления услуг, приминаемых с целью предписания и помощи в восстановлении (компенсации) нарушений либо утраченныхспособностей в деятельности во согласовании с их внутренними интересами, делами и возможностями.

Термин «социально-культурной реабилитации» включает в себя две составляющие: «культурное» и «социальное».

«Социальное» свидетельствует о том, что данная система,нацелена на людейпожилого возраста и подразумеваетудовлетворённые перемены в его стиле жизни. «Социальное» предусматривает выход пожилого человека в степень ответственности, что дает наличие им входить в обычные социальныевзаимосвязи и взаимодействия.

Слово «культурное» означает те ресурсы, с поддержкой которых лицо пожилого возрастаосуществляет своитворческие способности.  

«Культурное» - предполагает наполнение процесса реабилитации конкретными культурными содержаниями, развитие исследований культурных принципов,социально-признанных норм и методов, наличие на сферу проявления их культурной активности, на заключение их творчества в ходе социально-культурной деятельности.

«Социальное» - предполагает в себе различныефигуры взаимодействия пожилых людейдруг с другом и с окружающим миром, а «культурное» подразумевает приобретение результатов   благодаря таким взаимосвязям.

Таким образом,анализ понятий, терминов как «культурно-досуговая деятельность»,«система социально-культурной реабилитации людей пожилого возраста» выступает, как организация способов, приемов и методов влияния с помощью техник культурно-досуговой деятельности либо предоставления услуг лицам пожилого возраста, выполняемых, используемых с целью предложения и поддержки вовозобновлении (компенсации) нарушенных или потерянных возможностей к работе в согласовании с их внутреннимиувлечениями, нуждами, а также с их возможнымиспособностями.

 

 

1.2. Направления, формы и методы культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста в городе-курорте Анапа

 

С целью организации культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста следует принимать во внимание и учитывать определенные условия. До того, как предлагать лицами пожилого возраста принять участие в каких-либо мероприятиях, необходимопредложить варианты возможных направлений, форм, методов культурно-досуговой деятельности,посоветоваться с его родственниками, друзьями, соседями и выяснить его круг интересов. В первую очередь следует дать оценку физическим возможностям пожилого человека, для того чтобы упростить и сделать наиболее комфортнее егодеятельность в проведении и участие вкультурно-досуговых мероприятиях [1].

Учреждения должны содействовать близкому контакту с органами местной власти, с учреждениями культуры, с библиотеками, осуществлять просветительскую работу в проведении торжественныхсобытий для людей пожилого возраста. Важно вести работув рамках клубов по интересам не только в городских округах, но и в сельской местности. Следует заинтересовывать лиц пожилого возраста для активного участия в этих мероприятиях не только как зрителей, но и как участников.

Для организации культурно-досуговой деятельность всистеме социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста в городе-курорте Анапа ведется совместная работа с администрацией города, депутатами совета МО г-к Анапа, управлением по делам молодежи, отделом по социальным вопросам населения, с казенным учреждением «Центр патриотического воспитания молодежи «Ратмир», с молодежным центром «21 век», с волонтерскими отрядами средне-профессиональных и высших учебных заведений, с центром социального обеспечения и помощи «Подари тепло», с домом «Милосердия» и другими.

Учрежденияимеютважнуюроль в деятельности и организации работы с людьми пожилоговозраста, они сформировывают степень общественной активности пожилых людей, дают открыться их творческим потенциалам и инициативам.

Деятельность в общественных учрежденияхпредставляет важное средство духовно-социальной реабилитации и профилактики от многих заболеваний и в целом формируют стабильность личности в ситуациях трудного и противоречивого социума, направляя на положительных выход из сложных жизненных обстоятельств.

 Как правило, культурно-досуговые мероприятия содействуют решению комплекса задач: повышают статус пожилого человека, помогают в раскрытии личностных качеств, дают возможность удовлетворять свои культурно-досуговые потребности, развивают взаимоотношения среди поколений.

Главными тенденциями культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста в городе-курорте Анапаявляются мероприятия, связанные с силовыми упражнениями, экскурсии,пешие прогулки, посещение кинолекториев, концертных залов, выставок, чтение литературы, встречи по интересам с друзьями и соседями, занятия хобби и обмен опыта друг с другом. Все эти направления основной своей задачей ставят привлечение пожилых людей в общественную деятельность.

Общественные проекты и культурно-досуговая деятельность для людей пожилого возраста должны быть направлены на то, чтобы помочь пожилому человеку ориентироваться впонимание понятия «старость», как о периоде его жизни для дальнейшего развития творческих навыков и умений.

Для многих пожилых людей участие в культурно-досуговой деятельности должно стать своеобразным способом социально-духовной реабилитации их прошлого, которое представляет для них особую ценность.

Мероприятия, проводимые для людей лиц пожилого возраста выполняютзначимую роль так как, повышают их самооценку, удовлетворяют его личные потребности, повышают коммуникативность.

Специалисты муниципального образования город-курорт Анапа по реабилитации, отдыху, досугу использует различные технологии работы с лицами пожилого возраста. К ним можно отнести: репродуктивные и творческие, развивающие (тренинги, импровизации), игровые и развлекательно-игровые (малоподвижные, подвижные, театрализации), обучающие (повтор, упражнение), проблемно-поисковые и др.

Культурно-досуговая деятельность пожилых людей включает в себя следующие виды: торжества, ритуалы, состязания, фестивали; занятия спортом, интенсивное передвижение, поездки, забавы; деловые, коммерческие, логические, умственные игры и занятия; сдержанный пассивный отдых (чтение, слушание радиовещание и др.). Все этиформы досуга и отдыха используют в работе в городе-курорте Анапа с пожилыми людьми. 

При планировании досуга и отдыха для лиц пожилого возраста в городе-курорте Анапа преимущественновыбирают следующие пространства для проведения культурно-досуговых мероприятий:

¾ площадки библиотек;

¾ площадки Домов Ветеранов;

¾ актовые залы средне-профессиональных и высших учебных заведений;

¾ актовые залы Домов культуры и т.д.

При проведении культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста необходимо учитывать:

¾ личные качества самого человека;

¾ отношения и взаимосвязь с окружающим миромс домашней обстановкой;

¾ культурно-досуговые способы и формы, динамично оказывающие большое влияние на индивидуальность лиц пожилого возраста, на его место в обществе и социально-духовную реабилитацию.

Таким образом, организациялюбых культурно-досуговых мероприятий должна способствовать пожилым людям в развитии навыков коммуникации, которые весьма важны для социализациив обществе. Такженемаловажно выбрать и предложить пожилому человеку интересную, увлекательную деятельность, которая не позволит ему сосредоточиться на личных переживаниях и недугах. Из-за правильно сформированного процесса культурно-досуговых мероприятий у пожилых людей улучшается состояниездоровья и их духовно-социальное положение.

В задачахиспользуемыхнаправлений, методов и форм входит ослабление и предотвращениеусловий изолированности пожилых людей в культурно-досуговой деятельности, привлечение их к профессиональной деятельности, предоставление им определенной помощи в сфере их способностей и интересов, заинтересованность пожилого человеку   в сфере досуга с возрастных, физиологических, религиозных и иных условий. С целью качественной и правильной работы с пожилыми людьми должна быть сформирована благоприятная, подходящая и доступная среда.

 

 

2 ГЛАВА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ДЕВЯТОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЖИЛОГО ОКРУГА №9 В ГОРОДЕ-КУРОРТЕ АНАПА

 

 

2.1. Социологическое исследование, направленное на определение проблемы культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста девятого избирательного жилого округа №9 в городе-курорте Анапа

 

В рамках реализации курсовой работы по теме «Культурно-досуговая деятельность в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста девятого избирательного жилого округа №9 в городе-курорте Анапа» нами было проведено социологическое исследования «Проблема культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста девятого избирательного жилого округа №9 в городе-курорте Анапа» с 10 февраля по 28 февраля 2020 года было проведено социологическое исследование по изучению поиска и формирования наиболее предпочтительных направлений, форм и методов в социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста девятого избирательного жилого округа в городе-курорте Анапа.

Цель исследования заключалась в выявление проблемы поиска и формирования наиболее предпочтительных направлений, форм и методов в социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста девятого избирательного жилого округа в городе-курорте Анапа.

План социологического исследования

1. Анализ документов воспитательного отдела Анапского филиала МПГУ (План Воспитательной работы филиала на 2019-2020 год, отчёт деятельности за 2018-2019, 2019-2020 (первое полугодие) год);

2. Составление и апробирование анкеты.

3. Проведение социального опроса среди пожилых людей 9 избирательного жилого округа города-курорта Анапа;

 4. Анализ социального опроса;

5. Выводы социологического исследования.



План-график проведения социологического исследования

Этап исследования Сроки Ответственный
1. Организационный. Постановка целей, задач. Ознакомление с экспертной анкетой. Ноябрь Удачина А.В
2. Основной. Проведение анкетирования среди пожилых людей 9 избирательного жилого округа города-курорта Анапа. Январь Февраль Март Удачина А.В. Волонтеры Анапского филиала МПГУ
3. Аналитический. Обработка данных анкетирования. Составление анализа по результатам анкетирования. Апрель Удачина А.В.

В ходе социологического исследования были использованы следующие методы сбора информации: анкетный вопрос, наблюдение, анализ документов.

В анкетах (Приложение №1) респондентам было предложено 15 вопросов (4 открытых вопросов и 11 закрытых вопросов), сформированных в основные блоки, которые позволили собрать информацию по заявленной проблеме исследования в следующих направлениях: 1 блок-социально-демографические особенности респондентов (пол, возраст, социальный статус); 2 блок-информация о досуге и свободном времени; 3 блок- работа в Анапском филиале МПГУ и его эффективность.

Выборка была основана на привлечение к опросу пожилых людей девятого избирательного жилого округа города-курорта Анапа.

Анкетным опросом было охвачено: 20 респондентов.Структура участников опроса по социальному положению составляет следующее: работающие люди пожилого возраста-35 %; пенсионеры-65 %. По возрасту: от 60 до 65 лет-55%; от 65 до 70 лет-30%; от 70 до 74 лет-15%.

Результатами проведенного анкетного вопроса явились следующие социологические данные:

1. Как часто Вы выходите на улицу?

2. Какой вид отдыха Вы предпочитаете (не более 3-х)?

 

3. Есть ли у Вас хобби (не более 3-х)?

Респонденты, выбрившие ответ да, хобби есть, в основном указывали следующие занятия: пешая ходьба, вязание крючком, компьютерные игры, чтение литературы.

4. Ведете ли Вы активный образ жизни?

 

 

5. С кем Вы предпочитаете проводить свободное время?

6. Есть ли в Вашем жилом округе место, помещение, где можно провести приятно время, отдохнуть?

7. Знакомы ли Вы с образовательным учреждением Анапский филиал МПГУ?

8. Посещали ли Вы культурно-досуговые мероприятия, проводимые в Анапском филиале МПГУ?

9. Какие мероприятия Вам особенно запомнились, понравились?

 

 

10. Хотели бы Вы, чтобы культурно-досуговых мероприятий для людей пожилого возраста на базе Анапского филиала МПГУ было больше?

 

11. Дайте, пожалуйста, общую оценку эффективности мероприятий, проводимых в Анапском филиале МПГУ по развитию и улучшению социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста по пятибалльной шкале (где балл «5» означает наивысшую оценку, балл «1» наименьшую). Обоснуйте свое мнение (открытый вопрос):

¾ 4 балла, мероприятия, проводимые на базе Анапского филиала МПГУ характеризуются высокой организацией и подходом к людям пожилого-возраста, но хотелось бы больше информации о проводимых мероприятиях (лично, информация в соц.сетях, по телефону);

¾ 5 баллов, посещение мероприятий, проводимых Анапским филиалом МПГУ, всегда интересные и актуальные;

¾ 3 балла, больше курсов и лекций для людей пожилого возраста;

¾ 5 баллов, работа филиала по моему мнению на высшем уровне. Креативно, интересно, познавательно.

12. Что необходимо для развития и улучшения социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста в современной России, а именно в городе-курорте Анапа? Обоснуйте свой ответ (открытый вопрос)

¾ кабинеты психологов для пожилых людей;

¾ лекции, семинары для регистрации в Гос. услугах, записи к врачу;

¾ больше больниц;

¾ строительство еще одного Городского театра.

Таким образом, по результатам социологического исследованияпо теме «Проблема культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста девятого избирательного жилого округа №9 в городе-курорте Анапа» мы изучили проблемы поиска и формирования наиболее предпочтительных направлений, форм и методов в социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста девятого избирательного жилого округа в городе-курорте Анапа. Социологическое исследованиепоказало довольно хорошие результаты, поскольку в решении данной проблемы было заинтересовано большее количество респондентов. Не смотря на заинтересованность респондентов, всё же существуют факторы, которые не позволяют в полной мере осуществлять деятельность по развитию социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста девятого избирательного жилого округа в городе-курорте Анапа.

 

 

2.2. Рекомендации по наиболее предпочтительным направлениям, формам и методам в культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста девятого избирательного жилого округа №9 в городе-курорте Анапа

 

Проведя плодотворную работу в рамках курсовой работы с помощью методов анкетирования, изучения литературы, наблюдения, анализ документов можно сделать следующие выводы:

-Анализируя план воспитательной работы Анапского филиала МПГУ на 2019-2020 год и отчет о работе за 2018-2019 год, следует отметить, чтов Анапском филиале МПГУ не в полной мере осуществляется работа, направленная на поиск и формирование наиболее предпочтительных направлений, форм и методов в социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста.

Обобщая полученную информацию, следует отметить, что результаты исследования основаны на показателях, полученных из вышесказанных источников, в том числе из заполненных анкет.

Культурно-досуговая деятельность играет особо важную роль в жизни людей пожилого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. Ограничен и набор социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям.

Проблема поиска и формирования наиболее предпочтительных направлений, форм и методов в социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста должна рассматриваться как одна из ведущих проблем современности и решаться на государственном уровнях. И в этом плане деятельность учреждений, приобретает особую значимость, способствуя развитию культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с пожилыми людьми.

Проведенный социологический опрос позволил сделать выводы о том, что роль, поиска и формирования наиболее предпочтительных направлений, форм и методов в социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста зависит от систематической работы учреждений, правильного донесения информации и верного подхода к людям пожилого возраста.

Важно для людей пожилого возраста интересно проводить свое свободное время, удовлетворять разнообразные культурно-просветительных потребности, а также пробуждать новые их интересы. Учреждения должны предлагать пожилым людям определенные услуги, помощь, советы и организовать их отдых и развлечения. Для наиболее активных людей они должны быть местом полезной и нужной окружающей деятельности.

В качестве рекомендаций для формирования наиболее предпочтительных направлений, форм и методов в социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста девятого жилого избирательного округа города-курорта Анапа предлагаю следующее:

¾ развитие кадрового потенциала учреждения (психолога, социальных педагогов, волонтеров);

¾ доступная информированность;

¾ внесение в план учреждения мероприятий направленных на формирования наиболее предпочтительных направлений, форм и методов в социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста;взаимодействие с учреждениями социально-культурной сферы и другими образовательными организациями города с целью популяризации культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста;

¾ работа социального проекта «Мы помним прошлое-спасибо за будущее!», с целью помощи и организации социально-бытовых нужд людей пожилого возраста и их привлечением к мероприятиям Анапского филиала МПГУ;

¾ увеличение мероприятий, лекций, мастер-классов с интересной и нужной тематикой для людей пожилого возраста.

Таким образом, организация культурно-досуговых мероприятий будет способствовать самореализации человека пожилого возраста в новом ведущем виде деятельности. Организация пожилыми людьми культурно-досуговых мероприятий преобразует досуговую деятельность в целостную систему, поскольку она активизирует реализацию социальных потребностей людей в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под термином «культурно-досуговая деятельность», будет пониматься деятельность, нацеленная на формирование обстоятельств с целью более полноценного становления, самоутверждения и самореализации индивида или коллектива (в составе студий, кружков, любительских объединений) в области досуга.

Культурно-досуговая работа с лицами пожилого возраста является как многофункциональной сферой деятельности социальной работы.

Цель культурно-досуговой деятельности — организация целесообразного и сформированного досуга пожилых людей, удовлетворенность и целесообразность творческих потребностей, создание атмосферы для реализации личностного потенциала, развитие способностей, самосовершенствования и культуры в их свободное время.

Культурно-досуговая деятельность считается одним из методов приспособления пожилых людей, в процесс, в ходе которого формируются необходимые знания, умения, навыки и воплощаются созидательные возможности.

С целью организации культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста следует принимать во внимание и учитывать определенные условия. До того, как предлагать лицами пожилого возраста принять участие в каких-либо мероприятиях, необходимо предложить варианты возможных направлений, форм, методов культурно-досуговой деятельности, посоветоваться с его родственниками, друзьями, соседями и выяснить его круг интересов. В первую очередь следует дать оценку физическим возможностям пожилого человека, для того чтобы упростить и сделать наиболее комфортнее его деятельность в проведении и участие в культурно-досуговых мероприятиях.

Учреждения должны содействовать близкому контакту с органами местной власти, с учреждениями культуры, с библиотеками, осуществлять просветительскую работу в проведении торжественных событий для людей пожилого возраста. Важно вести работу в рамках клубов по интересам не только в городских округах, но и в сельской местности. Следует заинтересовывать лиц пожилого возраста для активного участия в этих мероприятиях не только как зрителей, но и как участников.

В рамках реализации курсовой работы по теме «Культурно-досуговая деятельность в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста девятого избирательного жилого округа №9 в городе-курорте Анапа» нами было проведено социологическое исследования «Проблема культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с людьми пожилого возраста девятого избирательного жилого округа №9 в городе-курорте Анапа» с 10 февраля по 28 февраля 2020 года было проведено социологическое исследование по изучению поиска и формирования наиболее предпочтительных направлений, форм и методов в социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста девятого избирательного жилого округа в городе-курорте Анапа. Было опрошено 20 респондентов, благодаря которым были выявлены наиболее предпочтительные направления, формы и методы организации культурно-досуговой деятельности в системе духовно-социальной реабилитации лиц пожилого возраста девятого избирательного жилого округа №9 в городе-курорте Анапа.

Таким образом, цели и задачи проводимого исследования были выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: [Электронный ресурс] / Г.А. Аванесова. – Режим доступа: www.studmed.ru:http://www.studmed.ru/avanesova-ga-kulturno-dosugovaya-deyatelnost_749794ecda5.html – дата обращения: 23.04.2019.

2.  Акимова, Л. А. Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании [Текст] / Л. А. Акимова. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 192 c.

3.  Альнеревич, В.М. Социальная геронтология [Текст]: / В. М. Альнеревич. – Ростов-на-Дону, 2013. – 161 с.

4.  Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]:учеб.пособ. / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2012. – 510 с.

5.  Андрианова, Р.Е. Социально-педагогические условия активизации личности в период геронтогенеза [Текст]: Р.Е. Андрианова. – Москва, 2013. – 110 с.

6.  Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. [Текст]: /Е.В. Андриенко.- Издательство «Академия». – Москва, 2013. – 264 с.

7.  Арефьева, Т.К. Социальные проблемы людей пожилого возраста [Текст]: /Т.К. Арефьева. – Москва, 2016. – 184 с.

8.  Байкова, В.Г., Дучал, А.С., Земцов А.А. Свободное время и всестороннее развитие личности [Текст] / В.Г. Байбакова, А.С. Дучал, А.А. Земцов. – М.: Мысль, 2015. – 93 с.

9.  Белова, В. А. Должностные обязанности педагогических работников и учебно-воспитательного персонала образовательных учреждений и средних учреждений дополнительного образования. Выпуск 2 [Текст] / В.А. Белова, И.Г. Корнеева. – М.: Перспектива, 2014. – 128 c.

10. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства [Текст] / Н.А. Бердяев. – М.: Искусство, 2014. – 356 с.

11. Грушин, Б.А Творческий потенциал свободного времени [Текст] / Б. А. Грушин. - М.: Профиздат, 2018. - 189 с.

12. Демченко, А.А Возможности российского досуга [Текст] / А.А Демченко. // Клуб.- 2016. – 89 с.

13. Дмитриев, А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста [Текст]:/А.В. Дмитриев. – Москва, 2012. – 159 с.

14. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях [Текст] / И.Н. Ерошенков.- М.: НГИК, 2014.-332 с.

15. Каменец, А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях [Текст]: учеб. пособие / А.В. Каменец. - М.: МГУК, 2018. - 41с.

16. Кисилева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности [Текст]: учеб. пособие / Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильников. - М.: Издательство МГУК, 2017.- 136 с.

17. Минкина, О.В. Социально-психологический портрет пожилого человека [Текст]: / О.В. Минкина. – Владикавказ, 2014. – 197 с.

18. Неганова, С.А. Комплексная оценка нуждаемости лиц пожилого и старческого возраста в посторонней помощи в зависимости от состава семьи [Текст]: / С.А. Неганова.- Издательство «Вестник». – Москва, 2014. – 289 с.

19. Сайт Анапского филиала МПГУ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/filialyi/anapskiy-filial/ Дата обращения: 11.07.2019.

20. Сайт социального проекта Анапского филиала МПГУ «Мы помним прошлое-спасибо за будущее!» Дата обращения: 12.03.2019.

21. Сачук, Н.Н. Структура и факторы социально-культурной активности пенсионеров в процессе социальной адаптации [Текст]: /Н.Н. Сачук. - Издательство «Вестник». – Москва, 2015. – 263 с.

22. Сонин, М.Я. Пожилой человек в семье и обществе [Текст]: /М.Я. Сонин.- Москва, 2012. – 221 с.

23. Социальная работа с пожилыми людьми. Настольная книга специалиста по социальной работе [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://mintrudsoc.rkomi.ru/content/12779/Настольная-книга Дата обращения: 08.03.2020.

 

 

Приложение №1

Анкетирование

на тему: «Проблема культурно-досуговой деятельности в системе социально-духовной реабилитации с пожилыми людьми девятого избирательного жилого округа» в городе-курорте Анапа»

Здравствуйте!

 

Я студентка 2 курса Краснодарского государственного института культуры, изучаю проблему культурно-досуговойдеятельности в системе социально-духовной реабилитации с пожилыми людьми девятого избирательного жилого округа города-курорта Анапа.

Просим Вас заполнить анкету, чтобы помочь выявить основные направления, формы и методы работы по развитию и улучшению социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста.

Пожалуйста, внимательно заполняйте анкету, не пропуская, по возможности, ни одного пункта. Пометьте каким-либо значком выбранные Вами варианты ответов на все вопросы. Если таких вариантов нет, напишите свой собственный ответ в соответствующей графе.

Анкеты заполняются анонимно. Все ответы будут использоваться в обобщённом виде. Если в ходе заполнения анкеты у Вас возникнут затруднения, вы можете обратиться к координатору опроса.

Разрешите в начале задать Вам несколько общих вопросов:

1. Ваш возраст______________________________________________________

2. Ваш пол_________________________________________________________

3. Ваше социальное положение

               работающий

                    пенсионер

4.Как часто Вы выходите на улицу?

                   каждый день

                   раз в день

                   два раза в неделю

                   по необходимости

                   свой вариант

5. Какой вид отдыха Вы предпочитаете (не более 3-х)?

просмотр телевизора

живое общение

культурный отдых (посещение клуба по интересам, театра и т.д)

чтение книг, газет, литературы

занимаетесь вязанием, плетением, шитьем

решаете кроссворды

слушаете музыку

занимаетесь бытовыми делами

свой вариант

__________________________________________________________________

6. Есть ли у Вас хобби (не более 3-х)?

да

нет

Напишите какое:

__________________________________________________________________

7. Ведете ли вы активный образ жизни?

да

нет

да, но редко

свой вариант

________________________________________________________________

8.С кем Вы предпочитаете проводить свободное время?

с семьей

с друзьями

с соседями

с домашними питомцами

ни с кем

свой вариант

__________________________________________________________________

9. Есть ли Вашем жилом округе место, помещение где можно провести приятно время, отдохнуть?

есть, посещаю в свободное время

есть, регулярно посещаю

есть, но не посещаю

нет, такого места

не знаю о наличии подобных мест

свой вариант

__________________________________________________________________

10. Знакомы ли Вы с образовательным учреждением Анапский филиал МПГУ?

да

нет

11.Посещали ли вы культурно-досуговые мероприятия, проводимые в Анапском филиале МПГУ?

да, являюсь постоянным гостем

нет, ни разу не был/а

да, пару раз

свой вариант

__________________________________________________________________

12. Какие мероприятия Вам особенно запомнились, понравились? (не более 3-х)

университетские субботы

патриотические мероприятия «Огонь войны души не сжег»

мастер-классы, лекции

встречи по интересам

не посещала

свой вариант

__________________________________________________________________

13. Хотели бы Вы, чтобы культурно-досуговых мероприятий для людей пожилого возраста на базе Анапского филиала МПГУ было больше?

да

нет, всего достаточно

свой вариант

__________________________________________________________________

 14. Дайте, пожалуйста, общую оценку эффективности мероприятий, проводимых в Анапском филиале МПГУ по развитию и улучшению социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста по пятибалльной шкале (где балл «5» означает наивысшую оценку, балл «1» наименьшую). Обоснуйте свое мнение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Что необходимо для развития и улучшения социально-духовной реабилитации людей пожилого возраста в современной России, а именно в городе-курорте Анапа? Обоснуйте свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Спасибо за участие в опросе!

 

.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: