Познавательные психические процессы

ТЕМА ЗАДАНИЯ № 1: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ

 

Вопросы для изучения:

1. Психика как свойство головного мозга. Основные формы проявления психики.

2. Познавательные психические процессы.

Психика как свойство головного мозга. Основные формы проявления психики

Психика является отражением реальности, причем отражением не пассивным, а активным, развивающимся в ходе активности, деятельности.

Раскрытие психического отражения как явления, порождаемого активностью, т.е. в ходе взаимодействия материального субъекта с объективной реальностью, исключает взгляд на психику как на явление чисто духовное, обособленное от телесных процессов, ибо эти процессы как раз и реализуют ту деятельность, в которой происходит переход отражаемой реальности в психическое отражение.

При этом природа деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена из реализующих ее физиологических процессов, т.к. она определяется свойствами и отношениями предметного мира, в котором эта деятельность реализуется, и которым, следовательно, подчиняется также и возникающее в мозгу субъекта психическое отражение.

Итак, хотя психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них; они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений активности, деятельности субъекта.

То, что психика является отражением реальности, развивающимся в ходе активности, деятельности, приводит к тому, что формируется идеальная, психическая реальность, которая, в той или иной степени, адекватна объективной реальности мира. Возникает как бы удвоение мира: объективный мир в ходе психического отражения получает свой образ-двойник - психический, идеальный мир.

В рамках данного курса чрезвычайно важно обозначить континуум форм существования психического, объединив его многообразие в четыре группы (рис. 1):

Рисунок 1. Мир психических явлений

 

 

Познавательные психические процессы

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Органы чувств – механизмы, с помощью который информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль).

    Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из: рецепторов, воспринимающих раздражение, проводящих центростремительных нервных путей и центральных корковых отделов анализаторов.

Виды ощущений:

1. Экстерорецепторы (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые,

температурные, тактильные).

2. Интерорецепторы (ощущения состояния внутренних органов).

3. Проприорецепторы (ощущения, отражающие движение нашего тела).

 

Восприятие – отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Свойства восприятия: избирательность (способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес), предметность (направленность на определенные объекты), апперцепция (зависимость восприятия от пережитого опыта человека), осмысленность (воспринимаемые объекты имеют для человека определенный жизненный смысл), константность (постоянство), целостность (образы выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик).

Виды восприятий зависят от формы отражения (пространства, движения и времени), цели отражения (преднамеренные и непреднамеренные), от степени организации (организованное (наблюдение(и неорганизованное).

 

Представления – процесс воссоздания конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Функции: сигнальная, регулирующая и настроечная.

Виды представлений: по видам анализаторов (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные), по степени обобщенности (единичные и общие), по степени проявления волевых усилий (непроизвольные и произвольные), по продолжительности (оперативные, кратковременные и долговременные).

 

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и образы.

Свойства: концентрация, избирательность, распределение, объем, интенсивность, устойчивость и отвлекаемость.

Виды: преднамеренное (функционирует в условиях целенаправленности, организованности и устойчивости), сосредоточенное (бывает динамическое и статическое), непреднамеренное (функционирует в условиях интенсивности раздражения, новизна и необычность, динамичность объекта).

 

 

Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Виды: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная.

В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память.

Память характеризуется продуктивностью: объемом, быстротой, точностью, длительностью, готовностью воспроизведения.

В связи с этим различают кратковременную, долговременную, оперативную память.

 

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Виды воображения: непроизвольное (пассивное), произвольное (активное), мечта, творческое, воссоздающее.

Мышление – психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Особенности протекания: опосредованный характер, опора на знания, отражение связей и отношений в словесной форме, связь с практической деятельностью.

Мышление имеет следующее содержание: мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация), формы (понятие, суждение, умозаключение), виды (наглядно-действенное, образное, отвлеченное), способы (индукция и дедукция).

Виды мышления: теоретическое (на основе теоретических рассуждений), практическое (на основе решения практических задач), интуитивное (на основе чувственных восприятий), дискурсивное (опосредованное логикой рассуждения).

 

Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

Свойства речи: выразительность, воздейственность, понятность, содержательность.

Виды речи: устная, письменная и внутренняя.

Мозговые центры речи. Способность человека к анализу и синтезу речи связана с левым полушарием ГМ: со слухоречевой зоной больших полушарий – задней частью височной извилины – центром Вернике, с зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: