Коммуникативная культура педагога
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.
К коммуникативным умениям педагога можно отнести:
· умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
· речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.
· умения управлять своими эмоциями;
· наблюдательность и переключаемость внимания;
· социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния обучающихся по внешним признакам;
· умение "подавать себя" в общении с обучающимися;
В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
Показателем успешного общения педагога с учащимися является благоприятный морально-психологический климат в учебной группе, в коллективе.
Из чего же складывается коммуникативная культура педагога?
|
|
В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия.
Ведущее профессиональное качество учителя - общительность. Его наличие его у педагога служит показателем высокого коммуникативного потенциала. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего - важнейшие составляющие педагогической общительности.
Общительность как свойство личности включает в себя:
- коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от про- цесса общения;
- социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
- альтруистические тенденции - эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение "погружаться" в мир другого человека.
Педагогическая культура подразумевает и другие качества личности, необходимые в общении: справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность.
Определение уровня общительности
Общительность - необходимое качество в профессиональной деятельности педагога. Данный тест поможет проверить, насколько развито оно у Вас и что Вам необходимо предпринять для совершенствования собственной техники общения. Ответ "да" оценивается в 2 балла, "иногда"- 1 балл, "нет"- 0 баллов.
1. Вам предстоит серьезная деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание?
|
|
2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
3. Вызывает ли у Вас смятение неожиданное поручение выступить с лекцией в незнакомой до этого аудитории?
4. Если Вам предложат поехать по профессиональным делам в город, где Вы никогда еще не бывали, приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать поездки?
5. Вы делитесь своими профессиональными переживаниями с малознакомыми коллегами?
6. Раздражают ли Вас просьбы учащихся глубже пояснить им новый материал, больше привести примеров на излагаемую теорию по предмету?
7. Считаете ли Вы, что педагогам и учащимся бывает трудно понять проблемы друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить коллеге, что он забыл Вам вернуть деньги, взятые в долг несколько месяцев назад?
9. Учащийся дает Вам на проверку работу, явно выполненную несамостоятельно. Вы промолчите о своих подозрениях и поставите ему оценку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы первым не вступите с ним в беседу. Так ли это?
11. Избегаете ли Вы открытых конфликтов с учащимися?
12. Избегаете ли Вы участия в дисциплинарных комиссиях, посвященных разбору поведения отстающих учеников?
13. Вы всегда имеете собственное мнение по поводу прочитанных книг, просмотренных спектаклей и фильмов?
14. Предпочитаете ли Вы промолчать, если услышите явно ошибочное суждение по хорошо известному вам вопросу или факту?
15. Тяготит ли Вас просьба родителей ученика индивидуально помочь ему разобраться в учебной теме?
16. Предпочитаете ли Вы излагать свою точку зрения в письменной форме устному изложению?
Подведение итогов
30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны, от чего сами сильно страдаете. Коллегам и ученикам с Вами тяжело. Ha Вас трудно положиться в деле, требующем групповых усилий. Вы слабы в проведении массовых и открытых мероприятий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете уединение. У Вас мало друзей. Вы привыкаете к старым ученикам, трудно с ними расстаетесь и долго налаживаете контакт с новыми. Вообще все новое: работа, обстановка, поручения администрации, люди тяготят вас.
19-24 балла. Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. Вы умеете наладить контакт с учащимися и легко управляете дисциплиной класса. Но с новыми людьми (коллегами, членами родительского комитета) сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. Хотя многолетняя практика, вероятно, изменила ситуацию.
14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете учащихся, достаточно терпеливы в общении с ними, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости, спокойно и аргументировано. В то же время не любите недисциплинированности учащихся, их развязанность, экстравагантные выходки и многословие могут вызывать у Вас раздражение.
9-13 баллов. Вы общительны, иногда даже сверх нормы и меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда раздражает окружающих. Интересуетесь делами своих учеников даже выходящими за учебный процесс. Охотно даете им разнообразные советы. Вам нравится организовывать внеклассные мероприятия: концерты, экскурсии и т.д. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения для успешности профессиональной деятельности.
3-8 баллов. Общительность бьет из Вас ключом... Вы слишком говорливы, многословны. Ваша коммуникабельность для окружающих просто болезненна.
Невербальные средства коммуникации
Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.
|
|
Выразительность пластики тела
Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.
Таблица, в которой указано, как обучающиеся могут интерпретировать те или иные жесты и позы педагога
Жесты, позы педагога | Интерпретация | |||||||||
Руки, раскрытые ладонями вверх | Искренность, открытость | |||||||||
Пиджак расстегнут (или снят) | Открытость, дружеское расположение | |||||||||
Руки спрятаны (за карманы) | спину, | в | Напряженное восприятие ситуации | |||||||
Руки скрещены на груди | Закрытость от информации, общения | |||||||||
Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы) | Защита, оборона | |||||||||
Кисти рук расслаблены | Спокойствие | |||||||||
Педагог сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку | Заинтересованность | |||||||||
Голова слегка наклонена набок | Внимательное слушание | |||||||||
Педагог опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта | Критическая оценка | |||||||||
Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз) | Обдумывание решения | |||||||||
Ладонь захватывает подбородок | Обдумывание решения | |||||||||
Педагог медленно снимает очки, тщательно протирает стекла | Желание выиграть сопротивлению | время, | подготовка | к | ответу, | |||||
Педагог ходит по классу | Функция контроля или обдумывание решения | |||||||||
Пощипывание переносицы | Напряжение | |||||||||
Педагог прикрывает рот рукой во время своего высказывания | Неискренность, обман | |||||||||
Педагог прикрывает рот рукой во время слушания | Сомнение, недоверие к учащемуся | |||||||||
Педагог старается смотреть | на | вас | не | Скрытность, утаивание своей позиции | ||||||
Взгляд в сторону от ученика | Сомнение, отсутствие интереса к мнению | |||||||||
Слушающий слегка касается века, носа или уха | Недоверие к говорящему | |||||||||
Педагог начинает собирать бумаги на столе | Урок окончен или разговор окончен | |||||||||
Ноги или все тело педагога
обращены к выходу | Желание уйти | |||||||||
Рука педагога находится в кармане, большой палец снаружи | Превосходство, уверенность | |||||||||
Педагог жестикулирует сжатым кулаком | Демонстрация власти, угроза | |||||||||
Пиджак застегнут на все пуговицы | Официальность, подчеркивание дистанции |