Архитектура древней Греции

 

Искусство и культура Древней Греции занимают очень важное место в истории развития всей европейской культуры. Она была основана на классических канонах античности

В целом его культурные традиции были полны противоречий, поскольку создавались в обществе рабовладельческой демократии. Однако работы древних мастеров стали эталоном для творцов многих последующих поколений.

Первые археологические раскопки в начале XVIII века были проведены в городах Помпеи и Геркуланум, погребенных под вулканической лавой Везувия. В результате исследований было обнаружено множество уникальных образцов различных работ мастеров той эпохи.

Это скульптуры и рельефные изображения, посуда и предметы быта, оружие и древние орудия труда. Среди всех найденных ценных образцов особое внимание привлекают сохранившиеся фрагменты зданий. Они представляют большой интерес для ученых в процессе изучения архитектурного облика древнегреческих городов.
История развития архитектуры делится на несколько периодов:
1. Гомеровская эпоха (с XII до середины VIII веков до нашей эры) — период зарождения и развития эллинской архитектуры, время постепенного разложения родового строя и появления новых классовых отношений. В основе эллинского зодчества изначально лежали традиции эгейской культуры, но впоследствии зарождались и новые, самобытные черты.
В бронзовом веке храмы еще не проектировали. Только в начале VIII века появился хром, конструктивные особенности которого напоминают Мегарон, появившийся ранее в архитектуре Крита и Микен. Основным строительным материалом для храма был необожженный кирпич, а двускатная крыша была сделана из дерева.

Большую часть сведений о внешнем виде зданий того периода ученые почерпнули из произведений Гомера. В те времена дома строились из дерева, которое для большей прочности скреплялось металлической обшивкой.

Еще одним распространенным видом строительного материала был необработанный кирпич. К концу этого периода строители стали использовать черепицу из обожженной глины. Это время характеризовалось строительством не только обычных жилых зданий, но и первых храмов.

Этот период примечателен формированием особой планировочной системы, важное место в которой занимает колоннада, окружающая здание со всех сторон. Одним из самых ранних сооружений этого периода считается храм богини Геры на острове Самос.

2. Архаический период (с VIII по начало V веков до нашей эры) — характеризуется окончательным формированием рабовладельческого государства, и возникновением города — полиса.
В начале архаического периода была также распространена строительная техника из дерева и необработанного кирпича. Единственное отличие заключалось в использовании терракотовых облицовок для украшения храмов. В дальнейшем наиболее важные и масштабные сооружения начинают возводиться из мягкого и легкого в обработке известняка. В конце этого периода наиболее распространенным материалом является мрамор.

В течение седьмого века до нашей эры древнегреческое строительное искусство развивалось сразу в нескольких направлениях, которые имели существенные различия.

В архаический период появились первые образцы монументальных сооружений, сформировались различные типы храмов и других общественных зданий.

Здесь происходит зарождение и развитие орденов, которые впоследствии становятся основными и наиболее узнаваемыми элементами древнегреческой архитектуры.
 
3. Классический период (с 480 по 400 годы до нашей эры) — время правления Перикла, которое характеризуется высоким уровнем развития архитектуры и всех сфер искусства.
Широко используется хорошо отточенная система заказов. Внешний вид зданий становится утонченным, а почерк архитекторов — узнаваемым.

Афины становятся главным городом, который имеет правильную планировку улиц. В других городах по такому же плану строятся и новые жилые кварталы.

В этот период сформировался архитектурный облик типичного греческого дома, который состоит из внутреннего двора, окруженного портиками, прообразом которых был Мегарон.

Классический период характеризуется появлением открытых каменных театров и залов для музицирования-Одеон. Новые формы принимают общественные здания для собрания большого количества людей.

4. Эпоха разложения полисов (IV век до нашей эры) — в этот период храмы теряют свое передовое значение, однако с большей интенсивностью развивается светская архитектура и совершенствуется планировка жилых домов.

Экстерьер зданий приобретает большую утонченность и изящество благодаря использованию ионического и коринфского ордеров.

5. Эпоха эллинизма (330 — е годы — I век до нашей эры) — период возникновения греко — восточных монархий и проникновения древнегреческой культуры в Малую Азию и Египет.
Эллинистическая эпоха характеризуется смешением различных стилей и орденов с чисто декоративным назначением. Но в то же время теряется былая краткость, монументальность и узнаваемость орденской системы.
Однако этот факт не мешает созданию масштабных городских ансамблей, в архитектуре которых широко используется перистиль-ряды колонн, окружающие дворы и площади.

Ордерная система

Ордер в архитектуре — это система проявления конструкции сооружения в определенной форме. С развитием и становлением стилистики различных ордеров устанавливается соразмерность целого сооружения и отдельных его частей, композиция и соответствующие пропорции. Постепенно совершенствуются формы построек, и греческая классика достигает вершины своего развития.

В архитектуре древней Греции использовались три основные ордера:

  • Дорический
  • Ионический
  • Коринфский

Каждая постройка представляет собой единое целое, созданное из отдельных архитектурных элементов, среди которых можно назвать следующие:

  • Крепида — это подножие любой постройки, своего рода фундамент сооружения.
  • Стены
  • Колонны различных ордеров
  • Антаблемент
  • Кровля
  • Треугольный фронтон











Дорический ордер

Дорический орден является самым массивным из всех, но его отличает простота декоративных деталей и строгость отделочных элементов. Дорический орден был образован в шестом веке до нашей эры. Ярким примером может служить храм Геры в Олимпии.

Размеры отдельных частей конструкции и их пропорциональное соотношение связаны с длиной радиуса колонны у ее основания. Этот радиус называется модулем, и все последующие пропорции рассчитываются на его основе.

В дальнейшем, с развитием строительной техники, колонны стали более тонкими, изящными и высокими. Соответственно, расстояние между ними увеличивалось, а высота антаблемента уменьшалась.

Дорический храм обычно строился на трехступенчатом высоком фундаменте. Ступени крепиды не были рассчитаны на подъем человека. Это был один из характерных элементов древнегреческой архитектуры. Высота ступеней фундамента определялась путем расчета общих пропорций сооружения.

Наиболее известным из сохранившихся образцов дорических построек является храм Посейдона в Пестуме на юге Италии и храм Гефеста в Афинах.

 

Ионический ордер

Здания Ионического порядка более легкие и элегантные. Это особенно заметно в сравнении с массивными элементами дорического ордера.

Ионические храмы раннего периода были больше и роскошнее украшены, чем тяжелые и строгие дорические храмы.

Но главной отличительной чертой можно считать внешний вид колонн: они гораздо тоньше и тоньше. Кроме того, у них есть база, шоссе и столица. Самая роскошная форма характеризуется капителью с волютками.

В этом случае колонны не соединены ритмическими элементами, как в дорическом порядке. Вместо фриза ионический антаблемент был отделан поясом, украшенным барельефом. Все детали ионного порядка имели сложное профилирование.

Ионный порядок достигает своего наибольшего расцвета в Малой Азии, где образцы структур имеют значительные размеры. Ярким примером является храм Артемиды в Эфесе, который достигал в длину 126 метров и имел колонны высотой 18 метров.

Коринфский ордер

Коринфский орден был развит на основе Ионического ордена и окончательно сформировался только в римской архитектуре. Главным отличием Коринфского ордена от Ионического было наличие капители с четырьмя сторонами, украшенной скульптурным изображением листьев аканта.

Одним из наиболее значительных примеров Коринфского ордена в Греции является столичный памятник Лисикрату в Афинах. Другой пример использования коринфского ордера является незавершенной Афинской olympieion оставит сильные впечатления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: