Вопрос №3 Расскажите о жанре балет. Назовите балеты П. И. Чайковского

Ответы к выпускным билетам по предмету «Музыкальная литература» 2019-2020 гг.

Билет №3.

Вопрос №1. У каких композиторов есть циклы из 24 пьес? Объясните с чем связано такое количество?

Цикл – это многочастное произведение. Это концерты, сюиты, мессы, оратории, кантаты, реквием, симфонии, сонаты.               

Великий немецкий композитор И.С. Бах создал в 1722 году в городе Кетене цикл пьес под названием «Хорошо темперированный клавир» (ХТК). Бах писал для клавира новой конструкции, где октава была разделена на 12 равных полутонов, то есть равномерно (хорошо) темперирована. Композитор хотел утвердить равноправие всех 24 тональностей. Цикл состоит из 48 прелюдий и фуг, охватывающих 12 мажорных и 12 минорных тональностей, расположенных в хроматическом порядке (До мажор- до минор; До диез мажор – до диез минор и т. д.) 

Прелюдия и фуга – свободная импровизационная прелюдия и строгая полифоническая фуга, «малый цикл», перенесенный из органной музыки в клавирную.

В 1744 году в городе Лейпциге Бах создает II том ХТК, сохраняя идею и замысел I тома ХТК.

 В XIX и XX веках ХТК стал образцом для аналогичных циклов прелюдий и фуг во всех тональностях у таких композиторов:

 1) Д. Шостаковича «Прелюдии и фуги»;

2) П. Хиндемит «Ludus Tonalis»

3) Р. Щедрин «Прелюдии и фуги».

   В XIX веке прелюдия, которая имела значение вступления, например, к пьесе или сцене балета, получает новый смысл.

В 1814- 1815 годах Гуммель  создал первую серию из 24 прелюдий «во всех мажорных и минорных тональностях). Его примеру последовал польский композитор Фридерик Шопен. Цикл Шопена «24 прелюдии» очень популярен и послужил образцом для Х. Алькана, Цезаря Кюи, Ф. Бузони, А.Н.Скрябина, Д.Д. Шостаковича, С.В. Рахманинова и Клода Дебюсси (две тетради по12 пьес). Прелюдии этих композиторов так же охватывают все тональности.

 

Вопрос №2 Что такое оркестр? Какие виды оркестров вы знаете? Перечислите их.

Орке́стр (от др.-греч. ὀρχήστρα орхестра, площадка для хора в античном театре) — коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах, во главе с дирижёром. Любой оркестр состоит как минимум из одной оркестровой группы, представляющей собой устойчивое объединение инструментов.

Виды оркестров.

1.Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился.

  В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр.

2.Духовым оркестром называют оркестр, состоящий исключительно из духовых и ударных инструментов. Основу духового оркестра составляют Медные духовые инструменты (корнеты, альтгорны, теноргорны, тубы трубы, валторны, тромбоны.

Также в духовых оркестрах используются деревянные духовые инструменты: флейты, кларнеты, саксофоны, в больших составах — гобои и фаготы. Ударные инструменты.

Оркестр народных инструментов

В различных странах получили распространение оркестры, составленные из народных инструментов, исполняющие как переложения произведений, написанных для других составов, так и оригинальные сочинения.

 В качестве примера можно назвать оркестр русских народных инструментов, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки, трещотки, свистульки и другие инструменты. Идея создать такой оркестр была предложена в конце XIX века балалаечником Василием Андреевым. В ряде случаев в такой оркестр дополнительно вводят инструменты, фактически не относящиеся к народным: флейты, гобои, различные колокола и многие ударные инструменты.

4.Эстрадный оркестр — коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том числе саксофонов, обычно не представленных в духовых группах симфонических оркестров), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов. Эстрадно-симфонический оркестр — большой инструментальный состав, способный объединить исполнительские принципы различных видов музыкального искусства. Эстрадная часть представлена в таких составах ритм-группой (ударная установка, перкуссия, фортепиано, синтезатор, гитара, бас-гитара) и полным биг-бэндом (группы труб, тромбонов и саксофонов); симфоническая — большой группой струнных смычковых инструментов, группой деревянных духовых, литаврами, арфой и прочих.

5.Джазовый оркестр — один из самых интересных явлений современной музыки. Возникший позже всех других оркестров, он стал воздействовать на другие формы музыки — камерную, симфоническую, музыку духовых оркестров. Джаз использует многие из инструментов симфонического оркестра, но имеет качество радикально его отличающее от всех других форм оркестровой музыки.

Главное качество, отличающее джаз от европейской музыки — это бо́льшая роль ритма. малый джазовый оркестр — биг-бэнд малого состава, большой джазовый оркестр без струнных — биг-бэнд, большой джазовый оркестр со струнными (не симфонического типа) — расширенный биг-бэнд, симфоджазовый оркестр.

Вопрос №3 Расскажите о жанре балет. Назовите балеты П. И. Чайковского.

Балет (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец. Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты.

Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.

 

   Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов («Комедийный балет королевы», 1581) составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту.

Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Ж. Ж. Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических образах, утвердил активную роль музыки как «программы, определяющей движения и действия танцовщика».

  Дальнейшее развитие и расцвет балета приходится на эпоху романтизма. Современный балетный костюм (костюм феи Драже из спектакля «Щелкунчик») Ещё в 30-е годы XVIII в. французская балерина Камарго укоротила юбку (пачку) и отказалась от каблуков, что позволило ей ввести в свой танец заноски, исполнительницы старались встать на коньчики пальцев, что привело к изобретению пуант.

  В Россию балет проникает и начинает распространяться ещё при Петре I в нач. XVIII в. В 1738 по ходатайству французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа балетного танца (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой). История русского балета начинается с 1738 года.

Именно тогда, благодаря прошению господина Ланде, появилась первая в России школа балетного искусства — известная ныне на весь мир Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой.

                 Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. В хореографии новаторство Чайковского было воплощено балетмейстерами Мариусом Петипа и Л. И. Ивановым положившими начало симфонизации танца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: