Ход занятия
I. Эмоциональный настрой.
Нравится ли Вам мальчик, изображенный на картинке? Чем он вам нравится? (слайд 1)
– Посмотрите на себя в зеркальце. Что Вам нравится в себе?
– Как ласково называют вас по имени мама или бабушка?
II. Основная часть.
–А, тему нашего занятия вы узнаете, отгадав загадку.(слайд 2)
Не будильник – а звонит,
Не приемник – говорит.
Угадайте кто же он?
Ну конечно...
- Телефон.
Педагог читает стихотворение, учащиеся рассматривают сюжетную картинку (слайд 3).
Нам включили телефон.
До чего красивый он!
Красный, лаковый, блестит,
Громко, радостно звонит!
Как же мне с ним поиграть?
Буду просто диск вращать!
Интересная игра: набираю номера.
Все куда-то попадаю,
А куда и сам не знаю.
Мне о чем-то говорят,
Даже сердятся, кричат;
Я же в трубку помолчу –
Положу и хохочу!!!
Мама сзади подошла
И веселье прервала.
Очень строго мне велела!
Раз звонишь, звони по делу!
Телефон не занимай
И людей не отвлекай.
Ребята, а как вы считаете телефон это игрушка или нет? Конечно телефон – это не игрушка, а важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаем о здоровье близких и друзей, договариваемся о времени и месте встречи, быстро передаем важные сообщения. Без телефона трудно представить нашу жизнь. В наше время телефоны есть у всех домашний или сотовый (мобильный), поэтому очень важно уметь правильно разговаривать по телефону. Сегодня мы с вами поучимся культуре телефонного общения. Существуют основные правила телефонного разговора. И сегодня мы поговорим об этих правилах. (слайд 4)
|
|
– Ребята а давайте подумаем и ответим на вопрос: что необходимо сделать, чтобы позвонить маме, бабушке, другу...
– Снять трубку. Набрать номер телефона.
– Любой номер? (подвести детей к тому, что необходимо знать именно тот номер телефона, куда звонишь).
– Итак, с чего мы начинаем телефонный разговор? Начинаем со слов “Алло”, или “Да”, ну если вам позвонили. А если позвоните вы, то, услышав это “Алло” каким словом мы должны приветствовать говорящего?
– Здравствуйте.
– Первое правило телефонного разговора (слайд5): начинай разговор с приветствия: здравствуйте.
– Существуют и другие слова приветствия. Если вы звоните утром, каким, словом мы приветствуем того с кем говорим?
– Доброе утро.
– Если звоним днем? Вечером?
– Добрый день.
– Добрый вечер.
– Послушайте, как разговаривает по телефону мальчик Саша. Он звонит на работу маме.
– Алло! Здравствуйте. Будьте добры, пригласит, пожалуйста, к телефону Матвееву Анну Ивановну, ее спрашивает сын.
- Подождите, пожалуйста. Сейчас я её приглашу.
– Ребята, как вы думаете, вежливо ли говорил мальчик по телефону? Какие слова он использовал?
|
|
– Саша говорил вежливо.
– Он использовал слова: Будьте добры, пригласите, пожалуйста.
– А еще мальчик представился.
Ребята, этот телефонный разговор помог нам узнать, как правильно нужно звонить на работу родителям. А сейчас я вам прочитаю, как девочка Маша звонила на работу своей маме.
Маша звонит маме на работу:
- Это кто, а?
- А кто вам нужен?
- Мне маму позовите!
- Чью маму?
- Мне надо мою...
Ребята как вы считаете, была ли Маша вежлива, разговаривая по телефону?
Дети: Нет. Она не сказала вежливые слова “ здравствуйте”, “пожалуйста”.
А как вы думаете, поговорила ли Маша по телефону со своей мамой? Почему?
Д: Маша не поговорила с мамой. Маму не могли позвать к телефону, потому что Маша не назвала её фамилию, имя, отчество (на работе маму не называют мамой).
А сейчас кто-нибудь из вас попробует позвонить на работу маме.
Ребята, а какие слова прощания вы знаете. Назовите их. (слайд 6)
– До свидания.
– До скорой встречи.
– Всего хорошего.
– Всего доброго.
– Следующее правило телефонного разговора: заканчивай разговор словами прощания.
– Алле! Это кто?
– Простите, а кто вам нужен?
– Это, как его, мне Никиту.
– Но мальчика с таким именем у нас нет. Вы, вероятно, ошиблись номером.
– А, ну ладно (короткие гудки).
– Какие ошибки совершил при разговоре мальчик.
Мальчик не представился.
– Не поздоровался.
– Не попрощался
- Не попросил прощения, что ошибся номером.
Ребята, а сейчас посмотрим сценку которую приготовили для нас девочки.
Сценка “Почему обиделась мама?”
Н. Алло, Вика, это ты?
М. Нет, это не Вика. А кто её спрашивает?
Н. Да, так, знакомая. А где Вика?
М. Её нет дома. Что ей передать?
Н. Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда- то слиняла!
М. Простите, я с вами в таком духе не могу больше разговаривать.
Ребята, как вы считаете, что Наташа сделала не так?
Наташа не представилась, не поздоровалась, обращалась на ты, грубила, не попрощалась.
– Еще одно правило телефонного разговора: говори по телефону ровным, спокойным голосом, не груби, не применяй слов “паразитов” (слайд6)
– Послушайте следующее стихотворение и определим какое здесь правило.
Занят телефон у нас,
Брат болтает с другом час,
О машинах, вертолетах,
О космических полетах.
Он беседой увлечен!
Я могу его понять.
Но нельзя же занимать
Так надолго телефон!
– Итак, следующее правило (слайд 7) нельзя подолгу занимать телефон, когда в этом нет необходимости, ведь в это время вам могут звонить, чтобы передать важное сообщение, или телефон нужен кому-то домашним.
– Еще одно правило: перед тем как позвонить подумайте, не побеспокоит ли людей ваш звонок, так как может быть раннее утро, или поздний вечер.
– Посмотрите на сюжетную картинку (слайд 8) и скажите, в какое время суток звонит мальчик девочке. Правильно ли он поступает, почему?
А сейчас мы поиграем в сломанный телефон.
Передать шёпотом на ухо пословицы, а последний говорит то что он услышал.
Худо живётся тому, кто не делает добра никому.
Как аукнется, так и откликнется.
- Следующее правило говори по телефону чётко и кратко (слайд 9).
Игра соедини слова близкие по значению.
Привет – здравствуйте
Спасибо – благодарю
Разрешите – позвольте мне...
Простите –извините
Ребята, а вы знаете, когда нельзя пользоваться телефоном и почему?
- При работе электронной техники (компьютеры, ЭКГ, УЗИ и т.д)
- Во время уроков, в кинотеатре, в театре, в библиотеке.
- За рулём транспортного средства.
Работа в тетради
Викторина “Отвечай правильно”.
– Закончим наше занятие викториной, которая покажет, как хорошо вы усвоили правила телефонного этикета. Вам необходимо отвечать на вопросы, правильный ответ оценивается жетоном. Набравший к концу викторины большее количество жетонов участник получает звание “Знатока телефонного этикета”.
|
|
1. С каких слов необходимо начинать телефонный разговор?
2. Какими словами мы заканчиваем телефонный разговор?
3. Можно ли при разговоре по телефону жевать жевательную резинку или что-то кушать? Почему?
4. Можно ли звонить по телефону друзьям рано утром? Почему?
5. Можно ли звонить по телефону поздно вечером?
6. Когда можно звонить по телефону в выходные дни?
7. Что делать, если ты звонил другу, но ошибся номером и попал совсем в другую квартиру?
8. Ты звонишь другу, но его нет дома. Трубку взял кто-то из родителей. Нужно ли представиться, называя свое имя, или лучше держать его в тайне.
9. О каких волшебных словах нельзя забывать при телефонном разговоре.
III. Итог занятия.
– Молодцы, ребята, итоги викторины показали, что вы хорошо усвоили правила телефонного этикета, и никто не будет поступать так, как герой стихотворения, прочитанного в начале занятия. Сегодня мы узнали, что телефон – это не игрушка, а средство для общения людей. Он может помочь нам в чрезвычайных ситуациях, в лесу, на дороге. И помните, ребята, что вежливый человек остаётся вежливым и в телефонном разговоре.
Домашнее задание.