Наполеон и Кутузов во время Бородинского сражения

Отечественная война 1812 года. Лекция № 1.

Наполеон и Кутузов в романе.

        Война 1812 года – кульминация  романа «Война и мир». Всех своих героев Толстой проверяет «грозой 1812 года».

       Тема войны раскрывается в произведении с разных сторон. Прежде всего, это воюющие стороны: русская и французская армии. Это и командующие обеих армий Кутузов и Наполеон.

       В центре внимания автора – вопрос и роли народа в Отечественной войне. Причем народ – это не только простые люди: конкретные личности и народные массы (солдаты, ополченцы, партизаны). Народ – это и лучшие представители дворянства, те, кто способен и смог проникнуться общим с народом чувством, которое Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма».

Подлинно народной личностью в романе является Кутузов. Антагонистом Кутузова во всех проявлениях является Наполеон.

 

Образ Наполеона в романе.

Наполеон – «властитель дум» людей XIX века. С первых страниц романа «Война мир» понятно, что Наполеон занимает внимание людей: о нем говорят в салоне Анны Павловны, он – чудовище для светских дам и французских эмигрантов; олицетворение французской революции для молодого Пьера; князь Андрей преклоняется перед гением и блестящей судьбой своего кумира.

Сам Наполеон, не считая его кратковременного появления на поле Аустерлица, становится героем произведения только в 3 томе. Читатель видит его таким, каким он видится Толстому и каким Толстой хочет показать его своим читателям.

Уже на поле Аустерлица, когда мы смотрим на Наполеона глазами раненого князя Андрея, становится понятно, что любой кумир может быть развенчан, если взглянуть на него просто как на человека. Но сам Наполеон так не считает. «Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения», - пишет Толстой. Автор не раз подчеркивает, что Наполеон допускает, чтобы люди бессмысленно гибли из преданности ему. Для Толстого Наполеон – воплощение войны, а война – «противное человеческому разуму и человеческой природе событие». Наполеон позволил себе привыкнуть к мысли, что он почти божество, что он может и должен вершить судьбы других людей, обрекать их на гибель, делать их счастливыми или несчастными.

С точки зрения Толстого, такое понимание власти не только несет зло, но и ведет к преступлению. Поэтому цель писателя – развенчать Наполеона, разрушить легенду о его необыкновенности. Для этого Толстой использует разные приемы: дает портретную характеристику героя, подчеркивая его неестественность; описывает отношение к людям, замечая, что «видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него»; показывает поведение героя во время Бородинского сражения и перед вступлением в Москву.

Толстой сумел показать, что в Наполеоне, как и в любом человеке, сочетается, несочетаемое: героизм и эгоизм, величие и низость.

 

Образ Кутузова в романе.

Образ Кутузова остается неизменным на протяжении всего действия  романа: старый человек с седой головой «на огромном толщиной теле», с чисто промытыми складками шрама там, где «измаильская пуля пронизала ему голову». Он «медленно и вяло» идет перед полками на смотре при Браунау; дремлет на военном совете перед Аустерлицем; тяжело опускается на колени перед иконой накануне Бородинского сражения.

Толстой показывает, что и Кутузов тоже просто человек и ничто человеческое ему не чуждо: он устает, с трудом садиться на лошадь, увлеченно читает французский роман, горюет о смерти старого друга, злится на Бенигсена, подчиняется царю, часто всхлипывает. При этом герой вызывает к себе особое чувство: уважение к годам и опыту.

Кутузов действительно практически не меняется в романе, потому что в жизни его ведет одна цель, придающая ей великий смысл: ответственность за свою страну, за народ, за людей, которых он ведет дорогами войны.

 

Наполеон и Кутузов во время Бородинского сражения.

Накануне битвы Наполеон долго занимается своим туалетом, затем принимает приехавшего из Парижа придворного и разыгрывает небольшой спектакль перед портретом сына.

Во время сражения Наполеон – воплощение суетности. Ему посвящены 7 глав из 20, описывающих Бородинскую битву. (Кутузову только одна). Во всех этих главах Наполеон напряженно деятелен: он одевается, переодевается, отдает распоряжения, диктует приказ по армии, дважды объезжает позицию, заботиться о рисе для своей гвардии. В разгар сражения к нему «беспрестанно прискакивали… его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела». Он постоянно отдавал распоряжения – и все-таки чувствовал, что проигрывает ту игру, в которой до этого всегда выигрывал.

Кутузов и во время сражения верен себе. По мнению Толстого, настоящий человек не должен заботиться о том впечатлении, которое оно производит, а должен спокойно и величественно отдаться воле событий.

Кутузову тоже привозят донесения, но он выслушивает их и не отдает никаких приказаний. «Поезжай… и подробно узнай, что и как», - говорит он адъютанту. «Съезди, голубчик, … посмотри, нельзя ли что сделать», - просит Ермолова. Когда вокруг него начинается всеобщее ликование, он, улыбаясь, говорит, что лучше подождать радоваться. Но когда по ходу сражения ему сообщают, что русские войска разбиты и бегут, Кутузов, нахмурившись, кричит: «Как вы… как вы смеете!» - и снова кричит, задыхаясь, чуть не плача, крестясь: «Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской…».

В разгар сражения герои также ведут себя по-разному. Наполеон отказывается завтракать и грубо ругается когда ему повторно предлагают подкрепиться. Кутузову ничто не мешает с трудом жевать жареную курицу. Он едва не засыпает, потому что знает, отчего зависят победа или поражение. Эта сила, по мнению Толстого, определяет нравственный исход сражения. Наполеон приказал выставить 200 орудий против русских – ему докладывают, что приказ выполнен, но «что русские все также стоят.

- Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят…»

С этого момента и Наполеон, и вся его армия постепенно начинают испытывать «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».

Впервые Наполеону некогда думать о впечатлении, которое он производит на окружающих. «Желтый, опухший, с красным носом», таким предстает он перед свитой и своими солдатами. Пока ему сопутствовала удача, он не думал о возможности поражения, считая себя неуязвимым. К действительности его возвращает осознание того, что в этой войне Кутузов превзошел его как полководец, что Кутузовым одержана «победа нравственная», потому что на французов «в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника».

Противопоставляя Наполеону Кутузова, Толстой показывает, как спокойно командующий русской армией отдается воле событий, как мало он руководит войсками в ходе сражения, зная, что «участь сражений решает неуловимая сила, называемая духом войска».

Но в самый важный момент, когда нужно взять ответственность на себя, Кутузов отдает приказания, на которые никто другой не осмелился бы. Таким в кампанию 1805 года было решение отправить Багратиона через горы, благодаря которому было выиграно Шенграбенское сражение. Таким стало самое трудное решение в жизни Кутузова – решение оставить Москву, но сохранить русскую армию. На совете в Филях оппонентом командующего становится Бенигсен, который не допускает саму возможность оставления «древней русской столицы». Кутузов понимает, что, когда Бенигсен произносит эти красивые слова, он думает не о судьбе России, а о своей роли в этой судьбе. Кутузов о себе не думает. Для него существует только один вопрос: «Спасение России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения?»

Глава о совете в Филях не большая, но одна из самых главных в романе, потому что в ней идет речь о степени ответственности, которую в самый трудный момент кто-то должен взять на себя, и на это оказываются способны далеко не все. Многие на совете согласны с Кутузовым, но молчат, потому что высказаться – значит разделить эту ответственность с главнокомандующим. А Кутузов не боится:

«- Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной, но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я приказываю отступление».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: