Темы не должны совпадать. Кроссворд должен быть по материалу доклада

Тематика занятий

 

Раздел 1. Введение

 

1. Понятие о художественной культуре.

 

Определения и виды культуры. Специфика художественной культуры. Теории генезиса художественной культуры.

 

Раздел 2. Художественная культура Древнего мира.

 

2. Художественная культура первобытного общества.

 

Особенности художественной культуры первобытного общества. Мифологическое сознание. Эволюция материальной культуры. Дискуссии о времени возникновения художественной культуры. Наскальная живопись. Мелкая пластика. Орнамент. Эволюция искусства в бронзовом и железном веке. Мегалитическая архитектура.

 

3. Художественная культура Древнего Египта и Месопотамии.

 

Становление цивилизаций, основанных на ирригации. Специфика египетского и месопотамского мировосприятия (в сравнении).

 

Особенности египетской культуры (замкнутость, традиционность, ориентация на потусторонний мир). Художественная культура Древнего царства. Складывание изобразительного канона. Особенности архитектуры. Пирамиды. Завершение становления письменности и основного корпуса научных знаний в период Среднего царства. Эволюция архитектуры, скульптуры и живописи. Новое царство: борьба тенденций культурной открытости и закрытости. Искусство времён Эхнатона. Упадок Египта и консервация его культуры.

 

Особенности месопотамской культуры (основные мировоззренческие и художественные доминанты). Письменность, литература, архитектура и искусство Шумера и их эволюция в аккадский и старовавилонский период. Особенности искусства Ассирии. Особенности искусства Ново-Вавилонского царства. Культурный синтез в эпоху персидской державы Ахеменидов.

 

4. Художественная культура Древней Греции.

 

Крито-микенская цивилизация. Особенности критского общества. Культурное влияние Древнего Востока. Критские дворцы. Фрески и керамика. Особенности микенского общества и его культуры.

 

Дорийское вторжение. Его деструктивные и конструктивные последствия. Влияние дорийской культуры на формирование древнегреческой (геометрический стиль, «человекоразмерность» богов).

 

Архаический период в культуре Древней Греции. Общие принципы греческой кул

 

ьтуры (понятие меры, агона, калокагатии). Культурные контакты с Востоком. Греческий храм. Ордеры. Архаическая скульптура.

 

Древнегреческий эпос (Гесиод, Гомер), древнегреческая поэзия (Архелох, Алкей, Феогнид).

 

5. Классический период художественной культуры древней Греции. Социальные изменения. Греческий театр. Греческая трагедия (Эсхил, софокл, Еврипид). Оформление канона в скульптуре. Мирон. Поликлет. Фидий. Классическая архитектура. Акрополь. Парфенон.

 

Искусство поздней классики. Социальные перемены и эволюция мировоззрения. Динамика развития архитектуры. Новые сюжеты и художественные приемы в скульптуре. Скопас. Пракситель. Лисипп. Поэзия.

 

6. Эллинизм. Новый общественный идеал. Синтез греческой и восточной культуры. Библиотеки. Градостроительство. Архитектура. Пергамский алтарь. Школы эллинистической скульптуры: александрийская, пергамская, родосская. Последние великие произведения греческого искусства (Венера Милосская, Ника Самофракийская, Лаокоон).

 

7. Художественная культура Древнего Рима.

 

Рим. Природные условия и характер римского полиса. Греческое и этрусское влияние. Основные культурные доминанты Рима. Римская религия. Типы римских общественных зданий. Архитектурные приёмы. Особенности римской скульптуры. Бюсты.

 

8. Древнеримское искусство времен Империи. Архитектура. Форумы. Колизей. Эпос, поэзия, драматургия древнего Рима.

 

Пантеон. Живопись и мозаика. Борьба идеализирующей и индивидуализирующей тенденции в римской скульптуре. Внешнее огрубление и увеличение интереса к духовному началу в поздней античности. Файюмский портрет. Христианский храм.

 

Раздел 3. Художественная культура Средневековья

 

9. Особенности социальной организации и мировоззрения средневекового общества.

 

Раннее Средневековье. Упадок материальной культуры. Христианизация варварской культуры. Эпос.

 

Высокое и позднее Средневековье. Классический феодализм, города. Рыцарство и его культура. Рыцарский роман. Куртуазность. Символика цвета. Романский стиль в архитектуре. Замки и соборы. Особенности бюргерской культуры. Городская литература. Университеты, ваганты. Готический стиль. Конструкция готического храма. Витражи. Готический стиль в интерьере. Поздняя готика.

 

10. Искусство Византии. Особенности общества и культуры Византии в сравнении с Западной Европой. Античное наследие. Культурные связи с Востоком. Особенности православной религиозности. Архитектура. Храм Св. Софии. Особенности архитектурных приёмов и динамика развития архитектуры. Иконопись. Формирование её теории, канона и методики. Иконопись классического периода и палеологовского времени. Гимнография. Музыка.

 

Раздел 4. Художественная культура Западной Европы

 

11. Художественная культура Возрождения.

 

Итальянское Возрождение. Развитие товарно-денежных отношений и бюргерской культуры в Италии. Новый взгляд на мир. Гуманизм. Отделение искусства от других сфер человеческой деятельности. Зарождение жанров. Проторенессанс. Литература

 

12. Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо. Джотто и новые живописные приёмы. Раннее Возрождение. Брунеллески. Донателло. Мазаччо. Беато Анджелико. Боттичелли.

 

13. Высокое Возрождение. Экономический и политический кризис и расцвет искусства в Италии. Леонардо Да Винчи. Рафаэль. Микельанджело. Позднее Возрождение. Маньеризм. Бенвенуто Челлини. Венецианская школа. Джорджоне. Тициан.

 

14. Северное Возрождение. Его география. Особенности Северного Возрождения в сравнении с классическим. Предпосылки развития живописи в Нидерландах. Особенности голландской школы. Ван Эйк. Преимущества масляной живописи. Брейгель старший. Босх. Специфика германского Возрождения. Дюрер. Кранах. Гольбейн.

 

15. Художественная культура европейского раннего Нового времени.

 

Социальная эволюция и особенности мировоззрения раннего Нового времени.

 

XVII в. Рождение науки современного типа. Завершение формирование жанров в искусстве. Классицизм. Его нравственно-гражданская направленность и эстетический идеал. Классицизм в драматургии (Корнель, Расин, Мольер).. Классицизм в живописи,

 

Пуссен.

 

16. Барокко. Кризис идеалов Возрождения. Система изобразительных средств барокко. Архитектура. Собор Св. Петра. Живопись. Рубенс. Эль Греко. Испанская школа Барокко в музыке. Барокко в литературе и драматургии.XVII в. Реализм XVII в. Рембрандт. Веласкес. Вермеер.

 

17. XVIII в. Идейные установки Просвещения. Рококо. Игровой принцип. Прикладное искусство периода. Ватто. Буше. Скульптура XVIII в.Литература эпохи Просвещения.

 

18. Художественная культура XIX в. в Европе.

 

Социальные, экономические и политические тенденции столетия. Усиление субъективного начала. Изменение соотношения жанров и форм художественной культуры. Новые виды искусства. Ампир. Романтизм и его эстетический идеал. Реакция на революцию и ее последствия. Бегство от действительности. Литература романтизма. Живопись. Гойя. Делакруа. Кризис романтизма.

 

Реализм. Анализ личности в социальном контексте. Понятие образа в критическом реализме. Классическая литература. Живопись. Домье. Курбе. Позитивизм и кризис реализма.

 

Символизм. Натурализм. Декаданс. Импрессионизм. Реакция на академическое искусство. Его цели и художественные приемы. Моне. Мане. Ренуар. Писарро. Неоимпрессионизм. Использование им достижений науки о цвете. Постимпрессионизм. Возвращение к определённости и социальному звучанию. Развитие импрессионистских художественных приемов. Сезанн. Ван Гог. Гоген. Западноевропейская музыка XIX в. Оперное искусство.

 

19. Художественная культура рубежа XIX–XX вв.

 

Проблемы развития западного общества на рубеже веков. Стремление к обновлению общества и искусства. Модерн. Архитектура и декоративно-прикладное искусство модерна. Модернизм в литературе и музыке. Школы в живописи. Фовизм. Матисс. Экспрессионизм. Его география. Энсор. Кирхнер. Нольде. Мунк. Кокошка. Кубизм. Аналитический и синтетический периоды. Коллаж. Пикассо. Брак.

 

Футуризм. География его распространения. Маринетти. Боччони. Сюрреализм. Его связь с интуитивизмом, фрейдизмом. Дали. Магритт. Абстракционизм. Его символический язык. Кандинский. Малевич.

 

20. Художественная культура XX–XXI вв.

 

Индивидуализация как основной процесс в культуре Запада XX в. Условность выделения художественных школ во второй половине века. Феномен массовой культуры и его влияние на художественную культуру. Визуализация. Комикс. Постмодерн: его основные черты и специфика проявления в различных сферах культуры.

 

Раздел 5. Художественная культура России

 

21. Древнерусская художественная культура.

 

Быт и верования древних славян. Символика культовых изображений. Сохранение языческих элементов в прикладном искусстве Руси последующих эпох. Крещение Руси и рецепция византийского культурного наследия. Первые каменные храмы и особенности их архитектуры. Зарождение архитектурных школ. Значение иконописи для русского православия. Иконографические типы. Письменность и древнерусская литература, ее основные жанры. Эволюция архитектуры после распада Руси. Новгородская и Владимирская школы. Памятники эпохи Андрея Боголюбского. Новгородская и Псковская школа иконописи.

 

22. Развитие художественной культуры в России XIII–XVIII вв.

 

Упадок культуры вследствие монголо-татарского нашествия. Возобновление каменного строительства. Феофан Грек,. «Русификация» архитектуры и иконописи под влиянием подъёма Руси. Андрей Рублёв. Дионисий. Возникновение иконостаса и его структура. Стиль «Плетения словес», Епифаний Премудрый.

 

Каменное строительство в Москве в эпоху объединения Руси. Кремль, кремлёвские соборы, храм Василия Блаженного. Шатровый храм. Иконописный стиль XVI в. Появление элементов бытового и исторического жанра.

 

Светское строительство в XVII в. Многоглавый храм. «Московское барокко». Годуновская и строгановская школа иконописи. Симон Ушаков. Парсуна.

 

Архитектура эпохи Петра I. Первые русские художники. Никитин, Матвеев. Русское барокко. Растрелли. Вишняков. Аргунов. Деятельность Ломоносова. Русский классицизм. Баженов. Казаков. Подъём скульптуры. Шубин. Фальконе. Живопись конца XVIII в. Рокотов. Левицкий. Боровиковский.

 

Русская литература XVIII в. (Тредиаковский, Крылов, Радищев, Державин). Русская музыка и ее светское направление (Бортнянский, Фомин). Русский театр (Сумароков, Фонвизин).

 

23. Художественная культура России XIX века.

 

«Золотой век» русской литературы. Расцвет русского романа. Поэзия и драматургия. Эволюция классицизма в первой половине XIX в. Казанский собор. Смольный. Ампир. Росси. Исаакиевский собор. Русско-византийский стиль. Тон. Храм Христа Спасителя. Большой кремлевский дворец. Господство эклектики с середины века.

 

Живопись первой половины века. Романтизм. Кипренский. Венецианов. Брюллов. Иванов. Критический реализм. Перов.

 

Передвижники. Крамской. Репин. Суриков. Ге. Саврасов. Шишкин. Васильев. Куинджи. Поленов. Верещагин. Васнецов.

 

Музыкальное искусство XIX в. Проявление реализма в музыке. Глинка. Чайковский. Композиторы «Могучей кучки».

 

24. Художественная культура России XX века.

 

Художественная культура начала века. Восприятие модерна. «Серебряный век» русской литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм. «Мир искусства». Серов. Врубель. Русский авангард. Малевич. Кандинский. Шагал.

 

25. Художественная культура советского и постсоветского периода. Эволюция государственной политики в отношении искусства. Эксперименты 20-х гг. Социалистический реализм. Контркультура. Современные тенденции в художественной культуре России.

 

Можно будет конкретизировать (например, взять одного из авторов и рассмотреть подробно).

 

Важно!!!

Темы не должны совпадать. Кроссворд должен быть по материалу доклада.

 

 

Желаю успехов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: